К концу 2025 года Ковров перестанет быть единственным во Владимирской области городом, в котором «даже ливнёвки никогда не было с советских времён». Об этом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета заявил первый вице-губернатор, региональный министр финансов Вячеслав Кузин.
На реконструкцию сетей водоотведения (ливневой канализации) в Коврове в течение следующих двух лет планируется потратить 150 миллионов рублей.
Изменения грядут и в закрытом городе Радужный, который сегодня, по словам Кузина, является «самым молодым, но самым безводным» во Владимирской области. На строительство станции водоподготовки предусмотрен 391 миллион рублей.
Александров к концу 2024 года должен стать «полностью новым городом в плане коммунального обеспечения» - на завершение строительства современных котельных туда направят 50 миллионов рублей.
Вячеслав Кузин рассказал на какие проекты будут направлены ресурсы и призвал глав муниципалитетов к ответственности, иначе в будущем они получат финансовую поддержку по остаточному принципу:
Всех, кто просит деньги за красивые глаза, вице-губернатор отослал к фрагменту сказки про Буратино, в котором идёт речь о закапывании пяти золотых на Поле Чудес в Стране Дураков.
Расшифровка фрагментов слушаний, в которых речь шла о вложениях бюджетных средств в коммунальную инфраструктуру и в другие проекты.
Вячеслав Кузин, первый звице-губернатор, министр финансов Владимирской области:
- На три года на транспорт будет выделено 2,9 миллиарда рублей, в том числе в 2024 году — 1,1 миллиарда рублей. Продолжится обновление парка автобусов и троллейбусов, в том числе с использованием лизинга. Сохранены все льготы граждан на транспортное обслуживание. Объем расходов уже превышает 360 миллионов рублей только в 2024 году и больше 1,1 миллиарда на три года. Это тоже деньги гражданам, которые опосредованно получают они себе в виде не увеличения стоимости проезда в первую очередь на железнодорожном транспорте. Наибольший удельный вес — это Северная дорога и Горьковская дорога. Меньше — Московская дорога. У нас три [железных] дороги на территории региона.
-
На сельское хозяйство планируется направить 6,7 миллиарда рублей. В 2024 году — 2,3 [миллиарда]. Рост — 109,2% к уровню текущего года. Сохранены все направления государственной поддержки. Не отказались мы ни от одного направления. Наоборот, только развиваем их и расширяем. Акцент сделан на модернизацию производства, вовлечение в оборот неиспользованных сельхозугодий, поддержку малых форм хозяйства на селе и обеспечение эпизоотического благополучия в области. На эти цели выделяются дополнительные ассигнования — это новые так называемые расходные обязательства.
-
Продолжим увеличивать уставной капитал «Владагролизинга» с целью технического перевооружения отрасли.
-
Безусловно, приоритетом остается повышение качества жизни людей на селе. На реализацию сельских территорий [в трёхлетний период] планируется направить 6,3 миллиарда рублей, в том числе 2,9 млрд в 2024 году. Бюджетные ассигнования запланированы обеспечение сельских жителей доступным комфортным жильем, строительство дорог, обеспечение социальной и инженерной инфраструктуры на селе.
-
В трехлетнем периоде на поддержку малого и среднего предпринимательства также запланировано 430 миллионов рублей. Продолжат работу три фонда, которые оказывают лизинговую услуги, микрозаймы, гарантии. Государственная поддержка в виде налоговых освобождений, льгот, субсидий, услуг инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса получат… Вот все задают вопрос «деньги, деньги, деньги». А кто [их получит]? Три тысячи организаций индивидуальных предпринимателей. Они получат эту помощь, но они обязались взамен, получив эту помощь, создать не менее 500 новых рабочих мест.
-
Ещё раз говорю: деньги, показатели, а дальше следует ответственность. Это — не раздача средств. Конечно, будет поддержана предпринимательская деятельность в муниципальных образованиях, на что тоже предусмотрены в областном бюджете субсидии на эту цель.
-
Также в целях развития экономики в инфраструктурные проекты будет направлено 2 миллиарда рублей — это только плановые. Сразу скажу, что уже принято решение, заключен договор на [получение инфраструктурного бюджетного кредита в размере] 3,5 миллиарда рублей. Уже в этом году мы этот кредит получим. Он также будет направлен, но реализован безусловно будет в 2024 году с переходом некоторых объектов на 2025 год. Таким образом, их объем растет, как вы видите, плюс к этим 2 миллиардам. 2 миллиарда плановые, а тут еще дополнительные, которыми поощряются субъекты Российской Федерации, которые активно реализуют эти программы.
- Все эти решения принимаются не нами, а правительственной комиссией. Пройти через это угольное ушко — это тоже требует определенного качества, что ли, работы наших управленцев.
- На продвижение инвестиционной привлекательности региона, поддержку промышленных предприятий через различные институты развития [в трёхлетнем периоде] запланированы 530 миллионов рублей. В 2024 году — 176, 6 миллионов. Будут реализованы новые инвестиционные проекты за счет реструктуризованных бюджетных кредитов. Это тоже тема. У нас с вами кредиты бюджетные есть, но они все реструктуризованы на 15 лет. Что это такое, вы понимаете. Длинные, длинные, длинные…Эти кредиты под 0,1%. Инфраструктурные кредиты — под 3%.
- Поддержка туризма. Запланировано 138 миллиона рублей. Ежегодно — 63,8 миллиона. Для создания условий и развития туризма в малых городах региона им будут представлены межбюджетные трансферты в сумме 31,5 миллиона рублей ежегодно.
-
Финансирование поддержки жилищно-коммунального хозяйства. Планируется в 2024 году 4,4 миллиарда рублей. На три года вложения составят более 9,4 миллиардов рублей. В 2025-2026 году продолжится расселение из аварийного жилья. Программа завершается 2024 годом, всё. Дальше будет новая программа, но в нее будут входить только те регионы по мере исполнения действующей программы. Здесь мы должны понимать ответственность. С одной стороны, эта программа будет расширена до 2030 года, то есть там другие будут уже годы [признания домов аварийными] взяты за основу, но регионы будут включаться, тоже решение, принятое на федеральном уровне, только после того, как полностью отчитаются за переселение по существующей программе.
-
Я просто говорю о том, чтобы все понимали эту вещь.
Вячеслав Картухин, вице-спикер ЗакСобрания, руководитель фракции «Единая Россия»:
-
Президент нашей страны неоднократно поднимал необходимость заботы о жилищных условиях наших граждан. Соответственно, проявилась такая проблема, что у нас есть более 60 домов, которые подпадают, аварийные дома, которые подпадают под статус блокированной застройки. На расселение этих домов, в этих домах живут люди, требуется более 700 миллионов рублей. Соответственно, проблема на сегодняшний день, насколько мне известно, не решается. Нам надо подумать вместе, как приступить к решению этой проблемы при поддержке прежде всего средств областного бюджета.
-
Также есть дома, которые уже расселены, но не снесены. Соответственно, на это тоже требуются средства областного бюджета. Есть у нас понимание, как мы будем действовать?
Вячеслав Кузин:
- Средства областного бюджета здесь не требуются. Это требуется от того собственника земельного участка, который снес дом. Один пример из старой жизни: город Владимир, на улице Северной снесли дом, жильцов выселили - помните эту тему, да? - город принял решение на этом месте, отдал частнику, построили двенадцатиэтажные дома, которые не снесли все остальные дома, и где люди сегодня живут и пишут жалобы во все инстанции. Почему? Эта тема муниципальная, потому что земля эта потом пойдет в оборот муниципальный. Она будет выделена или коммерческим структурам или под другие цели — это уже вопрос их совместного ведения. Когда они подписывают соглашения с нашим министерством, в соглашении прописана их обязанность снести этот дом. Деньги получили, всё сделали, обязанности не выполнили, теперь давайте поговорим, кто это будет делать. Делать будет тот, кому положено делать. Не хватает средств — это вторая тема, которую мы должны вместе с вами обсуждать.
Александр Цыганский, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
- Очень острая проблема во Владимирской области, особенно в городе Владимире у нас стоит с расселением из ветхого аварийного жилья. На сегодняшний день в городе Владимире только не исполненных решений суда больше, чем на полмиллиарда рублей. Естественно, бюджет города эту нагрузку не потянет. Я бы хотел предложить Вячеславу Павловичу повнимательнее посмотреть на эту тему и предусмотреть дополнительные средства в рамках программы переселения из ветхого аварийного жилья.
Вячеслав Кузин:
-
На этот вопрос был дан ответ. Я еще раз повторю отдельно для вас. В первую очередь эта программа не приостанавливается, она заканчивается в 2024 году, но дальше поручение президента, я уже сказал, она, может быть, будет продлена до 2030 года, но для тех, кто существующую программу исполняет и достигает показателей. То есть реализует вовремя. Я уже сказал, называл вам цифры.
-
К сожалению, сегодня многие из наших муниципалитетов, те, которые представляете, мягко говоря, качеством этой работы не блещут.
-
По решению суда, давайте так, все-таки будем когда-нибудь мы ответственными людьми. Что такое решение суда? Суд принимает решение в адрес виновного. Понимаете? Это все равно, что меня оштрафовали за то, что я нахулиганил на улице, я приду к депутату и скажу: «Дайте мне денег на оплату штрафа. У меня же их нет». «А зачем ты хулиганил?» — зададут вопрос. «Ну, слушайте, я хулиганил тогда, я же не знал, что меня штрафовать будут».
-
И каждый раз в решении суда четко написано, за что и кто виновен. Всегда нужно на эти вещи смотреть.
-
Зачастую решением суда некоторые у нас специалисты муниципальные, я не буду пальцем показывать, прикрываются. Знаете, каким образом? Приходят в суд и говорят: «Да я согласен, примите любое решение. Все правильно, принимайте решение». Не отстаивают свою позицию, а соглашательскую позицию занимают. Для чего? Когда касается каких-то благ каким-то людям, вроде по закону я не могу, я очередь нарушу, но если суд примет решение, то я как бы прикрываюсь решением суда, нарушу права остальных людей. Понимаете, да?
-
За эти вещи вы иногда говорите: «Давайте поощрять». В каждом случае нужно разбираться. Мы с вами всегда помогаем муниципальным образованиям. Ни одного из них не бросили. Почему сегодня об этом говорим? Кредиторская задолженность по обязательствам муниципальных образований на территории Владимирской области отсутствует. Это говорит только о том, что мы им оказываем всю необходимую помощь для того, чтобы этой проблемы у них не было. Мы только действуем в рамках закона. Законность — это главный принцип. Все остальное, когда они там где-то чего-то… Я пример привел сегодня. Не буду называть муниципалитет. Нормальные ребята. Построили две школы, детский сад, а налоги не платят. И говорят: «А давайте построим еще один объект». Мы же хотим в программе участвовать. Как ты участвуешь, когда ты не платишь за то, что ты уже обязан делать? Начинают нам вести такие разговоры.
Владислав Тихомиров, заместитель министра ЖКХ Владимирской области:
- По вопросу переселения граждан, как Вячеслав Павлович [Кузин] правильно сказал, необходимо сначала завершить переселение тех домов, которые были признаны аварийными до 2017 года. Основной объем финансирования средств на переселения осуществляется за счет средств фонда развития территорий. То есть на 2024 год эти средства фондом не предусмотрены. Сейчас лимиты до нас не доведены. Соответственно, если лимиты к нам поступят, мы приступим, как всегда, к ускоренной реализации этой программы. Вместе с тем на 2025-2026 годы средства мы все равно проектом предусматриваем. Надеемся, что финансирование будет возобновлено, и мы продолжим реализацию.
Вячеслав Кузин:
-
Я немножко эту тему [разовью]. Деньги 2024 года нам перекинули на 2023-ий. Говорят: «Сделаете, будем разговаривать, еще будем вам выделять средства». То есть, понимаете, не по желанию, а по результату. Результат есть, двигайся дальше. Нет результата… И так уж для лирики, не для упрека: сегодня на коммунальное хозяйство муниципальное, как правило полномочия муниципальные, коммунальное хозяйство сегодня 4,8 миллиарда рублей муниципальных бюджетов на эти вещи, там и чистая вода, они предусмотрены.
-
Так, на всякий случай, на сегодня [кассовое] исполнение [в муниципальных образованиях выделенных средств составляет] 45% [от годового плана]. Через полтора месяца будут все эти программы выполнены и закрыты? Наверно, нет. Поэтому, конечно, можно раздувать и дальше эти направления финансовые, но когда их не в состоянии реализовать на местах…
-
Сами по себе деньги результат не приносят. Результат приносят деньги, которые реализованы и стали объектом, скважиной, очистными сооружениями, водопроводом чистым, нормальным, тогда результат есть. А когда деньги есть, а водопровода нет, скважин нет, очистных сооружений нет, ну о чем дальше говорить? «Давайте ещё денег» это — старый разговор, от которого я сегодня вас предостерегаю. Сегодня не деньги главный вопрос. Главный вопрос — эффективно и качественно их использовать. Кто это умеет делать, он всегда получит дополнительное финансирование. Но выделять дополнительное финансирование туда, где не выполняется сегодня эти обязательства, вы понимаете, это просто закапывать. Я всем говорю, кто не знает, читайте про Буратино. Помните, там поле такое было, где он золотые закапывал? Помните, как это поле называется? Давайте не превращать себя, наш бюджет в это поле, где вот закапываются эти деньги.
-
Теперь — про модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства — 4,5 миллиарда рублей. За счет инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета в 2024 году мы обязаны, я специально акцентирую, завершить строительство котельных и тепловых сетей в городе Александрове. То есть полностью должен быть новый город в плане коммунального обеспечения. Никаких проблем там быть больше не должно.
-
В 2024-2025 будет осуществляться реконструкция сетей водоотведения в городе Коврове — тоже больная тема. Единственный город, где даже ливневки никогда не было с советских времен. 150 миллионов выделяется на эти цели.
-
Водоснабжение, водоотведение [будет модернизировано] в поселке Вольгинский.
-
В целях выполнения поручений президента на завершение газификации к 2030 году выделено 865,2 миллиона рублей на газификацию населенных пунктов и замену бытового газового оборудования. Сразу скажу, что эта программа сформирована и полностью обеспечит все без исключения заявки, которые жители изъявили желание газифицировать свои домовладения. И сразу, если будет их количество расти, мы будем сразу выделять на эту программу дополнительные средства.
-
В рамках программы «Чистая вода» предусмотрено 391 миллион на строительство станции водоподготовки в ЗАТО город Радужный. Проблема больная. Город самый молодой, но самый безводный.
-
Запланировано 943,7 миллиона рублей на благоустройство. Изменится облик 74 городских объектов и 59 мест отдыха на селе.
-
Расходы на охрану окружающей среды запланированы в объеме 2,7 миллиарда рублей. Рост — 128,1% к уровню текущего года. Что это такое? Это — лесное хозяйство, водное хозяйство, охрана животного мира и особо охраняемых природных территорий.
-
Приступим к началу строительства комплекса по переработке отходов в Камешковском районе. В 2024 году предусмотрены бюджетные средства на разработку ПСД. Первое — проект. Потом дальше работа.
-
В 7 раз увеличится в 2024 году областная составляющая финансирования водного хозяйства. Запланирован капитальный ремонт плотины на реке Каменка в Суздале, а также разработка ПСД на капитальный ремонт 5 гидротехнических сооружений и расчистку 20 водных объектов области. Знаете, какой порядок, да? Это объекты федеральные. Все реки — это федеральная собственность, но мы готовим ПСД экспертизу, заявляемся в федеральную программу и оттуда только при наличии ПСД экспертизы, одобренной на федеральном уровне, мы начинаем приступать к реализации этих проектов.
-
На защиту населения от чрезвычайных ситуаций и гражданскую оборону запланирован 1,2 миллиарда рублей на три года.
-
Межбюджетные отношения на муниципальном уровне, скажу только одно, что [финансовая поддержка территорий] только растет. На 2024 году объем [предусмотрен в размере] 37,2 миллиарда рублей, но по 136 направлениям на три года превысит объем помощи муниципалам из областного бюджета стомиллиардную отметку.
-
Общий объем доходов [областного бюджета], поскольку просят меня потихоньку завершать, в 2024 году прогнозируется 94,5 миллиарда рублей. Расходы в 102,3 миллиарда рублей.
-
Сразу скажу, что этот объем будет уточнен после того, как примут во втором чтении федеральный бюджет. Сегодня 60% федеральных государственных программ пока по федеральному бюджету не распределены. После второго чтения, когда они будут распределены, у нас появится обязанность уточнить и доходы и расходы на этот объем финансовой помощи. Мало того, обеспечить их областным софинансированием. Эту задачу мы с вами будем решать то же самое ко второму чтению.
-
Безусловно, как я уже сказал, дефицит бюджета составит 7,8 миллиарда рублей, но к 2026 году мы его планируем свести до 500 миллионов рублей/ Такую задачу мы ставим перед собой. Далее будем уже ежегодно возвращаться к этим вопросам и уточнять эти параметры.
-
Сегодня наша главная задача: научиться эффективно использовать выделенные бюджетные средства. Это — государственная средства, средства налогоплательщиков в первую очередь. Их эффективно надо использовать — это сегодня наша главная задача.
-
Когда говорят «дайте деньги», первый вопрос, который им надо задать: «А вы в состоянии их использовать? Давайте посмотрим, как вы это делаете сегодня». Сегодня мы видим, что очень серьезные проблемы с реализацией [выделенных финансовых ресурсов]. Особенно расходов инвестиционного характера. Именно в муниципальных образованиях, поскольку основное строительство ведется в области именно по муниципальным объектам. Мы должны просто этому вопросу уделять сегодня повышенное внимание. Выделение денег должно сопровождаться повышением их эффективность. Эффективность — это достижение показателей и своевременный ввод этих объектов в эксплуатацию, поскольку они нужны для людей. Это — главная задача, которую мы должны с вами понять и которой мы должны руководствоваться при организации исполнения и областного бюджета и муниципальных бюджетов тоже.
-
Мы имеем сегодня с вами не самую хорошую картину. Есть муниципальные образования, которые забывают запланировать заработную своим работникам. Кстати, себе, управленцам, никогда не забывают, а вот работникам бюджетной сферы забывают.
-
Есть муниципальные образования, которые у нас любят строить и хорошо участвуют в программах объекты, но забывают, знаете, что делать? Платить налоги. Построили объекты, школы, детские сады, я уж район не буду сегодня называть этот, но два года не платят налог на имущество в областной бюджет, а из областного бюджета просят помощь. Эти вопросы будут решаться через призму полноты учета принятых расходных обязательств.
-
Третья проблему, я уже говорю в муниципальную сторону — это нельзя сегодня принимать решения, которыми у нас страдают, в первую очередь, ряд муниципальных образований. Вязники излечились от этой проблемы, а вот город Гусь — нет. Город Камешково — нет. Планируют продажу своих муниципальных объектов, которые заранее на берегу знают, что они никогда не будут проданы, но под них принимают расходные обязательства. А потом говорят: «Как же у нас доходы не выполняются?» Наша рекомендация прямая, что продавать нужно неиспользуемое имущество, но включать их в доходы и принимать расходные обязательства только после того, как вы реально реализовали этот объект. В противном случае это обман. Кого обманывают? Ну, наверно, в первую очередь сами себя. Ну, и население тоже.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.