Черный квадрат Игоря Конышева

Любовь Котелкина:
Заслуженный работник культуры, директор культурно выставочного центра музея-заповедника до 2017 года
kotelkina
Этюд в темных тонах: об изменениях в выставочной политике Владимиро-Суздальского музея-заповедника и о том как залы Палат превращаются в "мавзолеи" и "кишки"
ИСТОРИИ 18 сентября 2017, 11:47 12 5852

Несколько дней назад мне позвонили друзья из Мурома. Они собирались приехать к нам и спросили: «Какие выставки сейчас можно посмотреть во Владимирском музее?» Я решила узнать, позвонила в культурно-образовательный центр «Палаты» и была крайне удивлена, услышав, что в Палатах выставок нет, и в ближайший месяц не предвидится.

Я удивилась и как бывший работник музея поинтересовалась у коллег: «Какие выставки из музеев страны ожидаются в этом году?». Ответ был кратким: «Таких выставок не будет».

В музее больше не будет серьезных выставок из центральных музеев? Что случилось? Владимиро-Суздальский музей-заповедник всегда сотрудничал с ведущими музеями страны. Наш музей уважали и предоставляли серьезные исторические и художественные выставки. Владимирцы ждали их, знали – музей не подведет, выставки будут достойными.

IMG_1657.JPG

Открытие выставок всегда обустраивалось как настоящий праздник. По традиции выставку открывала директор музея, атмосфера в залах была одухотворенной и приподнятой. Городская интеллигенция с удовольствием приходила к нам. Все знали – в музее им рады, и каждый считал за честь получить именной пригласительный билет на открытие выставки как знак уважения и внимания.

Хочу вспомнить о прекрасных, организованных нами в последние годы выставках в Палатах. О них договаривались за несколько лет, обсуждая все подробности и условия. Это «Охота при царском дворе» из собрания Музеев Московского Кремля, «Ложка. Вилка. Нож» из Государственного исторического музея, выставка посвященная архитектору К.И. Росси из музеев Петербурга, выставка женского портрета из Музея В.А. Тропинина, выставка академика живописи Ивана Куликова из Муромского музея. А выставка, посвященная Владимиру Маяковскому? Они были одна интересней другой! Сотрудничество с музеями страны всегда было важнейшей частью нашей жизни.

Горожане заранее знали о наших планах. Директор музея-заповедника еженедельно на телевидении рассказывала владимирцам о жизни музея, о предстоящих событиях, разговаривала с ними как со старыми друзьями. Музей для горожан был добрым другом.

В ходе организации каждой из выставок проявлялось огромное уважение к гостям. Директоров и сотрудников музеев, приехавших к нам из других городов, встречали на вокзале, обязательно проводили экскурсию по городу, по музею. Сотрудники выставочного отдела делали все, чтобы они чувствовали себя здесь комфортно.

IMG_1647.JPG

А что же происходит сегодня? Какие выставки прошли в Палатах в этом году? Вообще, что изменилось в выставочной политике музея? В музее появился новый термин «капсульная выставка», привезенный из Горок Ленинских. Что это такое? А вот, допустим, положили в витрину несколько открыток на тему Первой мировой войны, поставили в экспозицию – и вот она, капсульная выставка! Готова, можно галочку ставить.

А если серьезно, с начала 2017 года в Палатах прошли всего две привозные выставки, договоренность о которых была достигнута еще в прошлые годы. Одна из них была организована в новом выставочном зале. Это бывший склад, примыкающий к большому залу, в котором всегда хранилось оборудование. Этот зал, похожий на длинный вагон сразу получил в народе название «кишка».

IMG_1646.JPG

Весной в нем прошла выставка, посвященная Ленину и Сталину «Мифы о любимом вожде» из Государственного исторического музея. Выставку нельзя назвать удачной как по отбору предметов, так и по экспозиционным параметрам. Думаю, в таком зале порядочную выставку сделать чрезвычайно сложно.

Вторая - выставка произведений народного художника России Бориса Неменского была странно однобокой. Но даже не это важно. Выставку этого выдающегося художника-педагога была закрыта в первую неделю сентября, хотя ее главный зритель учащиеся и педагоги.

Весной был «отремонтирован» один из трех малых выставочных залов. По указу директора, он был покрашен в радикально-черный цвет. И потолок, и стены, и подоконники. Пол был застелен черным ковролином. В честь всероссийской акции «Ночь в музее» в этой черной-черной комнате был установлен черный-черный подиум, на котором лежало костяное копье из древнего Сунгирского захоронения. Сотрудники музея рассказывали, что молодые люди, выходящие оттуда, со смехом говорили своим друзьям: «Обязательно сходите в похоронный зал»…

IMG_1642.JPG

Разобран великолепный дворцовый зал музея заповедника, куда горожане приходили в самые торжественные дни своей жизни. Здесь праздновали свадьбы, проходили выпускные балы школьников, музейные программы. В этом зале Юрий Вяземский проводил викторины «Умники и умницы», здесь были концерты. Теперь этого красивого зала нет. Его мебель подлежит списанию.

21843931_1466541430060896_1411221663_o.jpg

Сейчас начался ремонт большого выставочного зала Палат. Его потолок с лепными карнизами, стены, подоконники уже покрашены в абсолютно черный цвет. Видимо скоро привезут черный ковролин…

Л. Ю. Котелкина – заслуженный работник культуры, директор культурно выставочного центра музея-заповедника до 2017г.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции