Встать. Суд идёт

Светлана Соколова:
кандидат философских наук
sokolova
Гражданами не рождаются, ими становятся, и участие в суде присяжных может быть одним из инструментов становления гражданского сознания и гражданского общества
ИСТОРИИ 6 июня 2018, 11:08 5 3100

Каждые 4 года в нашей стране формируют списки участников судебных уголовных процессов – присяжных заседателей. Вот и в этом году незаметно для всех сформированы списки потенциальных присяжных.

У мало-мальски образованных людей упоминание о суде присяжных вызывает ассоциацию с нашумевшим делом Веры Засулич, стрелявшей в питерского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Революционерка была оправдана, правда, на вердикт суда присяжных повлияли позиция председателя суда А.Ф.Кони и защитника П.А.Александрова. А. Кони писал:

«Милосердие же, побуждавшее присяжных оправдывать подсудимого, когда, несомненно, содеянное им преступление вызвано острой нуждой или бесчеловечностью потерпевшего, - являлось более высоким благом, нежели механическое следование букве закона».

Но, так или иначе, в истории осталось решение присяжных – невиновна.

После Октябрьской революции присяжных заседателей упразднили вместе с другими буржуазными институтами. Но идея участия в отдельных уголовных процессах людей, не связанных с юридическим сообществом, не канула в Лету. Появились судебные заседатели – представители трудовых коллективов, как тогда говорили, которые участвовали как в судебных процессах, так и при принятии решений. Что происходило за дверями совещательной комнаты – тайна, но сегодня судьи поговаривают, что с мнением народных заседателей особо-то и не считались. Но зато в фаворе была судебная журналистика, а очерки из зала суда востребованы читателями.

Новой России присяжные заседатели потребовались. Но все оказалось непросто. Сами списки составить достаточно легко: берутся электоральные базы, и с помощью генератора случайных чисел отбирается нужное количество потенциальных участников судебного процесса. А потом может прийти письмо с сообщением о включении в списки присяжных. Тут-то и возникают любимые вопросы рефлексирующего россиянина: что делать и с чего начать? И велик соблазн отказаться, чтобы никто не тревожил собственное мирное существование. Кстати, это не только наша, российская проблема, у американцев все то же. Об этом еще Нелл Харпер Ли писала:

«Став присяжным, человек должен принимать решения и высказывать их. Люди этого не любят. Это ведь не всегда приятно».

Правда, приход информационного письма сам по себе еще ничего не значит. Далеко не все уголовные дела могут рассматриваться с помощью суда присяжных, далеко не все подсудимые рискнут обратиться к непрофессиональному суду. Но с другой стороны, в случае рассмотрения дела судом присяжных от следственных мероприятий и документов требуется особая тщательность в подготовке, чтобы не будить у присяжных подозрения в возможной пристрастности. Конечно, суд присяжных не панацея, но все-таки средство, подтверждающее некую объективность судопроизводства и зрелость гражданина, в нем участвующего.

Гражданами не рождаются, ими становятся, и участие в суде присяжных может быть одним из инструментов становления гражданского сознания и гражданского общества в целом. Так что, перефразируя стихи В.Маяковского, я в присяжные пойду – пусть меня научат.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции