«Мертвые петли» суздальских автобусов

Дмитрий Артюх:
Обозреватель Зебра ТВ
artuh
Путешествия на автобусе из Владимира в Суздаль и обратно в 20-е годы прошлого века были полны неожиданностей
ИСТОРИИ 15 июня 2018, 16:51 2 7120

Как известно, по городу Владимиру автобусы начали регулярно ходить только в 1935 году. Но междугороднее автобусное сообщение на территории нынешней Владимирской области появилось гораздо раньше. В частности, за 10 лет до запуска первого автобуса внутри Владимира между Владимиром и Суздалем уже циркулировало подобное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров.

До наших дней дошло описание этих «веселых» и достаточно рискованных рейсов. Если сейчас автобус из Владимира до Суздаля идет в среднем 40 минут, то в 1925 году пассажирские автобусы в штатном режиме преодолевали это расстояние в 30 километров за полтора-два часа.

Но штатный график поездки практически никогда не соблюдался. Водители то и дело были вынуждены останавливаться, чтобы менять покрышки, заливать «холодильный бак» водой и ремонтировать сломавшиеся машины. Из-за этого автобусное «путешествие» из Владимира в Суздаль затягивалось на 3-5 часов, а то и на весь день.

И это притом что ехали иной раз «без тормозов» в прямом смысле слова. Сохранились свидетельства о том, что автобусы выходили из гаража в рейс уже с неработающими тормозами.

Одно такое «валидольное» путешествие, случившееся 29 июля 1925 года, описано во владимирской газете «Призыв». Второй вечерний рейс автобуса вышел из Суздаля в 20:25. До Борисовского доехали относительно благополучно, когда уже стемнело. А потом пошел спуск со значительным уклоном:

«Неожиданно для пассажиров шофер машины, подъехав к этому спуску и опасаясь слететь с него в реку со всей машиной, и в тоже время, не имея средств остановить машину, делает вдруг изумительнейший (вроде мертвой петли) поворот машины, больше чем на 90 градусов, не опрокидываясь по случайности, но налезая на угол какого-то вынырнувшего из темноты дома.

Ловкий шофер не теряется, делает ход назад, но в диком ужасе пассажиры кричат: «Канава! Канава!».

Застопоренная машина останавливается поперек полотна дороги. Напуганные пассажиры спешат выскочить. Спуск с горы и дальнейший подъем пассажиры совершают пешеходом».

На вершине холма водитель с кондуктором успокоили людей, и они снова сели в автобус. В так называемый «Косой овраг» за Борисовским спустились нормально, но на подъеме машина «потеряла скорость» и поехала задом в обратном направлении.

«У шофера нет тормоза. Он при своей «ловкости» и поставил бы автобус поперек полотна, но ширина последнего только три сажени, а по бокам глубокие канавы.

Машина ковыляет по изрытой колеями и выбоинами грунтовой обочине, грозя свалиться в канаву и придавить пассажиров.

Последние начинают выбрасываться в канаву и на дорогу, падая и получая ушибы и сотрясения.

Выпрыгнувшие, стремительно поднимаются, догоняют машину, хватаются за ее крылья и бока, стараясь руками затормозить ее», - описывает прелести автобусной поездки автор газетной заметки в «Призыве» В. Трошин.

Автобус кое-как остановили, аварии удалось избежать. Но после этого пассажиры, наученные горьким опытом, до самого Владимира на каждом спуске и подъеме выбегали из автобуса и шли пешком. Так и добрались они до длинного спуска от Доброго села к центру Владимира:

«Пассажиры сдались на уговоры и объяснения шофера, давшего слово, что они благополучно съедут по спуску при помощи какой-то «третьей скорости», что ему жизнь так же дорога, как и пассажирам. С Добрянской горы спустились благополучно».

«Веселое» путешествие из Суздаля во Владимир на автобусе закончилось в первом часу ночи. Продлилось оно более 4 часов и стоило его участникам немалых нервов.

Автор статьи в газете «Призыв» предложил владимирскому Губтрантресту обратить внимание на организацию пассажирского междугороднего сообщения и сделать выводы.