Исчезнувшая княжеская крепость Стародуб

Дмитрий Артюх:
Обозреватель Зебра ТВ
artuh
Владимирская область настолько богата древними достопримечательностями, что с легкостью потеряла целый княжеский город с крепостью
ИСТОРИИ 16 июля 2018, 16:23 5 10399

Больше полувека назад Владимир Солоухин и его закадычный друг владимирский писатель Сергей Никитин отправились путешествовать по Владимирской области. Посидев-подумав они решили, что если пойдут вместе, то и напишут об одном и том же. Поэтому друзья-писатели отправились в путь разными маршрутами. В результате получились две совершенно непохожие книги: «Владимирские проселки» и «Живая вода», которые, несмотря на то что это литературные произведения, можно читать как источник информации о населенных пунктах, людях и событиях владимирской земли полувековой давности.

IMG_7932.jpg
IMG_7955.jpg

Маршрут Солоухина литераторы, краеведы, биологи и просто туристы уже не раз повторили со скрупулезной точностью. А вот Маршрут Сергея Никитина восстановить сложнее, поскольку автор не всегда указывает, где происходят описываемые им события.

Спустя несколько лет Никитин с сыном и друзьями отправился в еще одно путешествие вниз по Клязьме от Владимира. И появилась вторая книга «Меж лесных берегов», написанная совместно с редактором газеты «Призыв», писателем Сергеем Лариным. Некоторые географические точки Владимирской области встречаются в обеих книгах Никитина.

IMG_7949.jpg

Например, село Клязьминский городок, расположенное в 17 километрах к северо-востоку от Коврова. Клязьминский городок - одно из древнейших селений Владимирской области:

«На высоком берегу Клязьмы, взметнув к облакам колокольню старинной церкви, стоит Клязьминский городок - древний Стародуб, некогда удельный город князей Стародубских, Рюриковичей, от которых пошли Пожарские и прочие известные на Руси князья, а первым в Стародубе был посажен седьмой сын Всеволода Большое Гнездо - Иван».

Теперь принято считать, что город Стародуб был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Хотя многие историки подвергают сомнению эту дату и утверждают, что Стародуб появился позднее чуть ли не на полвека. В городе Стародубе были и валы, и крепостные стены, и церкви, и княжеский двор.

b_800_800_0_00_images_image34301.jpg

Потом на Русь напали татары. Легенда утверждает, что, узнав о приближении татарских полчищ, князь с дружиной и всеми горожанами тихо покинули город, унеся с собой все ценное, и укрылся в местных дремучих лесах. Татары штурмовали совершенно пустую крепость. А когда увидели, что грабить и убивать некого, в ярости спалили Стародуб дотла.

Городу не повезло и позднее. Татары вновь сожгли его в 1410 году, казанский царь Сафа-Гирей с 30 тысячным войском разорил Стародуб в 1541 году, а в 1609 году его разграбили поляки во главе с паном Лисовским.

«До меня как будто доносились из глубины веков топот и ржание татарских коней, звон мечей и кольчуг, свист вражьих стрел. Я видел кровь защитников Стародуба, слышал плач и крик полонянок... Можно было себе вообразить, какую тревогу порождали в соседних селениях частые пожары в Городке, как далеко вокруг были видны их кровавые зарева. Какой ужас наводили они на русских людей, какой гнев они порождали, как действовали на матерей, прижимающих к груди испуганных ребятишек - об этом скупые страницы истории молчат», - пишет Сергей Никитин.
IMG_7920.jpg

Так удельный княжеский город Стародуб, каждый век опустошаемый иноземцами, и превратился в рядовое село Клязьминский городок:

«Что сейчас представляет из себя это село? Деревенские благоустроенные добротные дома в два порядка - один против другого. Это - главная улица. На ней несколько магазинов. Ближе к крутому обрыву клязьминского берега - старая церковь. У ее подножья - пекарня, склады, сельпо, в бывшей часовне - ларек, в котором продают булки, сало, конфеты «ликьор», сахар и яблоки».

За 50 лет изменилось немного. Старую Покровскую церковь 1803 года постройки с огромной колокольней, которую видно за много километров, обнесли забором, который кое-где уже упал. От пекарни ничего не осталось. Часовня стоит, но салом с «ликьором» в ней уже не торгуют. Вокруг огороды с капустой и огурцами, заросли цветов, горбатый «запорожец» времен посещения села Сергеем Никитиным, дома с эркерами, напоминающими церковные апсиды.

IMG_7763.jpg
IMG_7772.jpg
IMG_7953.jpg
IMG_7951.jpg

Путешественник Никитин, страдавший от полного отсутствия путеводителей по интересным местам Владимирской области (кстати, ситуация спустя 50 лет в лучшую сторону не изменилась), зашел в местный сельсовет, где получил, по его словам, «урок краеведения»:

«Мне давно уже мозолил глаза большой и стандартный плакат с жирной надписью: «Изучайте и охраняйте исторические памятники!». Под верхним плакатом от руки было написано чернильным карандашом: «Граждане села Клязьминский городок, бывшего удельного города Стародуба! Вы живете в историческом месте!

- А какие у вас исторические памятники? - поинтересовался я...

- Какие? - равнодушно переспросила ответственная девушка. - Церковь... Бугры да ямы.

- Как же называется эта церковь?

- Не знаем.

- Ну, а охраняете вы ее?

- Как же! Сторожа охраняют. Там пекарня, склады».

IMG_7753.jpg
IMG_7754.jpg

Теперь местным жителям о древности их селения напоминает белокаменный памятник 850-летия города Стародуба, увенчанный сказочной птицей. В местной школе в начале 1990-х годов открылся музей, куда аборигены приносят найденные на своих огородах древности. В Ковровском районном музее есть материалы про Стародуб. Так что, жители села Клязьминский городок в плане краеведения теперь более подкованы. А вот с буграми да ямами - все та же история как во времена Никитина.

book.jpg

Еще писатель в своих путевых очерках несколько раз упоминает в Клязьминском городке текстильную фабрику:

«Внизу - корпуса текстильной фабрики. К ней ведет такой крутой спуск, что диву даешься, как ухитряются фабричные шоферы ездить по этой дороге с грузом...

Снизу, с берега, приходится задирать голову, чтоб высоко на круче увидеть его дома и колокольню, окруженную березами, липами и вязами. Наверху домам стало тесно, они сползли вниз крутыми улицами, а внизу их как бы остопоривают кирпичные корпуса текстильной фабрики...

Эта фабрика всегда оттягивала из колхоза рабочую силу, и до объединения здешний колхоз иронически называли «Семь Петров», потому что в нем было только семь мужчин и все Петры».

IMG_7783.jpg
IMG_7785.jpg

Паровая бумаготкацкая фабрика была построена в 1909-1910 годах местным зажиточным крестьянином Федором Носковым. Местное население, до этого уезжавшее на заработки в Ковров и другие города, теперь могло найти работу на малой родине.

IMG_7806.jpg
IMG_7777.jpg

Историки до сих пор пеняют Федору Носкову за то, что при строительстве зданий предприятия была уничтожена часть древних валов Стародуба. Многие, когда видят корпуса фабрики и почти вертикально срезанный холм за ними, удивляются необходимости таких тяжелых и затратных земляных работ.

IMG_7807.jpg
IMG_7800.jpg

Фабрика прекратила свое существование в середине 1990-х годов. Сейчас от постройки сохранились одни стены. От крыши не осталось и следа. Там, где стояли станки, растут березы и кустарники. А местное население, как в старые времена, трудится на стороне.

IMG_7837.jpg

Прямо за фабрикой течет красавица Клязьма, за которой на территории девяти тысяч гектаров в 1935 году был организован государственный заповедник по размножению выхухоли. А в 1940 году в заповеднике начали разводить исчезнувших в свое время бобров, которые теперь заполонили все реки Владимирской области.

IMG_7910.jpg
IMG_7887.jpg
«В пятьдесят втором году заповедник, выполнивший свою задачу, был упразднен, а на расширенной территории образован госзаказник, где всякая охота круглый год запрещена. Ныне это место служит для безопасного расселения ценных пушных зверей двух областей - Владимирской и Ивановской», - пишет Сергей Никитин в книге «Меж лесных берегов».
IMG_7926.jpg
IMG_7965.jpg