15 мая УМВД по Владимирской области возбудило уголовное дело в отношении владимирского предпринимателя Сергея Елесина. Его подозревают в мошенничестве и легализации доходов, полученных преступным путём. Следствие полагает, что он преступным образом распоряжался средствами вкладчиков потребительского кооператива «Инвест-Мастер». 20 мая полицейские просили суд поместить Елесина под стражу. Защита ходатайствовала отпустить предпринимателя под залог в три миллиона рублей. Судья приняла решение назначить бизнесмену меру пресечения в виде домашнего ареста. Начальник УМВД Сергей Губарев сообщил Зебра ТВ, что полиция не будет настаивать на заключении Елесина под стражу, и что в самое ближайшее время дело уйдёт в суд. Защита же подала документы на обжалование решения суда, так как домашний арест помешает Елесину проводить работу по выплате денег вкладчикам.
22 мая в «Руськино» (этот объект входит в структуру Елесина «Реал») прошла пресс-конференция сторонников Елесина. В зале также присутствовали несколько десятков предпринимателей. Очень много говорили о политической подоплёке дела. На мероприятии было принято решение о создании инициативной группы в поддержку бизнесмена. Также прессе передали обращение Сергея Елесина. Он написал его накануне и передал адвокату, с которым ему общаться не запрещено.
Публикуем текст обращения в полном объёме:
"Я занимаюсь предпринимательской деятельностью с 1995 года. Считаю себя не только успешным бизнесменом, но и человеком, которому не безразлична судьба Владимира и Владимирской области, благосостояние жителей региона, конкретные вопросы социально-экономического развития. Уверен, что социальная миссия бизнеса должна проявляться не только в уплате налогов, но и в деятельности, направленной на улучшение уровня жизни людей, создание благоприятных условий для работы, отдыха, воспитания детей. Этими принципами я руководствовался и руководствуюсь при реализации всех своих предпринимательских проектов.Холдинг «Славянский хлеб», торговая сеть «ПИ» и «Продмастер», развлекательный кинокомплекс «РусьКино», спортивно-развлекательный комплекс «Пингвин», автокомплекс «Реал-авто», потребительское общество «Инвест-Мастер», мусоровывозящая компания «Чистый Владимир», торговый центр «Дуброва» во Владимире и торговый центр «Треугольник» в Коврове – эти и многие другие проекты, в реализации которых я принимал участие, преследовали цель не только построения на региональном уровне бизнеса европейского образца, но и создания социально ориентированных объектов и процессов, практическая польза от которых ощутима многими.
Конечно же, не все давалось легко и просто, и трудностей хватало всегда, но я не жаловался. Цель оставалась неизменной: ответственно и качественно заниматься своим делом. Жить и работать здесь, честно развивая бизнес и, по мере сил и возможностей, улучшая жизнь вокруг.
Сегодня в возглавляемой мной группе компаний «Реал» работает более 1000 сотрудников, которым обеспечены комфортные условия труда, достойная заработная плата, хороший социальный пакет. Кроме того, мы ежегодно перечисляем в бюджеты разных уровней свыше 30 миллионов рублей обязательных платежей в виде налогов. Весь бизнес – открытый и прозрачный. Нам нечего скрывать.
Кроме того, группа «Реал» всегда активно и с удовольствием участвует в реализации социальных проектов. Это выражается и в строительстве детских площадок в области, и в помощи Владимирской школе спортивной гимнастики, и в вопросах поддержания чистоты и порядка в городе Владимире, а также во многих других значимых моментах. Без сомнения, это очень важное направление деятельности, потому что и я сам, и многие мои партнеры чувствуем личную ответственность за посильное развитие социальной сферы своей малой Родины.
Меня неоднократно приглашали заниматься бизнесом в другие регионы, предлагали должности в органах государственной и муниципальной власти, но я всегда отказывался от этих предложений, считая, что наиболее успешной и эффективной моя предпринимательская деятельность будет там, где я смогу принести наибольшую пользу, – именно здесь, во Владимирской области.
Однако последние события поневоле заставляют меня, как минимум, задуматься о необходимости продолжения какой-либо социально эффективной деятельности, а, как максимум, – о целесообразности ведения бизнеса во Владимирской области в целом. Речь не идет о том, чтобы куда-то уехать, а о том, стоят ли затраченные усилия своего результата? Иными словами, зачем выстраивать эффективный бизнес, заниматься спонсорством, благотворительностью и социальными проектами, если ты не застрахован от того, что будешь именно за это наказан? Абсурдно, но это именно так.
Толчком к подобным размышлениям послужило расследование уголовного дела № 6108, касающегося деятельности потребительского общества «Инвест-Мастер». Вкратце расскажу историю этого потребительского общества, к которой я имею самое непосредственное отношение.
ПО «Инвест-Мастер» было основано в 2006 году и занималось привлечением денежных средств от населения с последующим их инвестированием в разнообразные проекты. В 2008 году, в связи с мировым и отечественным экономическими кризисами, у общества возникли финансовые трудности, которые в итоге привели к банкротству. Тем не менее, я и мои партнеры сделали все возможное, чтобы сохранить «Инвест-Мастер» и вернуть людям вложенные ими средства. В самый разгар кризиса я стал одним из крупнейших пайщиков потребительского общества, и из внесенных мною денег были произведены существенные выплаты многим вкладчикам. Недостроенные объекты, банкротство "Гроссмарта", закон, запрещающий деятельность одного из пайщиков, не добавили оптимизма в той ситуации, но мы не опускали руки.
Благодаря широкой разъяснительной работе, а также в результате неоднократных переговоров с кредиторами «Инвест-Мастера», в которых я принимал самое активное участие, удалось прийти к заключению мирового соглашения, которое было подписано и утверждено судом в августе 2011 года. Удалось убедить людей, что их деньги никуда не исчезнут, и до 2015 года они будут возвращены всем кредиторам, при условии, если мне дадут возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.
Я никуда не прятался и не убегал, не уходил от ответственности и лично встречался с людьми, разговаривал с ними, убеждал, предлагал пути выхода из этой кризисной ситуации и старался сделать все от меня зависящее, чтобы «Инвест-Мастер» не был уничтожен. Только в этом случае оставалась возможность вернуть людям деньги, и мы с вкладчиками этой возможностью воспользовались.
В то время как большинство других потребительских обществ и кредитных потребительских кооперативов массово обворовывали своих вкладчиков, «Инвест-Мастер» признал все существующие долги и документально зафиксировал собственное обязательство их выплаты кредиторам. Я и мои партнеры не «выкачивали» средства из потребительского общества (что было на тот момент весьма распространенной российской практикой), но собственными средствами поддержали «Инвест-Мастер».
С момента начала действия мирового соглашения кредиторам ПО «Инвест-Мастер» уже было выплачено несколько десятков миллионов рублей, и эти выплаты продолжаются по сегодняшний день. Всего за пять лет вкладчикам было возвращено порядка 178 миллионов рублей. Причем – подчеркну еще раз – во многом это были мои деньги, которые я во время кризиса вложил в потребительское общество, чтобы не допустить его окончательного уничтожения. Более того, согласно мировому соглашению, возврат моих денежных средств предусмотрен в самую последнюю очередь, несмотря на то, что я являюсь одним из основных кредиторов.
Все эти факты, а также многие другие обстоятельства свидетельствуют о том, что я и мои партнеры предприняли множество усилий с целью сохранить «Инвест-Мастер» и обеспечить возврат денежных средств всем кредиторам.
Тем не менее, 26 декабря 2011 года было возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств ПО «Инвест-Мастер». В рамках этого дела мне было предъявлено обвинение в совершении мошеннических действий, направленных на завладение денежными средствами вкладчиков потребительского общества, что само по себе абсурдно, «украл у самого себя». Более того, следователь Глухова А.А. ставит под сомнение решение суда об утверждении мирового соглашения, являющегося преюдициальным, т.е. обязательным, при этом не ставя суд ни во что.
По непонятным мне причинам следствие расценило мои действия по спасению ПО «Инвест-Мастер» как прямой умысел на причинение имущественного вреда потребительскому обществу и его вкладчикам. Факты прямой финансовой помощи обществу, неизменной информационной и организационной открытости для всех вкладчиков и кредиторов до, во время и после банкротства, заключение и неуклонное исполнение мирового соглашения, отсутствие обязательного по закону для дел такой категории заявления от потерпевшего (которым признано само потребительское общество), а также ряд других существенных для дела обстоятельств следствием почему-то игнорируются, не фиксируются и не принимаются в расчет при проведении расследования.
Учитывая это, а также принимая во внимание факт возбуждения уголовного дела после утверждения мирового соглашения Арбитражным судом Владимирской области при отсутствии требуемого законом заявления от потерпевшего, полагаю, что данное уголовное дело по своей сути направлено не на защиту интересов ПО «Инвест-Мастер» и его вкладчиков, а, напротив, вопреки их интересам.
Со своей стороны считаю необходимым заявить, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности я всегда придерживался и продолжаю придерживаться принципа соблюдения и уважения действующего в РФ законодательства и постоянно нацеливаю свой бизнес на использование именно законных способов извлечения прибыли.
В то же самое время, следствие, в лице ведущего уголовное дело № 6108 подполковника юстиции Глуховой А.А., вопреки требованиям норм действующего законодательства, а также наперекор здравому смыслу, по явно надуманным и незаконным основаниям отказывает в удовлетворении заявленных ходатайств и не предпринимает необходимых процессуальных действий, которые бы сняли подозрение в необъективности расследования данного дела.
Более того – факты задержания и помещения под стражу моей сестры и меня лично я склонен расценивать как незаконное преследование с целью оказать давление на меня и моих близких и свидетелей в расчете на дачу нами показаний, выгодных именно для следствия, а не для установления истины по делу.
Здесь, кстати, хотелось бы напомнить прописную для юристов истину, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. К сожалению, в моем случае эти базовые истины следствием наглухо позабыты.
Возникает и еще один важный вопрос: неужели следствие полагает, что пытаясь посадить меня за решетку, оно помогает многочисленным вкладчикам «Инвест-Мастера»? Ведь в случае моего нахождения под арестом процесс возврата денег вкладчикам становится крайне затруднительным. Так какова же истинная цель следствия: добиться возврата денежных средств вкладчиков или посадить предпринимателя Елесина. Сорвать все сделки по продаже имущества ПО «Инвест-Мастер» и не допустить своевременного исполнения мирового соглашения.
В то время как на высшем государственном уровне много говорится о преимущественном использовании в делах, связанных с предпринимательской деятельностью, в первую очередь экономических, а не уголовных мер, на местах наиболее действенным способом по-прежнему считают «закрытие» неугодных бизнесменов. «Кошмарить бизнес» продолжают несмотря на то, что никаких вразумительных оснований для этого бизнес и его представители не дают.
Таково, к глубокому моему сожалению, истинное положение вещей на данный момент.
Какие выводы из всего этого можно сделать?
Даже если ты основал успешный, ответственный, законный и прозрачный бизнес, честно платишь налоги и пытаешься помогать людям, это вовсе не означает, что к тебе не будет претензий. Скорее, наоборот. И большинство этих претензий будет тем абсурдней, чем необоснованней.
Нет никаких гарантий и механизмов защиты от произвола отдельных чиновников, которые наделены государством огромной властью, пользоваться которой с осторожностью они не собираются, особенно в форме. Намекнут, что надо поделиться, дать откат или взятку, просто помочь материально, в противном случае – начнутся проверки, преследования и «посадки». Все это якобы «по закону».
«Необходимый стране эффективный социально ориентированный бизнес» – это, по сути, химера, пригодная лишь для декорирования реальности. А реальность состоит в том, что такой бизнес нужен лишь для «распила» и личного обогащения других, не столь эффективных и уж совсем не социально ориентированных организаций.
Наконец, слова «законность» и «справедливость» так и остаются пустыми фразами в устах тех, кто должен вкладывать в них объективный практический, а не фальшивый сиюминутный смысл. И это, пожалуй, одно из самых главных разочарований".