Силовые претензии к владимирским СМИ

Представители региональных управлений Следственного комитета и УМВД, а также областной прокуратуры, дали владимирским журналистам мастер-класс по работе с информацией по правовой тематике. Кроме этого, в адрес СМИ был высказан ряд нареканий и пожеланий
Новости Автор: 10 августа 2016, 17:52 13 4717

«Не ленитесь [уточнять информацию в правоохранительных органах]. Желание быть первым и сделать всё побыстрее, кое-как подать информацию — такие вещи в правовой системе, в системе уголовного, процессуального законодательства недопустимы», - заявила старший помощник Следственного управления Следственного комитета России (СУ СКР) по Владимирской области Ирина Минина, выступая на съезде регионального Союза журналистов.

10.jpg слева — направо: старший помощник прокурора Владимирской области Виктория Туркова; начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Владимирской области Анна Басова; старший помощник руководителя СУ СКР Ирина Минина; председатель Союза журналистов Владимирской области Александр Карпилович (Фото пресс-службы администрации города Владимира)

Председатель Союза журналистов Владимирской области Александр Карпилович, предваряя выступление представителей силовых структур, заявил, что в регионе в последнее время наблюдается снижение интереса со стороны СМИ к правовой тематике. Это видно при подведении итогов конкурса журналистских работ «Судебная реформа и гласность»:

«Из года в год уменьшается количество качественных работ, и наши коллеги-судьи говорят: “Ну что же такое? Как же так”? Вот так, объясняем мы, всё скатывается на уровень криминальной хроники, к сожалению».

«ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ГРУБЕЙШИЕ ПЕРЕКОСЫ»

Ирина Минина заявила, что в последние годы на работу в СМИ «приходят новые люди, не ориентированные на правовую тематику, особенно на темы, которые освещает в своей информации силовой блок и прокуратура».

Старший помощник руководителя Владимирского СледКома дала понять, что большинство региональных журналистов испытывают проблемы при обращении с терминами УК и УПК. Но это легко исправить, если чаще советоваться с представителями силовых структур, ответственных за взаимодействие со СМИ, по «некоторым нюансам, связанные с реализацией процессуального законодательства».

«В ряде СМИ появляется информация, которая имеет грубейшие перекосы, в том числе заранее могут назвать человека виновным, - сказала Ирина Минина. - Собственно говоря, мы-то за себя спокойны, а на СМИ конкретном может отразиться крайне негативным образом, если человек обратиться за защитой чести и достоинства. Всем известна простая истина: виновным человека признаёт только судебный орган».

Минина призвала репортёров при подготовке материалов на криминальную тематику, тщательно проверять достоверность информации и сопоставлять информацию «с тем трудным временем, в котором мы живём; с теми стрессами, которые испытывает общество в последнее время».

«ПРОСЬБА СОЦИАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ НЕ ИГНОРИРОВАТЬ»

Ирина Минина с сожалением констатировала, что большая часть владимирских СМИ «абсолютно пассивно реагирует» на сообщения силовых структур о том, что кого-то принудили к уплате налогов или к выплате работникам долгов по зарплате. Она не понимает, зачем тогда декларировать борьбу с экстремизмом или усиливать противодействие нарушениям трудовых прав граждан, если успехи в этих начинаниях оказываются практически не замеченными средствами массовой информации? По мнению официального представителя СледКома, это не совсем справедливо, и она попросила журналистов «социальную тематику не игнорировать»:

«Мы с вами не криминальные и не детективные агентства, чтобы то и дело писать об отрубленных головах и закопанных телах; есть темы, которые люди хотят слышать, что их права защищаются. И они будут знать, если вы правильно упомянете орган, который этим ведает, куда им обратиться за защитой своих прав».

«ЕСЛИ СИЛОВИКИ МОЛЧАТ, ЗНАЧИТ ТАК НУЖНО»

Минина также заявила, что ирония со стороны СМИ при освещении расследования коррупционных и экономических преступлений неуместна. Бывает, что пресса ёрничает от размеров вменяемых злоупотреблений, как, например, по делу бывшего начальника УМВД по Владимирской области Сергея Губарева. Ирина Минина заявила, что главное не размер деяний, а неотвратимость наказания для коррупционеров.

«Нам очень неприятно, когда по некоторым уголовным делам звучит информация с неким оттенком иронии — “там миллиардами воруют, а здесь, подумаешь, там — телевизор”, или ещё там что-то. Такого подхода, уважаемые коллеги, тоже не должно быть... И ирония, когда речь идёт о коррупции, - неуместна. Не надо смотреть, где украли миллиард; давайте смотреть, чтобы на территории Владимирской области к коррупции было крайне негативное отношение. Общественное мнение нам очень важно».

Вместе с тем, Ирина Минина признала, что среди силовых структур не в полной мере выстроено взаимодействие при распространении информации для СМИ. Например, когда возле деревни Пенкино утонули две девочки, все ведомства дали прессе сведения, противоречащие друг другу, что вызвало резонанс в отдельных слоях общества.

Другой пример — история с помещением заместителя начальника УМВД по Владимирской области под домашний арест Олега Лосева (его подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями и нарушении тайны телефонных переговоров подчиненных). Пресс-служба областного суда распространила сообщение об этом, параллельно выдав некоторые сведения из материалов дела. Это не понравилось СледКому, руководитель которого в письменнос виде попросил председателя облсуда, скажем так, обязать сотрудников аппарата не выходить за рамки их компетенции:

«5 августа руководитель Следственного управления [Следственного комитета по Владимирской области Александр Еланцев] направил информацию председателю областного суда [Александру Малышкину] в связи со ставшей публичной информацией по делу Лосева. Речь идёт о том, что если когда-то силовики молчат, значит, так нужно. И когда информация выходит из-под контроля и не согласовывается со следователем, как это написано в УПК, - такого тоже быть не должно».

Минина пообещала, что впредь правоохранители наладят должное взаимодействие друг с другом при работе со СМИ, и предложила «плотно сотрудничать».

О ЖИЗНИ ДО И ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

Старший помощник Владимирского СледКома также коротко высказалась относительно приближающихся выборов депутатов Государственной Думы. Она назвала эту тему очень «острой, актуальной и щепетильной», и призвала СМИ отнестись к этому серьёзно, так как «из средств массовой информации черпается отношение общества к власти».

Ирина Минина напомнила делегатам съезда Союза журналистов Владимирской области, что «до выборов и после выборов существует и продолжается жизнь».

«ВЫ ПОЧЕМУ-ТО ГОНИТЕСЬ ЗА ГРОМКИМИ ЗАГОЛОВКАМИ»

Начальник отдела информации и общественный связей УМВД России по Владимирской области Анна Басова выступила очень коротко. Она предложила всем сотрудникам СМИ, если есть какие-то вопросы или сомнения при подготовке материалов о работе полиции, звонить ей напрямую на мобильный телефон и даже назвала номер.

Старший помощник прокурора Владимирской области Виктория Туркова заявила, что прессе и надзорному ведомству необходимо выработать «более чёткий механизм работы»:

«К сожалению, в последнее время участились случаи искажения нашей информации, наших пресс-релизов, которые мы публикуем на наших официальных сайтах. Эти пресс-релизы искажаются до такой степени, что вообще информация подаётся совершенно неверно. Вы почему-то гонитесь за громкими заголовками, причём эти заголовки совершенно не согласуются с той информацией, которую вы публикуете под заголовками. В последнее время у нас даже были случаи публикации однобокой информации. Я всегда считала, что журналист если проводит какое-то журналистское расследование, он должен выслушать две стороны, если есть две стороны в каком-то конфликте, но информация подаётся однобоко, а от прокуратуры ждут какой-то реакции».

Добавим, что ни одно СМИ представителями силовых структур в отрицательном контексте названо не было.

Подводя итоги обсуждению качества работы владимирских СМИ по правовой тематике, председатель Союза журналистов Александр Карпилович напомнил, что ранее на площадке СЖ представители сразу УМВД, ФСБ и прокуратуры (иногда ещё и Госнаркоконтроля) проводили совместные пресс-конференции по резонансным уголовным делам. Такого больше не делали нигде в России. А потом эта практика прекратилась, так как у Союза журналистов Владимирской области больше нет своей площадки. Но это уже другая история.