Управление ФАС по Владимирской области снова отменило конкурсы по выбору мусороперевозчиков, объявленные региональным оператором «Владэкотехпром». Решения по всем жалобам (в ФАС обращалось руководство разных компаний, но претензии были схожими) было вынесено до 17:00 27 декабря.
О том, что конкурсы не успеют состояться до Нового года, Зебра ТВ уже сообщала. Теперь же реализация предусмотренной законом схемы выбора перевозчиков мусора отложена на еще более дальнюю перспективу. А вопрос о том, кто и как будет вывозить мусор с большинства территорий Владимирской области, остается открытым.
26 декабря во Владимире состоялась встреча руководителей мусоровывозящих компаний Владимирской области. Около 20 человек, являющихся собственниками или управляющими структур, работающих с отходами (представленные компании обслуживают около 60% мусорного рынка Владимирской области), обсуждали сложившуюся в регионе ситуацию и пытались определить перспективы своего существования.
Представители бизнес-структур сообщили, что всё ещё надеются, что руководство Владимирской области не станет «ломать через колено» сложившийся рынок, а прислушается к мнению специалистов и руководителей муниципалитетов и отложит «мусорную реформу», как это позволяет сделать федеральное законодательство. С аналогичным требованием к губернатору Сипягину 27 декабря обратился политсовет регионального отделения партии «Единая Россия» и «Совет муниципальных образований Владимирской области».
На отрытой части встречи, куда были приглашены владимирские СМИ, группа предпринимателей напомнила, что ни руководство Владимирской области, ни директор департамента ЖКХ, ни представители регионального оператора «Владэкотехпром» упорно не идут с ними на диалог. В частности, бизнесмены пояснили, что так и не получили ответа на обращение, направленное на имя директора департамента ЖКХ Ильи Потапова еще 19 декабря.
Руководители компаний-мусороперевозчиков сообщили, что около двух недель назад получили бланки договоров от регионального оператора «Владэкотехпром» с предложением заключить временные договоры на перевозку мусора, которые они считают незаконными. По их словам, мусорный оператор не сможет оплатить услуги, оказанные перевозчиками в соответствии с подобным документом. Позицию перевозчиков мусора Зебра ТВ подтвердили специалисты регионального департамента цен и тарифов.
«Всем прислали определённый договор. Причем компании, работающие в одном городе, получили идентичный документ, в котором каждому перевозчику предлагается возить весь округ Владимир. Это как? Будет работать тот, кто первый подпишет? Мы понять не можем логику работы. И конкурсы объявили, и договоры прислали - то есть людям параллельно пришло два разных предложения.
Мы до сегодняшнего дня особо не давали комментариев, потому что ждали, что с нами начнут разговаривать. Но теперь-то уже всё понятно: нас просто хотят сделать виноватыми в этой ситуации. А виноватые будут в ней в любом случае будут, потому что ситуация дошла до критической точки», - пояснила директор компании «УНР-17» Виктория Панфилова.
«Нам сказали примерно так: давайте работать, а там по ходу разберёмся. Но на сегодняшний день у нас нет законных оснований заключить договор с регоператором», - говорит директор владимирской компании «Чистый Владимир» Янина Афонькина.
«Они демонстрируют, что формально выполнили все условия, всё сделали. А вы, мол, просто не хотите. Мы мусорного операторы выбрали, торги провели. Мы всё сделали, а то, что вы не хотите работать — это ваши проблемы», - говорит представитель вязниковской компании-мусороперевозчика Валерий Ильин.
«То есть, создается ситуация, когда они полностью себя обезопасили. Всё ведь готово, а чего вы не возите?», - уточняет директор «Спецранс» Антон Сивков.
Если ситуация в ближайшие пару дней не будет урегулирована, то уже в новогодние праздники в большинстве территорий Владимирской области никто не будет вывозить мусор. Более того, его даже некуда будет складывать, так как контейнеры, находящиеся в собственности работающих на рынке компаний, видимо, также исчезнут из дворов в ночь на 1 января.
Директор компании «УНР-17» заявила, что все действия, которые сейчас демонстрирует руководство регионального мусорного оператора, чистая формальность:
Коллеги Панфиловой пояснили, что перевозчики, отказывающиеся подписывать незаконные, с их точки зрения, документы, даже при желании не смогут самостоятельно вывозить мусор с 1 января 2019 года. Хотя бы потому, что руководство полигонов уже уведомило их о расторжении прямых договоров на прием отходов.
«Свалка уведомила, что с 1 января с перевозчиками разрывают договорные отношения. Даже, если захотим, мы не сможем заехать на полигон. К тому же, в законе написано интересно: с 1 января коммунальные отходы — это собственность регионального оператора. Мы к ним отношения не имеем и не имеем права с ними обращаться», - говорит директор судогодской компании «ЭкоТех» Петр Широков.
«Мы не саботируем, у нас невозможность начала работы. Мы не видим правового поля, в котором можем начать работать, его просто нет, оно не предложено. Мы еще раз хотели бы обратиться к нашему субъекту — этот вопрос надо решать. Точнее, уже вчера надо было решить», - уточняет юрист Сергей Румянцев.
«И когда нам задают вопрос: а что вы будете делать 1 января, мы отвечаем, мы не знаем, что вы будете делать 1 января. Мы-то ничего не будем делать. У нас для этого нет никаких оснований», - возмущаются перевозчики мусора, приехавшие из Коврова.
Перевозчики мусора не понимают, как им дальше вести дела. Например, начинать ли увольнять сотрудников? В этом бизнесе сейчас трудится более 1000 человек, и все эти люди в самое ближайшее время могут остаться без работы. Петр Широков, в частности, заявил, что уже перевел своих сотрудников на срочные трудовые договоры, так что люди прекрасно понимают, что могут остаться без средств к существованию в любой момент.
У многих представителей малого бизнеса, занимающихся вывозом ТБО, под покупку дорогостоящей техники и оборудования заложены даже собственные квартиры.
Перевозчики мусора считают, что в случае возникновения «мусорного коллапса» ответственность должен нести региональный оператор «Владэкотехпром»:
Перевозчики мусора солидарны в том, что не идущее на диалог руководство Владимирской области не ориентировано на развитие сотрудничества на рынке вывоза мусора. Перевозчики считают, что единственная цель тех, кто пытается заключить с ними временные незаконные договоры — это попытка всего лишь предотвратить большой скандал в новогодние праздники. А когда регоператор «Владэкотехпром» начнет получать первые деньги от жителей (ежемесячный объем оценивается в 160 миллионов рублей), легализовавшийся регоператор сможет пустить деньги на реализацию собственных бизнес-интересов.
Перевозчики напоминают, что сейчас у «Владэкотехпрома», кроме арестованных судом счетов, нет практически ничего — ни специалистов, ни техники, ни оборудования, ни обкатанных логистических схем, ни информации о рынке, на котором компания собирается работать. Но предпринимаемые руководством мусорного оператора шаги (большой штат сотрудников, конкурс на закупку тысячи контейнеров) могут свидетельствовать о том, что «ВЭТП» намерен в будущем самостоятельно оказывать «мусорные услуги». А с учетом того, что никаких обязательств у регионального оператора нет (нет инвестиционной составляющей и планов по строительству современных комплексов по работе с мусором), то можно говорить, что во Владимирской области просто создали монополиста, который будет оказывать населению те же услуги, но за гораздо большие деньги.
Петр Широков обращает внимание на то, что часть территории Владимирской области настолько сложна в обслуживании, что заложенных для перевозчиков тарифов не хватит:
«Средний тариф, утвержденный сейчас по области — это 351 рубль. А мне сейчас предлагают 275. То есть, эти люди 90 с лишним рублей сразу же кладут себе в карман. Я же из поселка имени Воровского должен довезти мусор до свалки. Да мне этих денег даже на бензин не хватит. На встрече с господином Шешениным он сказал: у вас должно быть как в Гороховце. Но там крупный населенный пункт, а мне от контейнера до контейнера — десять километров бездорожьем.
Органы местного самоуправления все понимают и на местах все слышат. Они собрали кучу совещаний и приглашали регоператора, задавали ему вопросы о том, что будет. На что не получили ответов».
Перевозчики, как и главы городов не получившие ответов, уверены, что действия областных властей и регионального оператора могут объясняться лоббированием чьих-то коммерческих интересов, которые обслуживают под ширмой нового закона по работе с мусором.
«Байер нам сказал: "Выживайте". И еще: «Я вам сразу говорю — танцевать я буду перед инвесторами». А когда мы читаем про то, о чем он говорил недавно в Москве — что надо легализовать московский мусор - то становится понятно, перед кем он собирается танцевать.
Когда региональный оператор изначально создавался, то все мы на эту историю негласно согласились только потому, что было заявлено: все перевозчики останутся на своих местах. Федеральный закон подразумевал, что рабочие места у людей будут сохранены, а работавшие до этого компании будут работать. А теперь задачи, получается, поменялись? Надо разрушить весь бизнес? Многие из нас по 15-20 лет проработали в этой сфере, добившись того, чтобы все хорошо работало и города были чистые. А теперь, получается, мы должны все это отдать в чужие руки, потому что кто-то решил, что ему это больше нужно?», - недоумевают перевозчики из Коврова.
Участники встречи напоминают негативный опыт работы с «Владэкотехпромом». Региональный оператор уже пробовал свою схему в двух территориях Владимирской области - Суздальском и Камешковском районах. За «тестовый период» он скопил перед подрядчиком - компанией «УНР-17» - долг в размере более 10 миллионов рублей, который до сих пор не торопится возвращать.
А вот, как описывает ситуацию сама руководитель «УНР-17» (по иску этой компании у «Владэкотехпрома» на днях были арестованы счета):
«Давайте говорить честно. Ведь, когда мы начали работать с регоператором, он был просто условной прослойкой для того, чтобы была возможность заявиться на конкурс — положительный баланс создать себе, сделать имитацию осуществления деятельности. В этой структуре работало три человека, никаких функций они не несли. Долг перед нами образовался в связи с тем, что в последние два месяца они собирали деньги и просто принципиально не перечисляли их нам на счет. Плюс недоплаты за предыдущие месяцы. Но мы сейчас в рамках судебного заседания сделали запрос в ЕРИЦ и нам ответили: задолженность за предыдущий период по перечисленным населением платежам во «Владэкотепром» отсутствует. То есть, люди заплатили, но мы этих денег не увидели.
Как вы думаете, почему в регионе был создан один региональный оператор? Да потому что его легче продать. Речь просто идет об акционировании (в настоящее время собственниками компании являются два ГУПа, подконтрольных Белому дому — ред.). И Байер об этом сказал вслух на нашей встрече».
Петр Широков, который разделяет мнение о том, что кто-то пытается «нахрапом сесть на мусорный поток», считает, что эти люди пока просто не понимают, в какую сложную ввязались игру:
«За последние годы сюда неоднократно пытались залететь олигархи. Причем, люди первоначально всегда думают, что они большими деньгами решат все проблемы. Но время показало, что все они либо обанкротились, либо куда-то сгинули — нет их. А тот рынок, который есть сейчас, естественным путем формировался достаточно долго: многие из здесь присутствующих толкались животами и задами, а потом это как-то устаканилось. Нет такого, конечно, что мы каждый день совместно шашлыки едим, но выработался цивилизованный рынок. Зачем разрушать то, что работает хорошо? Владимирская область, я считаю, достаточно неплохо сейчас позиционируется в плане сбора и вывоза отходов. Спросите глав местных органов самоуправления: претензий особо нет. Конечно, есть какие-то локальные моменты, но здесь никуда не денешься.
Меня недавно приглашал Штегер — мы ездили в Германию и встречались с местными мусорщиками. И они как раз говорили о том, что мусорный бизнес не является сверхдоходным, его привлекательность в стабильности: он не зависит от сезонности или, скажем, погоды. Смотрите, все наши местные «олигархи» приехали в простеньких свитерках — браслетов и золотых часов ни у кого нет. Когда мы берем любую машину в лизинг, то каждый раз закладываешь свою собственную квартиру, это нужно понимать. А когда нахрапом решают поломать систему — мне это непонятно. Это от полного непонимания структуры. Может ли сюда зайти какой-то «Ростех»? Наверное, может. А вот интересна ли Владимирская область «Ростеху» с ее спецификой и разбросанностью? Это уже вопрос. В той же Рязанской области плотность населения значительно выше, а значит и экономика совершенно другая. Понятно, что люди хотят забрать бизнес и сесть на финансовые потоки. И сами потоки большие — тут согласен».
Руководитель вязниковской компании «Санитар» напоминает: для того, чтобы получить большие деньги, мало утвердить высокие тарифы - население на еще убедить оплатить выставленные квитанции:
«Байер ловко может цифрами играть, но у нас реальный рост тарифа в благоустроенном секторе по городу Вязники на 13%, а по неблагоустроенному (частному) — 44%. И я задаю вопрос Глухоедову: "Вы представляете, что сейчас человек, живущий в деревне, получит платеж на 40% выше?". Мы столько лет там работали, и каждый год поднимали платеж на 3-4 рубля. И даже при этом в январе-феврале у нас всегда телефоны от криков людей красные. И это при росте на 2-3%. А тут 44% рост - они даже не представляют, что в январе будет. Я прогнозирую, что народ не поймет этого. А при этом разве появилось что-то: новые свалки, объекты. Может, людям золотые контейнеры поставили, или что?
Цель изначально была в том, чтобы за счет увеличения тарифа сделать что-то новое: заводы построить, современные полигоны. Но уж точно не просто так взять и цену увеличить. А сейчас мы как раз видим, что тариф увеличился, и вообще ничего не поменялось: путь отходов точно такой же будет, как и сегодня», - говорит Валерий Ильин.
Все участники встречи заявляют, что их смущает фигура, пытающаяся «подруливать» региональной «мусорной реформой». Мусороперевозчики говорят об одном из интересантов мусорного рынка, бывшем депутате Владимирского горсовета Андрее Шешенине.
Представительницу «Чистого Владимира» поддерживают коллеги из компании «УНР-17».
Своему юристу вторит и директор компании-мусороперевозчика Виктория Панфилова:
«Глухоедов нам публично ответил, что формально такого человека у них в штате нет. Но все понимают, что этот человек благополучно неофициально расставляет игроков. Давайте банально: в Гусь-Хрустальном он приехал к одному из перевозчиков и сказал: "Ты давай иди на всю территорию в Гусе, а я поехал во Владимир". А руководители регоператора — это просто аффилированные с ним лица. Сотрудники регоператора прямо говорят, что именно он проводит совещания, дает команды, выборочно встречается с перевозчиками.
Почему мы обращаем на это внимание? Потому что четыре года назад в Гусь-Хрустальном работали мы - «УНР-17». Помните, там тогда была «Корпорация» создана, которую Катков возглавлял — это что-то вроде «Владэкотехпрома» в миниатюре? И они тогда тоже достаточно напористо под админресурсом вошли в Гусь-Хрустальный. Построили там сортировку, вошли в тариф - люди за нее платили. А теперь идет судебный процесс в отношении Ковалева Юрия Васильевича — это как раз то лицо, которое возглавляло это фирму. Там, конечно, теперь все пытаются в суде причастность к этой истории выяснить. Но суть-то такая же: пришли, захватили, подняли цены, пообещали одно, не выполнили, и сделали другое. Прошло четыре года, и человек оказался на скамье подсудимых. Но даже если сейчас его накажут — людям-то деньги не вернут. А ведь люди платили за сортировку и за утилизацию на Марьинку. А их отходы не сортировали и на Марьинку не возили — просто скидывали рядом с городом».