В ходе археологических изысканий во Владимирской области на территории Боголюбского монастыря учёные обнаружили остатки храма, выстроенного в XII веке предположительно итальянскими мастерами. Причём, найти уникальные образцы белокаменного зодчества помог случай.
«В конце 2014 года специалисты обнаружили на южных склонах холма, где расположился Боголюбский монастырь, серьёзные провалы и смещения грунта, которые угрожали целостности исторического памятника, – рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. – Наше опасение вызвала близость храма Рождества Богородицы XVIII, стоящего на древних фундаментах, к кромке холма, где тоже могло быть смещение грунта».
Жертвой оползней могла стать башня XII века – единственное сооружение, оставшееся от палат князя Андрея Боголюбского, и храм, выстроенный в середине XVIII столетия на месте рухнувшей церкви Рождества Богородицы.
Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского
Министерство культуры выделило значительные средства на инженерно-изыскательские и противоаварийные работы на склонах. Такого рода работы на древних памятниках и прилегающих территориях не могут проходить без археологических исследований.
Группа под руководством доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии наук, профессора Владимира Седова как раз и занималась проведением этих работ. Учёные заложили три шурфа глубиной примерно 1,5 метра: у северного фасада храма Рождества Богородицы, внутри него и у северного фасада лестничной башни, в которой, по преданию, заговорщики убили Андрея Боголюбского. Там археологи обнаружили ранее скрытую в земле цокольную часть и фундаменты храма XII века.
Владимир Седов
«В результате раскопок открыласи замечательная база колонн – безусловный шедевр романского, западного стиля, относящийся к 50-60-м годам XII столетия, в отличном состоянии. Сейчас трудно представить такого качества резьбу и такого качества камень», – с гордостью отмечает профессор Владимир Седов.
Некоторые резные детали формы боголюбовского храма характерны не столько для древней Руси, сколько для Северной Италии, – утверждает Светлана Мельникова. Поэтому исследователи не исключают возможности, что строительство Боголюбского монастыря проходило при участии мастеров с Апеннинского полуострова. В пользу этой версии говорит и то, что Андрей Боголюбский поддерживал тесные контакты с императором Свящённой Римской Империи Фридрихом I Барбароссой: известно, что русский князь даже получал знаки отличия из рук правителя Римской Империи.
Долгое время церковь Рождества Богородицы XII века считалась утраченной. Но известный археолог, уроженец города Владимира, Николай Николаевич Воронин в ходе раскопок, проводимых в конце 1930-х годов обнаружил переход на хоры и лестничную башню, а также часть фундамента древней постройки, основания колонн храма и пол, также относящиеся к XII столетию.
Члены экспедиции Владимира Седова провели новые исследования фундамента церкви, что позволило сделать ещё несколько любопытных выводов.
«Здесь видно, как работали древние мастера. Они делали глубокие ленточные фундаменты между колоннами и под стены, потом засыпали песком, потом проливали пол специальными растворами – как сейчас делают в банях и гаражах, – потом опять подсыпали, потом опять делали пол. Получался такой «слоёный пирог», – поясняет Владимир Седов.
На раскопках в храме исследователи обнаружили и фрагменты керамического пола XII века, что ещё раз подтверждает наличие здесь не только традиционного медного, но и керамического покрытия.
К сожалению, увидеть своими глазами находки столичных археологов мало кому удастся.
«В идеале – сохранить эти находки и показать людям – было бы сказочно. Но в нынешнем виде это невозможно. В шурфах будет скапливаться влага, снег, и при контрасте температур всё это вызовет очень серьёзные нарушения цокольной части. Тот факт, что остатки фундамента так хорошо сохранились, можно объяснить лишь тем, что, когда монастырские власти решили перестроить церковь, цоколь уже был скрыт культурным слоем», – поясняет Светлана Мельникова.
Находки археологов подтверждают, что уже в XII веке на владимирской земле появился белокаменный город, что по тем временам было абсолютным новаторством, хотя с открытием учёных возникли и новые загадки. Например, у историков до сих пор нет чёткого ответа на вопрос, как жили русичи в таких сооружениях.
«Может быть, внутри княжьего двора были и деревянные постройки, в которых они зимовали. Ведь не случайно на Руси существовала система «парного храма», и тому много примеров в Суздале. Один храм – большой, который использовали в летнее время, а другой храм – маленький, в котором предусматривалась система отопления, и где проводились богослужения. Наверно, ходили в тёплых одеждах, это понятно. Но всё-таки, европейский климат больше подходит для каменного строительства, нежели наш. Трудно понять. Наверно, в решении Андрея Боголюбского выстроить каменный град, было очень много амбициозных задач», – размышляет глава Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Согласно преданию, Андрей Боголюбский построил свою резиденцию на том месте, где ему в видении явилась Пресвятая Богородица. Остатки фундаменты княжьего дворца, найденные Владимиром Седовым, вряд ли превратят легенду в подлинную историю. Но профессор не исключает вероятности того, что идея воздвигнуть на берегу Нерли архитектурный комплекс удивительной красоты и изящности пришла к князю не случайно.
«Вот вы, например, не знаете ничего об Андрее Боголюбском и думаете: «А, да он построил здесь какой-нибудь сарай!». А потом приезжаете, заглядываете в шурф и оказывается, что вовсе не сарай. И наверно на него что-то повлияло, раз он затратил такие художественные и материальные средства, что выстроил такой грандиозный ансамбль», – рассуждает доктор искусствоведения.