У краеведа, исследователя владимирской архитектуры Татьяны Тимофеевой вышла новая книга, посвященная истории владимирских монастырей. В исследовании впервые сведены воедино основные данные о Рождественской, Константино-Еленинской и Федоровской обителях.
Потребность в таком всестороннем исследовании у любителей владимирской истории была давно. О Рождественском монастыре существует единственная книга Константина Тихонравова, выпущенная в 1869 году и переизданная в 1997 году. О Константино-Еленинском монастыре в селе Доброе и Федоровском монастыре, стоявшем недалеко от села Красного, до настоящего времени существовали только отдельные статьи, большая часть которых написана также Татьяной Тимофеевой.
Рождественский монастырь, признается автора исследования, прошел через всю ее жизнь. Первый раз Тимофеева познакомилась с обителью еще в детстве, когда там размещалось владимирское управление КГБ СССР.
«Первое знакомство с монастырем состоялось в детстве. Папа, полковник Тимофеев, работал в школе МВД замполитом. Когда мне было 6 лет, а брату — 7, нас отправили в пионерский лагерь "Лесной городок" в Пенкино. Отъезд был назначен из монастыря, который принадлежал этому ведомству. В памяти осталась пустынная пыльная площадь и долгое томительное ожидание автобуса.
Позже, когда мне было 10 лет, папа лежал в госпитале, который находился в северо-восточном корпусе монастыря, самом древнем — 1654 года. Входили через низкую дверь, надевали белые халаты, потом шли по лестнице вправо, в глубину здания. Помещения располагались на разной высоте, между ними были ступеньки», - вспоминает Татьяна Тимофеева.
Работая в архитектурном отделе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Тимофеева занималась различными аспектами истории монастыря. В частности, она изучала судьбу главного собора обители — Рождественского, снесенного в годы Советской власти.
«Судьбу собора решило письмо начальника местного отделения ГПУ по фамилии Музыкант. В июле 1930 года его разобрали до основания — не взрывали, так как нужен был строительный материал. О закрытии собора есть стихи:
Где разгуливали павлины,
там чеканит шаг ВЧК.
В монастырской церкви старинной
дверь закрыта — не снять замка.
Казначея и прочую братию
гонят в странноприимный дом.
Богу с красноармейской ратью
не ужиться в месте святом»,
- рассказывала на презентации книги автор.
Тимофеевой пришлось разбираться с каменной «гробницей князя Александра Невского», хранящейся в музее. В начале 1990-х годов она лежала у входа в исторический музей, а позднее была передана в Рождественский монастырь по просьбе митрополита Евлогия. Тимофеева захотелось понять, чья же это гробница на самом деле — уж очень мала для князя-богатыря Александра Невского, каким его представляет Лаврентьевская летопись. В ходе исследований выяснилось, что в 1930-м году при сносе Рождественского собора на глубине 3 метров были обнаружены четыре каменные гробницы, в том числе с человеческими останками. Одна из них и была передана в музей. Чья именно эта гробница — выяснить точно не удалось, но данные достаточно убедительно показали, что быть местом упокоения Александра Невского она вряд ли могла.
В новой книге Тимофеева подробно разбирает вопрос о дате закладки Рождественского собора и основания монастыря. Исследователь утверждает, что храм строился с 1191 по 1196 годы, и в это время обители еще не существовало. По данным историка, временем учреждения монастыря можно считать интервал между 1196 и 1206 годами.
Статус монастыря был очень высок вплоть до XVIII века. С середины XIII по начало XIV веков в обители пребывали русские митрополиты. До 1723 года здесь хранились мощи Александра Невского.
В середине XVIII века в обители числилось 35 насельников. В 1744 году в связи с образованием Владимирской епархии монастырь был обращен в архиерейский дом. С 1788 года архиерей жил в Суздале, но в 1798 году вернулся во Владимир.
Несколько глав книги посвящены главному собору монастыря. В частности, Тимофеева рассказывает, что храм в XVII-XVIII веках был пятиглавым, описывает его многочисленные пристройки. Приводятся чертежи собора 1858 года, фотографии сохранившихся резных камней его фасадов. Отдельно автор книги останавливается на перестройке ветхого памятника в 1860-х годах, когда он приобрел вид древнего белокаменного храма.
В книге приводится описание других малоизвестных древних монастырских церквей, существовавших в обители: трапезной Троицкой (Христорождественской), надвратной церкви Александра Невского, Иоанно-Предтечеснкой больничной церкви, церкви святых мучеников Фотия и Аникиты. Отдельные главы посвящены шатровой соборной колокольне XVII века, на которой были часы с боем, а также монастырским постройкам до XVIII века и постройкам архиерейского периода.
Подробно Тимофеева останавливается на ограде обители, ее воротах и башнях. Еще в начале XVIII века стены Рождественского монастыря города Владимира и четверо ворот были деревянными. Восточные ворота, по преданию, были наглухо закрыты после выноса из монастыря мощей Александра Невского. В 1763 году вся ограда обители уже была каменной с 4 воротами и 4 угловыми башнями. Южные ворота, выходящие к Клязьме, с середины XIX века тоже были наглухо забиты и ими не пользовались.
В главе, посвященной монастырскому некрополю, приводятся все известные факты о захоронении Александра Невского, о гробницах, найденных в Рождественском монастыре в 1930-х и 1990-х годах. Тимофеева сообщает, что в монастыре хоронили архимандритов, архиепископов, монахов, соборных старцев, отставных военных, присланных в монастырь по царскому указу «для пропитания».
В отдельной главе речь идет о дворах и подворьях монастыря и архиерейского дома — о «слободах монастырских» во Владимире, о гостином дворе за Ивановскими воротами, о летнем архиерейском доме возле Успенского собора, о Патриаршем саде, о загородных дворах: под Веризино на реке Содышке, на реке Рпени, в селе Добром, о подворьях в суздальском Кремле, в московском Кремле и других местах Москвы.
В приложении, которое называется «Слово о погибели» Рождественского собора. Документальная хроника», детально рассказывается, что происходило с обителью после Октябрьской революции - как в 1918 году в нее вошли войска внутренней охраны, обслуживающие нужды губернского отдела ЧК, как выселяли монахов, как в Крестовой церкви открылся танцевальный зал, как владимирцы пытались спасти Рождественский собор и колокольню от сноса и как в 1925 году чуть не была снесена часть стены монастыря.
Второй раздел книги посвящены Константино-Еленинскому монастырю в селе Доброе. Автор анализирует разные существующие датировки его возникновения, включая легенду об основании обители при Андрее Боголюбском, описывает исторические акты и грамоты, связанные с монастырем, в том числе хрестоматийную уставную грамоту митрополита Киприана 1391 года, рассказывает о его упразднении в XVIII веке и о печальной судьбе монахов.
Татьяна Тимофеева описывает все сохранившиеся и несохранившиеся постройки Константино-Еленинской обители.
В разделе о несуществующем сейчас Федоровском монастыре, автор книги сводит все немногочисленные сведения об этой обители. Монастырь стоял к северо-востоку от Владимира, на возвышенности вблизи слияния рек Рпени и Почайки, рядом с так называемой Яриловой долиной. Основана обитель могла быть при Андрее Боголюбском.
По другой версии, монастырь был основан первым епископом Феодором в X веке, одновременно с основанием города Владимира князем Владимиром Святым.
Федоровский монастырь упоминается в документах середины XVII века, присутствует на чертеже Владимира 1715 года. Однако, судя по источникам, после литовского разорения обитель сильно запустела, его землями завладели окрестные землевладельцы и крестьяне.
В 1682 году обитель приписали к рождественскому монастырю, а в 1798 году - упразднили. В XIX веке на месте Федоровского монастыря находили только старинные кирпичи, слюду, белые надгробные камни с надписями, глиняные сосуды. В то время еще существовал святой источник, найденный, по преданию, первыми обитателями монастыря. А в народе еще долгое время это место называли Федоровский луг.
Книга «Владимирские монастыри» Татьяны Тимофеевой выпущена в Санкт-Петербурге тиражом в 300 экземпляров. В ней представлено 94 иллюстрации, некоторые из них публикуются впервые. Приобрести издание можно только через интернет, а ознакомиться с книгой можно во Владимирской областной научной библиотеке, разумеется, после того как снимут «коронавирусные ограничения».