Заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по коммуникациям Сергей Захарков прокомментировал Зебра ТВ реновацию музейного комплекса Палаты, в целесообразности которой сомневается советник по культуре губернатора Владимирской области Алиса Аксенова.
Бывшего генерального директора главного музея Владимирской области тревожит демонтаж постоянных экспозиций Палат, к примеру, Дворцового зала с камином и выставки владимирского искусства в Картинной галерее. Алиса Аксенова обеспокоена исчезновением из Палат предметов интерьера: банкеток, обитых бархатом, старинных напольных часов, чучела медведя, стенда с фотографиями почетных гостей музея, ковровых дорожек, гобелена и большого зеркала. Подробнее о претензиях экс-гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника - в материале «Закроют ли владимирские Палаты?».
«Опасения жителей я прекрасно понимаю, потому что при смене власти, при тех изменениях, которые в музее происходят, страхи людей за то, что будет завтра, они естественны. И сколько ни говори, они все равно будут появляться. Вы, наверное, знаете, сколько перемен произошло на 2 и 3 этаже выставочных залов Палат. Это же никак не отразилось на людях, кроме того, что уникальную коллекцию Владимирской школы живописи, о которой так много болтали на каждом углу, мы выставили на обозрение с гораздо большим числом предметов, чем выставлялось раньше.
У нас большая радость — мы издали большой том энциклопедии в 500 страниц, в который включены все запасники Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это уникальное издание, посвященное владимирской живописи. Мы надеемся, что в ближайшее время эта книга поступит в свободную продажу. А с точки зрения гостей, книга про уникальную владимирскую живопись будет достойным во всех смыслах подарком. Люди смогут посмотреть все, что мы храним. Гендиректор Игорь Конышев заявил, что экспозиция живописи владимирских художников будет обновляться из запасников.
Претензия, которая предъявляется, о том, что владимирского мало и основную экспозицию вы ломаете, она справедлива. Но мы ломаем для того, чтобы заменяя экспозицию из запасников постоянно, именно владимирскую живопись показать в разы больше, чем было до этого. Возникает вопрос: сменная экспозиция лучше постоянной? Мы лучше будем смотреть на 10 работ, которые висели всю жизнь и дальше будут висеть без перемен, или мы будем смотреть сотни работ по 10 штук условно каждый месяц?», - объясняет процессы, происходящие в Палатах, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по коммуникациям Сергей Захарков.
Руководство Владимиро-Суздальского музея-заповедника разрабатывает в том числе и изменения схемы движения по выставочным пространствам Палат. Но оказалось, что изменение трафика достаточно сложная процедура с формальной точки зрения - Палаты являются памятником архитектуры местного значения и в них нельзя проводить перепланировку без согласования с Госинспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
«В Белом и Черном залах, которые появились после ремонта, нужно логистику выстроить так, чтобы люди заходили по одной стороне, а выходили на другой - шедевров там достаточно. Все подразделения музея озадачены его развитием и перспективой, как будут выглядеть наши экспозиции, как они будут развиваться. Другое дело, что наш музей связан с историей, и он очень велик, потому перемены не могут быть одномоментны. Вы знаете, что часть наших экспозиций не соответствует требованиям времени хотя бы потому, что нет QR-кодов, нет аудиогидов, информационных киосков и табло.
У нас мизер экспонатов показывается в экспозициях. Чем больше мы покажем, тем лучше. Давайте подумаем, о владимирцах. Те экспозиции, которые есть — мои ровесники, мы проходили в школе те же экспозиции. Вы пойдете снова смотреть на ту же экспозицию? Вот поэтому, как бы нас ни обвиняли в разрушении владимирского, первые адресаты этих изменений — владимирцы», - заверил представитель главного музея Владимирской области.
Один из проектов, под который Владимиро-Суздальский музей-заповедник намерен использовать актовый и Дворцовый залы - открытое хранение мебели, которое позволит продемонстрировать в разы больше предметов из запасников. Правда, когда этот проект осуществится, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по коммуникациям Сергей Захарков сказать не может:
«Мне бы хотелось уклониться от ответа на вопрос. Но не потому, что нечего сказать — просто сейчас нельзя сказать о конкретном времени, когда это будет реализовано. В этой части здания по ряду помещений есть несколько вариантов, которые прорабатываются. Наша задача в Палатах — было бы идеально, если процент помещений, в которые могут быть допущены посетители, увеличить на десятки процентов.
Вся работа в Палатах ведется, чтобы для людей, которые приходят с улицы, было больше помещений, больше предметов, больше возможностей. Музей головой отвечает по закону за сохранение предметов, а значительная часть Палат отведена под фонды. Первое, что мы сделали: те помещения, которые были заняты, по-простому сказать, хранением сломанных стульев, это все расчищено, это можно было сделать просто, не касаясь экспозиции. Чтобы увеличить площадь экспозиции это в ряде комнат сделано. На наш взгляд, увеличивая число музейных площадей и предметов, мы выполняем главную музейную задачу — показываем свои богатства».
Сергей Захарков не стал связывать исчезновение банкеток, ковровых дорожек и чучела медведя с противопожарной безопасностью, из-за которой большим изменениям могут подвергнуть экспозиции на первом этаже Палат. Но заявил, что перемены в интерьерах неизбежны, и это связано с велением времени:
«Время меняется. Движение техники и цифры все равно нас заставит сделать эти перемены. Речь идет о том, чтобы изменения были комфортными, постепенными и отвечали главному требованию: показать людям как можно больше того, что у нас есть. Все остальное — оно же не может быть заморожено на 100 процентов по той причине, что часть людей просто перестанет ходить, как часть владимирцев перестала ходить в Палаты.
Один из самых популярных объектов посещения — Водонапорная башня, там представлено большое количество предметов. Если возвращаться к банкеткам, мы не выбрасываем старину вообще, мы говорим о рациональном размещении. Сиротливый медведь на первом этаже — он для кого-то целая жизнь, а для других людей он не важен. Это жизнь, время не стоит на месте».