Будущее железнодорожного вокзала города Владимира определят с помощью опроса на Госуслугах

Администрация Владимирской области запустила опрос о предстоящей реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира, а также впервые представила картинки с предполагаемым новым обликом здания и Вокзальной площади
Новости Автор: 8 декабря 2022, 11:15 5820

Администрация Владимирской области запустила на портале Госуслуг опрос о реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира. Анкета, как анонсируют региональные власти, посвящена «изучению текущей ситуации». Владимирцам предлагают ответить на четыре вопроса:

  • Скажите, пожалуйста, как Вы на сегодняшний день оцениваете состояние Владимирского железнодорожного вокзала и привокзальной площади общего пользования по шкале от 1 до 5, где 1 — очень плохо, 5 — очень хорошо;

  • Скажите, лично Вы поддерживаете реконструкцию железнодорожного вокзала города или нет?

  • В проекте предусмотрена облицовка фасадов. Что для Вас наиболее важно при выборе отделочного материала?

  • Реконструкция фасадов здания вокзала предполагается практичным пожаробезопасным и экологичным керамогранитом. Планируется, что вентилируемый фасад здания по внешнему виду будет идентичен известняку. Скажите, пожалуйста, устраивает ли Вас данный материал облицовки фасада?

SKRVC0003-6175.jpg
SKRVC0003-6169.jpg
SKRVC0003-6172.jpg
SKRVC0003-6213.jpg

Реконструкция вокзала должна начаться весной 2023 года. Составители опроса заявляют, что проект предполагает «использование современных решений», которые придадут современный вид сооружению, не нарушив его архитектурной целостности, улучшат технические показатели здания и сделают его комфортным для пассажиров.

photo_2022-12-07_17-14-38 (2).jpg
photo_2022-12-07_17-14-38 (3).jpg

Вместе с опросом администрация Владимирской области представила три рендера нового облика железнодорожного вокзала и привокзальной площади. Макеты восприняли неоднозначно: за несколько часов пользователи соцсетей оставили под публикациями десятки критических комментариев.

Мнение градозащитников

Похвально, что администрация Владимирской области представила рендеры из проекта, но делать выводы о том, что станет со зданием после реконструкции по трем изображениям не самого высокого качества, нельзя, — обращает внимание Евгения Романова, соавтор заявки о признании вокзала объектом культурного наследия.

Градозащитница убеждена, что власти перед началом реконструкции, тем более таких масштабов, обязаны публиковать проекты будущих изменений — это «работа с общественным мнением». Сами проекты, по мнению Романовой, должны появляться не кулуарно, а в результате открытых архитектурных конкурсов.

Проект реконструкции владимирского вокзала разрабатывал институт Ленгипротранс, который специализируется, в первую очередь, на транспортной инфраструктуре, а не на городском планировании. Это, в частности, наложило определенный отпечаток на решения по обустройству привокзальной площади, — уверена общественница:

«Замечу, что большая часть так называемой Вокзальной площади, согласно кадастровой карте, вроде бы и так не размежевана, и как бы никому не принадлежит. И что мы видим: на откуп РЖД отдали и ее, хотя, казалось бы, что понимает РЖД в планировании городского пространства?

Поэтому получите заасфальтированную территорию без озеленения, без малых или больших архитектурных форм, пешеходных пространств и прочих составляющих [федеральной] программы „Комфортная городская среда“ — зато с заборами выше человеческого роста».

В 2015 году урбанистический проект Евгении Романовой «Владимир. Город для людей» представил собственное видение Вокзальной площади. Активисты предлагали организовать там полноценное место отдыха с аллеями и прогулочными зонами. В 2017 году с аналогичными идеями выступили архитекторы московского КБ Стрелка.

vokzal_skver.jpg
vokzal1.jpg
vokzal5.jpg
plan_ferst_floor.jpg
parking.jpg
vokzal3.jpg
vokzal4.jpg

В последние года региональные власти неоднократно подчеркивали, что вокзальный комплекс Владимира должен стать современными удобным транспортным хабом. На рендерах ничего похожего на нормальный пересадочный узел нет, как нет и внятного общественного пространства, — полагает Евгения Романова:

«Не вижу нормального транспортно-пересадочного узла, который и должен разместиться на этой площади, помимо того, что она должна стать местом, где можно находиться: встретить гостей и не бежать в ужасе, съесть шаурму, сидя на лавочке, провести время между московским поездом и суздальским автобусом.

Уверена, большинство пассажиров, следующих на вокзалы, пользуются общественным транспортом. На Вокзальной улице уже находятся две платные парковки, но никаких признаков нормального остановочного павильона, продления маршрутов до входов в вокзалы, адекватных пассажиропотоку пешеходных связей на картинках нет».

Мнение урбанистов

Трех иллюстраций недостаточно для осознанного выбора и ответа на вопросы анкеты на Госуслугах, — согласны создатели общественного движения «Владимир будущего». Кроме того, как подчеркивают урбанисты, опрос составлен «двояко и путанно», а информация о проекте реконструкции и архитектурных решениях для фасадов здания представлена весьма однобоко:

«Опрос составлен таким образом, будто нужно выбирать между сохранением нынешнего состояния вокзала и его модернизацией. Может сложиться впечатление, что все обращения по сохранению оригинального фасада из белого известняка — это борьба с обновлением и повышением комфортности. Снова вынуждены напомнить, что это не так — мы много-много раз писали и говорили об этом.

Сначала пользователям предлагают оценить нынешнее состояние вокзала. Большинство наверняка поставит низкие оценки, вспоминая отсутствие лифтов и эскалаторов, неуютные залы ожидания, неудобные выходы на платформы. Оценки перенесутся на фасады — прекрасные, но запущенные. За многолетней грязью и пылью уже не видно великолепия белого камня: он стал серым, как утро понедельника.

Следующий вопрос — поддерживаете ли реконструкцию — из той же оперы, что и первый. Любой адекватный человек скажет „да“, подразумевая создание безбарьерной среды, чистых туалетов и других составляющих комфортного пребывания на территории вокзала. Только согласие автоматически будет означать, что нужно модернизировать вообще всё, в том числе и оригинальные фасады. Хитро!

Следом у респондентов спрашивают о том, что для них наиболее важно при выборе отделочного материала. Из вопроса неясно, о чём идёт речь — известняке или керамограните. Белый камень экологичен, долговечен (посмотрите на Успенский собор), практичен, пожаробезопасен, прекрасно выглядит, удобен в обслуживании (технологии есть), и отлично вписывается в городской стиль, причём почти любой.

В последнем вопросе, ради которого, кажется, всё и затеяно, авторы раскрывают все карты. Он составлен так: „Реконструкция фасадов здания вокзала предполагается практичным пожаробезопасным и экологичным керамогранитом. Планируется, что вентилируемый фасад здания по внешнему виду будет идентичен известняку. Скажите, пожалуйста, устраивает ли Вас данный материал облицовки фасада?“

Такой формулировкой чиновники пытаются продать керамогранит как идеальный отделочный материал. Про белый камень в опросе нет ничего, так же, как и про историю строительства вокзала, замысел архитекторов „Мосгипротранса“, визуальную связь со средневековыми памятниками — величайшей ценностью Владимира».

SKRVC0003-6182.jpg

Контекст

29 ноября на своей пресс-конференции губернатор Владимирской области Александр Авдеев заявил, что власти «точно будут советоваться с общественниками» в вопросе реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира. Несмотря на это, региональная администрация продолжает настаивать на облицовке фасадов здания плитами из армированного керамогранита.

Урбанисты и градозащитники против замены оригинального экстерьера из белого известняка — по их мнению, вентфасад вычеркнет вокзал из архитектурного и исторического ландшафта города. «Владимир будущего» предложил всем желающим отправить обращения в РЖД с просьбой пересмотреть проект реконструкции. Кампанию поддержали больше сотни человек, в том числе из других регионов России.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.