Что делать с январскими квитанциями «ВладимирВодоканала»?

Руководство «ВладимирВодоканала» объяснило, почему муниципальное предприятие решило выйти из системы «единой платежки» через ЕРИЦ, и что делать горожанам, которым выставили некорректные квитанции
Новости Автор: 1 февраля 2019, 17:04 45 11321

1 февраля 2019 года на пресс-конференции руководство МУП «ВладимирВодоканал» рассказало о причинах, по которым организация решила не продлевать договор с Единым расчетно-информационным центром Владимирской области (ЕРИЦ) и снова работать с потребителями напрямую, минуя посредников. Коммунальное предприятие подчеркивает, что возвращается к проверенным способам работы с клиентами, а не вводит новую систему.

Еще в 2014 году мэрия города Владимира решила объединить все коммунальные платежи в одну квитанцию. По задумке властей, к работе с ЕРИЦ должны были присоединиться коммунальные службы и организации, оказывающие услуги в сфере ЖКХ.

Владимирский водоканал стал первопроходцем: ЕРИЦ занимался ведением учета и выставлением платежей за услуги водоканала с сентября 2014 года. За начисление и выставление квитанций муниципальное предприятие платило в ЕРИЦ вознаграждение сначала в 3%, которое затем понизилось до 2,5% от общей суммы, собранной с абонентов, а это от 1,1 до 1,5 миллиона рублей в месяц.

Самой большой проблемой при работе с ЕРИЦ для водоканала оказалась растущая дебеторская задолженность, которая образовалась из-за снизившейся собираемости платежей. С 1 января 2019 года «ВладимирВодоканал» снова самостоятельно начал начислять и печатать квитанции за услуги водоснабжения и (или) водоотведения. В водоканале указывают, что работа с ЕРИЦ не обеспечивала собираемость платы с граждан, и компания лишалась оборотных средств, необходимых для обновления производства, текущих ремонтных работ и реализации инвестиционной программы. Сейчас «ВладимирВодоканал» называет ЕРИЦ «посреднической организацией», которую стоит исключить из взаимоотношений коммунальщиков с жителями.

По словам гендиректора МУП «ВладимирВодоканал» Александра Кладова, из-за работы через ЕРИЦ у предприятия выросла дебеторская задолженность: по предварительным оценкам, организация недополучила порядка 140 миллионов рублей за 4 года сотрудничества с единым информационным центром. Эти деньги водоканал будет требовать с горожан-должников через суд — за последние годы работы водоканала с ЕРИЦ подано почти 30 тысяч исков.

IMG-4565.jpgВ центре фото - Александр Кладов

«Срок действия агентского договора, агентом по которому является ЕРИЦ, закончился, мы не можем продлевать этот договор, можем только снова объявить торги по ФЗ-44. Эта процедура занимает полтора месяца, и не факт, что ЕРИЦ бы выиграл торги, потому что в 2018 году, я знаю, появилось минимум еще три подобных организаций, работающих по этому направлению.

У нас просто есть понимание и в нашем предприятии о том, что мы должны быть финансово подстрахованы в плане того, что в последние годы идет незначительный рост тарифов по нашей услуге. В 2015 году рост составил 12%, а в 2018 году — 6% всего лишь, в 2019 году — меньше 4%.

С таким ростом тарифа мы недополучаем некоторые средства. Сбор с населения значительно упал за эти 4,5 года: если мы со своих абонентов собираем 99%, у ЕРИЦ собираемость 92%, а летом доходит до 89%. Основная цель — остановить рост дебеторской задолженности, которая растет бешеными темпами.

Мы планируем довести сбор до 98-99%. Это позволит нам привлечь те 5-6 % с населения [которые недобирал ЕРИЦ], что позволит нам держаться на плаву», - пояснил гендиректор МУП «ВладимирВодоканал» Александр Кладов.

В переходный период передачи данных водоканал прогнозировал возникновение технических ошибок при начислении платежей. И они ожидаемо возникли: уже несколько дней владимирцы осаждают «Водоканал», чтобы получить перерасчет по квитанции за холодную воду и водоотведение за январь 2019 года.

«Некоторые проблемы», по данным коммунальщиков, были связаны с некорректной передачей информационной базы потребителей из ЕРИЦ обратно в водоканал. В результате жители города Владимира выстраиваются в очереди, чтобы провести корректировку платы в квитанции, которая в отдельных случаях начислялась по нормативу, а не по показаниям счетчика.

IMG-4614.jpg
IMG-4610.jpg
IMG-4615.jpg

С понедельника, 28 января, в Центр предоставления услуг МУП «ВладимирВодоканал» обратились уже около 1 тысячи человек, признает гендиректор муниципального предприятия Александр Кладов. По прогнозам «Водоканала», исправить ошибки в базе и скорректировать счета за водоснабжение и водоотведение удастся до конца февраля 2019 года, когда жители внесут в квитанции актуальные данные своих счетчиков.

«Главная причина, почему мы здесь собрались, потому что с понедельника начались хождения на предприятие по вопросам неправильного начисления платежей за водоснабжение и водоотведение. Жители приходят и справедливо высказывают свою позицию, что данные были отражены некорректно.

Был период передачи данных в ЕРИЦ в 2014 году. Тогда базу, наработанную нами десятилетиями, мы передавали партнерам. Это была выверенная, точная информация, по которой они работали.

С 1 января наши партнеры вернули нам эту базу, мы распечатали квитанции своевременно, доставили потребителям. При передаче базы данных, наверное, случаются непонятные вещи, сбои возможны. Мы будем уточнять информацию, которую передали нам из ЕРИЦ.

Сейчас произошел вал ошибок и мы работаем в усиленном режиме, с продленным рабочим днем, в выходные. Те данные, которые мы получаем и по телефону, и из очередей, будут обработаны. Те расчеты, которые должны быть скорректированы, мы это произведем, чего бы это ни стоило. Сейчас к нам идут пенсионеры, которые, как правило, услугу оплачивают своевременно. В понедельник порядка 500 человек посетили наше предприятие, во вторник — около 400 человек. Сейчас ситуация идет на спад, значительно меньше людей приходит.

То есть, сбой не является системным, это эпизодическая ситуация, ситуация стабилизировалась. Перерасчеты будут выполнены», - заверил Александр Кладов.

Начальник центра предоставления услуг МУП «ВладимирВодоканал» Вячеслав Барабошкин, пояснил, почему возникла путаница с начислением платежей в квитанциях:

IMG-4553.jpg Вячеслав Барабошкин

«Мы считаем, что квитанции, которые мы предоставили жителям, они корректны и в большинстве случаев правильные. К нам сейчас приходят добросовестные плательщики, которые оплатили квитанцию до 1 января текущего года. Мы с каждым персонально разбираемся.

Есть те, кто оплачивает по счетчику, есть те, кто платит по нормативу. Есть люди, которые собственноручно вносят данные в квитанцию. Если человек не оплатил услугу в декабре и не внес показания приборов в квитанцию, то как к нам эти данные должны попасть?

В итоге получилось, что данные по новым показаниям приборов учета к нам не поступили. Программный продукт обработал данные, получилось так, что показания не поступили в программу. Тогда программа обращается к истории платежей абонента и по правилам высчитывает средний показатель за 3 месяца по этой квартире. В квитанции полностью расписано, какие показания были в базе, и что мы взяли для расчета, - и указано, что расчет происходит по среднему начислению.

Это у нас раньше была уже отработанная система, ЕРИЦ по такой схеме не работает, - и люди, возможно, уже отвыкли. Мы, к сожалению, не просчитали этот момент. Но сейчас мы ходим по домам, снимаем контрольные показания счетчиков, раздаем буклеты потребителям. Мы хотим навести порядок в этой системе».

«ВладимирВодоканал» заверяет, что даже если потребитель не обратится лично в Центр предоставления услуг, но внесет корректные данные счетчика в февральскую квитанцию, переплаченная сумма автоматически распределится по месяцам.

«Мы гарантируем, что если лишние деньги кто-то заплатит, мы их вернем, они нам не нужны. Программа в любом случае выявит излишки. Специалисты всегда все просчитывают и проверяют.

Чтобы впоследствии избежать такого, мы сейчас ведем работы над созданием системы личных кабинетов для потребителей в нашей программе, что позволит заносить данные дистанционно и производить оплату. Надеюсь, закончим в первом полугодии», - заверяет гендиректор МУП «ВладимирВодоканал» Александр Кладов.

IMG-4588.jpg

К слову, за 4 года работы ЕРИЦ в единой платежке были только муниципальные предприятия: МУП «ВладимирВодоканал», МКП ЖКХ и МУП «Владимирская управляющая компания». Ни одна коммерческая структура к проекту не присоединилась, и в этом мэрия Владимира видит недоработки организаторов проекта единой коммунальной квитанции.

После того, как «ВладимирВодоканал» отказался от продления договора с ЕРИЦ, во владимирском Белом доме заявили, что несмотря на поведение отдельных коммунальных компаний, работа единой платежки по оплате услуг ЖКХ продолжится.

Но в ближайшие месяцы из единой платежки намеревается выйти еще одно муниципальное предприятие города Владимира - МКП ЖКХ - которое перешла на работу с ЕРИЦ в 2015 году.

«Самым тяжелым оказался первый год с момента перехода — резко упала собираемость, она была в январе 2016 года чуть ли не 51%. На сегодняшний день сбор с населения через ЕРИЦ составляет 75% - это очень маленький сбор. Мы недополучили большое количество денег, а это влияет на качество оказываемых услуг: сейчас зима, дворы нужно убирать, сбивать сосульки. Получается, что мы не можем оказать услуги надлежащего качества. От оборотных средств очень много зависит: бензин дорожает, материалы дорожают, естественно, подрядчик, с которым мы заключаем договор на оказание услуги, тоже повышает цену, а тариф на содержание жилого помещения не повышался уже давно.

Но у нас не всегда получается бороться с дебеторской задолженностью. Когда начисления были на предприятие, мы все понимали, - оперативно собирали документы и подавали иски в суд [на должников], с ЕРИЦ этот процесс затягивается. Договор наш заканчивается 30 апреля. Если ситуация не улучшится в ближайшее время, будем ставить вопрос о расторжении договора», - заявила директор МКП ЖКХ Марина Лужнова.

IMG-4567.jpg Марина Лужнова