21 июня уполномоченный по защите прав детей во Владимирской области и официальный представитель Следственного комитета Ирина Минина вместе с подростками из Детского общественного совета при омбудсмене провели рейд по заброшенным объектам в городе Владимире. Безхозные строения часто становятся местами притяжения для молодёжи и могут представлять реальную опасность.
Первое потенциально опасное место, продемонстрированное подростками, - двухэтажное здание бывшей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №4 по легкой атлетике на Студеной горе.
В 2008 году спортшкола по легкой атлетике переехала из здания на Студеной горе в «надувной» ФОК на улице Парижской Коммунны. Через год освободившееся здание передали на баланс детской поликлиники №1 города Владимира. Но в 2012 году городскую медицину передали на областной уровень, и здание в центре города Владимира «зависло», постепенно разрушаясь и ветшая.
В марте 2015 года уже порядком развалившееся здание спортшколы вместе с земельным участком мэрия Владимира продала. Муниципальную недвижимость площадью почти 2 тысячи квадратных метров с земельным участком 7 880 квадратных метров за 60,7 миллиона рублей купила фирма «Ташир-Владимир».
Но частный собственник после покупки до сих пор так и не начал никаких работ по реконструкции здания бывшей спортшколы. Зато заброшенное строение облюбовали лица без определенного места жительства и молодежь, жаждущая острых ощущений. Чтобы ветшающее здание не «мозолило глаза», его лишь завесили патриотичными баннерами в часть Дня Победы.
В феврале 2017 года в заброшенном здании начался пожар, в результате которого сгорели деревянные перекрытия. К счастью, обошлось без пострадавших. Мэрия города Владимира после пожара сообщила, что частного собственника здания не раз штрафовали за нарушение правил содержания и благоустройства территории, последний раз штраф на 10 тысяч рублей выписали 29 декабря 2016 года. Однако мизерные штрафы не действуют на нового владельца здания.
В запущенном состоянии здание бывшей спортшколы на Студеной горе остается и по сей день. Одно из помещений, судя по следам жизнедеятельности, облюбовали люди без крыши над головой, все остальное, судя по граффити на стенах, «зарезервировано» за молодежью.
Самое удивительное - почти полное отсутствие нецензурных надписей на стенах, вместо нецензурщины - мотивирующие стихи, высказывания и цитаты. Здание больше напоминает авангардный арт-объект, нежели место для сборищ «алкоголиков и наркоманов».
Инициатива обратить внимание властей города Владимира на потенциально опасные «места притяжения» для подростков возникла у членов Детского общественного совета при детском омбудсмене, которые работают над проектом: «Владимирская область — территория безопасного детства».
Среди других небезопасных мест дети называют территорию Тракторного завода у торгового центра «Мегаторга», ангары у железной дороги, многочисленные заброшенные жилые дома в историческом центре города Владимира и промзоны в районе Автоприбора.
Официальный представитель Следственного Комитета по Владимирской области Ирина Минина, участвовавшая в рейде по заброшенным объектам, акцентировала внимание на том, что муниципальные власти должны отвечать за любые объекты на территории города, не ссылаясь на их принадлежность частным собственникам:
«Хочу отметить по собственникам: почти всегда это один из аргументов власти, что они не имеют возможности найти собственника или что-то ему приказать. Нужно в договоре купли-продажи прописывать, чтобы здания были либо огорожены, либо реконструированы. Если собственник не выполняет условия по реконструкции, по целевому использованию здания, нужно иметь возможность затеять гражданский спор и расторгнуть такой договор. А разводить руками годами — не делает чести мэрии, потому что это все до случая. Ни один из глав не имеет права перед населением сказать: «Это частник, я не могу повлиять». Обязаны повлиять. Власть всегда может найти рычаги воздействия.
Периодически дети гибнут во Владимирской области именно на таких объектах. Дети желают участвовать в опасных ситуациях и экстремальных видах спорта, при этом у них притуплено чувство опасности и самосохранения. Это противоречие подросткового возраста, которое нередко приводит к трагедии.
Власти должны сделать все возможное, чтобы детей в такие места не тянуло, а экстремальные возможности и стремления молодежи удовлетворялись в местах, которые безопасны для детей. Правда, существует проблема, что не каждый родитель может финансово обеспечить ребенку этот досуг, потому что все секции, как правило, платные».
В 2017 году по инициативе Следственного Комитета по Владимирской области муниципалитеты 33 региона попросили провести мониторинг, чтобы выявить опасные здания и строения по всей области и принять меры к тому, чтобы они не были доступны для детей. Однако мало кто из чиновников прислушался к рекомендации - перечня опасных объектов и заброшенных зданий до сих пор нет ни в одном районе и городе Владимирской области.
Еще одна достаточно свежая точка притяжения молодежи, проинспектированная в ходе рейда, расположена вблизи стадиона «Торпедо» и принадлежит известному девелоперу, гендиректору строительной компании «Игротэк» Алексею Андрееву. Недостроенное кирпичное двухэтажное здание на склоне возле центральной лестницы к «Торпедо» частично изолировано от проникновения — часть окон и входов закрыта профлистом, но подростки легко смогли найти вход.
Третье «место притяжения» владимирских подростков, показанных взрослым, — незапертая крыша бывшего общежития милиции на улице Диктора Левитана. Сюда, судя по «следам», молодежь собирается, чтобы употреблять спиртные напитки с видом на пойму Клязьмы. Проверяющие признают, что открытая крыша — недосмотр управляющей компании.
Геннадий Прохорычев рассказывает, что дети, получив выход на крышу одного здания, гуляют по всей территории, перебираясь с одной крыши на другую. К слову, здесь нет не только дверей и замков по пути на верхний этаж, но и даже элементарных перил по периметру крыши: любое неосторожное движение может привести к падению с высоты 9 этажа.
По итогам проверки детский омбудсмен направит письма главам органов местного самоуправления и руководителям управляющих компаний, чтобы они провели мониторинг заброшенных зданий и небезопасных крыш в своих территориях, определили собственников помещений и обеспечили меры по недопущению несовершеннолетних на потенциально опасные объекты.
А вот региональный СледКом намеревается принять более серьезные меры для обеспечения подростковой безопасности.