Диагноз: цензура

Демонстрация правового нигилизма - защищая главврача роддома №2 Ирину Кирюхину, медики потребовали ввести цензуру и предприняли попытку вмешаться в деятельность прокуратуры
Новости Автор: 17 ноября 2017, 17:52 198 10885

Во Владимирской области предпринята попытка введения цензуры. Это произошло 16 ноября на встрече вице-губернатора по социальной политике Михаила Колкова с трудовым коллективом владимирского родильного дома №2. Медицинские работники требовали оставить в должности главврача Ирину Кирюхину, написавшую заявление об увольнении по собственному желанию из-за возможного конфликта интересов между ней и её супругом — директором департамента здравоохранения администрации Владимирской области Александром Кирюхиным. Подробнее о том, почему, по мнению врачебного сообщества, Кирюхину нельзя увольнять, и как при этом соблюсти видимость законности - в материале «Защита Кирюхиной».

В ходе встречи прозвучали требования прекратить якобы развернутую травлю семьи Кирюхиных. Для этого представители интеллигенции предложили ограничить деятельность СМИ (вплоть до введения цензуры) при освещении медицинской тематики. При этом большая часть претензий адресована не столько к журналистским текстам, сколько к комментариям под ними.

IMG_0446.jpg

Кроме этого, врачи считают, что необходимо «усилить объективность отношения прокуратуры к проблемам здравоохранения».

О РОЛИ ПРОКУРАТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ

Интересный диалог состоялся между юристом родильного дома №2 Ольгой Ратниковой и вице-губернатором Михаилом Колковым. Юрист обвинила прокуратуру в участии в информационной атаке на Александра и Ирину Кирюхиных; Вице-губернатор попытался убедить её, что надзорный орган не участвует ни в каких войнах. Заметим, если бы Колков промолчал, то это означало бы, что власти согласны с посылом Ратниковой, и это выставило бы в неприглядном свете губернатора Владимирской области Светлану Орлову.

IMG_0368.jpgМихаил Колков

Ольга Ратникова: С подачи прокуратуры идёт информационная война: [владимирский активист Сергей] Плаксин подаёт заявление в прокуратуру; заявление прокуратурой рассматривается; потом ответ прокуратуры быстро попадает на сайты сетевых изданий под рубрикой «Новость» или «Информация», следовательно мы не можем придраться - это подаётся СМИ как информация, как новость, но при этом...

Михаил Колков: Я бы не утверждал, что атака информационная ведётся “с подачи прокуратуры”, здесь надо...

Ольга Ратникова: Ну, с помощью...

Михаил Колков: И “с помощью” — тоже, знаете ли...

Ольга Ратникова: При участии, хорошо

Михаил Колков: “При участии” - это ещё более некорректно, пожалуй. Я бы с вами не согласился.

После этого юрист роддома №2 обрушилась на СМИ за то, что они допускают появление негативных комментариев к материалам по проблемам здравоохранения:

«Идут комментарии, к этой новости, статье размещаются, как правило, комментарии. Комментарии носят очень нехороший характер, которые выводят нас, весь коллектив, в дисбаланс — мы нервничаем, мы не можем работать. Давят на Ирину Михайловну [Кирюхину]. Вот у меня вопрос к СМИ: «Как вы вообще допускаете выпуск таких комментариев, которые вообще привлекают людей, я не знаю, чуть ли уже не к убийству?». [Например,] “Может быть, мы убьём Кирюхина и Кирюхину”? “Может, мы их посадим”? Это всё публикуется, это всё допускается, это ничего модераторами не удаляется. Вообще, мы — люди, или нет?».

Ольга Ратникова обвинила средства массовой информации в том, что про здравоохранение публикуются только негативные материалы. С её слов выходит, что сами сотрудники редакций должны оставлять положительные комментарии к текстам про медицину:

«Почему вы потом под этими статьями не формируете комментарии положительные»?
IMG_0329.jpg Ольга Ратникова

Для юриста родильного дома №2 напоминаем, что, согласно закону о СМИ, редакции действуют на принципах профессиональной самостоятельности, и вмешательство в их работу недопустимо.

Михаил Колков на встрече попросил врачей не предъявлять претензии к конкретным корреспондентам, так как не они определяют редакционную политику своих изданий. При этом вице-губернатор признал, что «по некоторым комментариям» к статьям на медицинскую тематику врачи имеют «повод» для обращения в правоохранительные органы.

Заведующая отделением новорождённых Галина Кириллова заявила, что коллективу родильного дома №2 «оказано неуважение», так как 340 сотрудников узнали об увольнении Ирины Кирюхиной из СМИ, а там информация «не всегда достоверная». Кириллова добавила, что «эта ситуация» нанесла подчинённым Кирюхиной «ущерб».

Здесь непонятно одно: кто нанёс коллективу роддома больший ущерб — СМИ, сообщившие об увольнении Ирины Кирюхиной, или её муж Александр Кирюхин, который лично проинформировал эти самые СМИ о том, что его супруга написала заявление?

О НАПИСАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДРАМЫ

Заместитель губернатора Владимирской области Михаил Колков вкратце проинформировал участников встречи о достижениях региональной системы здравоохранения. И также высказал недовольство в адрес СМИ, правда, в обтекаемых формулировках. Вице-губернатор считает, что средства массовой информации могли бы больше писать о «замечательных примерах» работы врачей родильного дома №2:

«Да, действительно, в ряде комментариев, и это изначально искажается и в том числе для того, чтобы в должном свете показать работу всей системы здравоохранения, в том числе директора. Вот и вам, с вашей стороны, тоже не лишне об этом напоминать на своих замечательных примерах, потому что иногда, допустим, неподготовленному слушателю, телезрителю, очень сложно воспринять статистические вещи. Я вас уверяю, вы слушали меня достаточно внимательно, но, при всём при этом, если бы я выступал на ГТРК [«Владимир»], на “Губернии [33]”, или где-то ещё, то на первой минуте переключили бы, потому что с трудом воспринимается статистика. У вас — живые случаи; вы каждый день совершаете случаи, по которым можно писать медицинскую драму, когда вытягиваете детей, помогаете мамам и так далее. Вот на самом деле этого очень сильно не хватает тем корреспондентам, что здесь стоят».

ПОЧЕМУ У НАС НЕТ ЦЕНЗУРЫ?

Идеей введения цензуры в отдельно взятом регионе, что, вообще-то, не допускается Конституцией Российской Федерации, отметилась и инженер владимирского роддома №2 Елена Петровна (она свою фамилию не назвала). Она начала с того, что поинтересовалась, наказан ли кто-то за допущение ситуации конфликта интереса в семье Кирюхиных? А затем обрушилась на СМИ — с её слов получается, что медиков нужно оградить от негатива с помощью цензуры, которую будут осуществлять некие «службы»:

«Вы посмотрите, в прессе муссируется информация о том, что в здравоохранении всё плохо, роддом — всё плохо, Ирина Михайловна, Александр Викторович — заказ. Какой заказ? Кто-то нашёл? Кто-то подтвердил? Да, человека можно и словом убить, и оскорбить, добить. Кто-то вообще за это как-то отвечать будет?.. Коллектив весь в шоке, весь на нервах, и каждый день приходит на работу, вы знаете, взбудораженный. Все читаем СМИ. Вы посмотрите, я сделала выдержку по одной подборке — негатив: роддом, департамент, Кирюхины; роддом, департамент, Кирюхины. Почему у нас нет цензуры? Почему у нас нет таких служб, которые хотя бы не пускали этот негатив, который оголтелый, неподтверждённый, злобный?».

ПОЧЕМУ ПРЕССА ВЕРИТ ТОЛЬКО ПЛАКСИНУ?

Другой упрёк, прозвучавший в адрес прессы, заключается в том, что все СМИ пишут о ситуации в здравоохранении только с точки зрения Сергея Плаксина, объявившего «крестовый поход» против чиновников от медицины (и против Александра Кирюхина лично) - в прошлом году его жена Анна Бобрикова скончалась после тяжёлых родов. Эту претензию к прессе высказала старшая сестра отделения новорождённых родильного дома №2 (она не назвала своей фамилии):

«И почему вы послушали, извините за выражение, какого-то Плаксина, который там написал в прокуратуру в Генеральную, в эту. Его одного, ну, за ним, конечно, есть люди, которые им управляют, его послушали, а нас — весь коллектив — вы не слушаете. Почему к нему доверие есть, а к нам нет доверия»?

ЭТИ КОММЕНТАРИИ ПИШУТ ЛЮДИ НИКЧЁМНЫЕ

Присутствовавший на встрече главный врач владимирской городской больницы №4 Владимир Савинов раскритиковал СМИ за создание негативного образа главных врачей у населения — бюрократов, нацеленных только на то, чтобы что-то «украсть». Савинов, отработавший много лет простым врачом, заявил, что бюрократов среди главврачей нет. Он также назвал людей, оставляющих негативные комментарии к статьям о здравоохранении, «никчёмными», и пообещал «сразиться» с теми, кто плохо пишет об Александре Кирюхине:

«Смотришь, у всех [представителей СМИ] замечательные лица — светлые, хорошие добрые. Но когда читаешь наши газеты и сетевые издания, мне иногда плакать хочется. Я — взрослый человек, мужественный достаточно, но за что так к нам? Почему? Например, вот все считают, что главный врач пришёл на работу, чтобы украсть, и это культивируется, нас обзывают “медицинской бюрократией”... Когда я читаю о своём руководителе [директоре департамента здравоохранения администрации Владимирской области Александре Кирюхине], которого я глубоко уважаю, я хотел бы посмотреть в глаза этому человеку. Мне уже лет достаточно многою, но я бы с ним сразился, например, где-нибудь и в чём-нибудь. Иногда эти комментарии пишут абсолютно люди никчёмные. Мне хотелось бы спросить: “А ты вообще что сделал для людей”? Я помню Александра Викторовича [Кирюхина] в первой поликлинике — фонендоскоп на шее, снимки, амбулаторные карты, сидит человек, работает».

О ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ

Президент Врачебной палаты Владимирской области Анатолий Ильин заявил, что комитет Госдумы по здравоохранению готовит законопроект, позволяющий медицинским работникам отстаивать свои честь и достоинства после негативных публикаций об их работе в прессе. Но принятие данного закона тормозят в Минюсте и МВД.

Ильин рассказал, что недавно в Москве одному акушеру-гинекологу из Кемерово вручили государственную награду посмертно. А умер он после того, как в СМИ против него развернули травлю из-за смерти ребёнка. Однако коллегам удалось доказать, что вины доктора в эксцессе не было.

Анатолий Ильин заявил, что система здравоохранения не может позволить себе «терять» врачей, и призвал медицинское сообщество продемонстрировать единство, особенно в ситуации перед выборами, когда будет много желающих через медицину расшатать ситуацию во Владимирской области:

«Я не хочу, чтобы мы с вами, при дефиците в почти тысячу врачей, теряли наших коллег. Это недопустимо. Только весной отгремели баталии на базе перинатального центра, мы все с вами работали для того, чтобы докопаться до истины. Сегодня подобная проблема возникает во втором родильном доме, в другом учреждении и так далее. И я глубоко убеждён, что до выборов это не последняя наша с вами встреча, потому что есть те, кому сегодня интересно дестабилизировать здравоохранение, дестабилизировать сегодня на территории Владимирской области в целом экономическую, политическую и социальную ситуацию. И мы с вами должны демонстрировать единство».

ПОЧЕМУ НАС С МУЖЕМ НИКТО НЕ ЗАЩИЩАЕТ?

Юрист роддома №2 Ольга Ратникова по поручению коллектива попросила Ирину Кирюхину отозвать заявление об увольнении. Кирюхина ответила, что это невозможно, так как они с супругом «законопослушные люди». Ирина Кирюхина рассказала, что её муж Александр Кирюхин находится в больнице, и она испытывает «чувство обиды» из-за травли семьи, которая продолжается уже 10 лет. Из выступления жены директора облздрава может сложиться впечатление, что Ирина Кирюхина даже упрекает областное руководство в бездействии в данной ситуации:

«Всей этой ситуацией руководят определённые люди, и нас в области нет силы, нет той власти, которая им скажет: “Отвалите, и сядьте куда-нибудь в норку, чтобы мы вас не слышали”».

Кирюхина обвинила СМИ в том, что с их подачи часть общественности воспринимает её супруга как «коррупционера» и «мафиози»:

«Он делает перерыв в работе — каких-то 6 часов. А остальное — работа, работа и работа. Почему он — “коррупционер”?! Почему он — “мафиози”?! Вы посмотрите, что написано, я настолько поражена. Мы сделали подборку негатива, в котором упоминается, что “Кирюхины — мафия”; что “Кирюхина должны застрелить”; что “Кирюхина нужно свалить со стула”».
IMG_0451.jpg

Ольга Ратникова заявила (видимо, законодательство о СМИ — на самом деле не её конёк), что все издания должны вообще запретить все комментарии под любым текстом на тему здравоохранения, так как негативные отзывы людей не способствуют притоку в медицину новых кадров:

«[Есть, например, такой комментарий: ] “Кирюхины, и это не только моё мнение, уже заработали себе по десятке-другой колонии общего режима”. Уважаемые СМИ! Неужели нельзя вообще запретить, поставить запрет на комментарии под медицинскими публикациями? Кто в медицину пойдёт? Задумайтесь».

А Ирина Кирюхина задалась вопросом:

«Почему так много публикаций, посвящённых медицине? Каждая третья заметка посвящена медицине».

Главврач роддома №2 в очередной раз заявила, что Кирюхины не «мафия», и с досадой спросила, почему её с мужем никто не защищает?

И СНОВА О БОГАДЕЛЬНЕ

Главный врач детской городской поликлиники №1 Татьяна Максимова, специально для журналистов, писавших, что все сотрудники роддома №2 якобы ушли на работу в частную клинику «Доверие», принадлежащую дочери Кирюхиных, заявила, что стоит ещё написать и о том, что «вся областная детская поликлиника» работает в «Бэбибуме». Ещё Максимова пожаловалась на то, что частный медицинский центр «Палитра» «отобрал у неё много врачей».

Татьяна Максимова призвал СМИ бороться не с Александром Кириюхиным, а с теми, кто продал (на самом деле только принято решение о продаже, сделка ещё не оформлена) здание бывшей детской поликлиники №1 на Студёной горе (это бывшая богадельня, в последние годы она находилась в субаренде у «Сбербанка», который отремонтировал её). Причём со слова Максимовой, продажа здания произошла чуть ли не сразу (на самом деле — через две недели) после того, как Александр Кирюхин заявил, что этот объект необходим системе здравоохранения:

«Он [Александр Кирюхин] же бьётся, у нас мощностей не хватает — нет зданий, негде работать, сегодня мы в таких стеснённых условиях. И только-только Александр Викторович сказал: «Вот заканчивается срок детской больницы, которую отдали в аренду, верните нам её назад, на Студёной горе». И что вы думаете? Через два дня здание продали. Вот с кем боритесь, товарищи журналисты! Это вообще беспредел: государственное здание продать, а медицинским работникам — на улице сидеть».

ПОДОБНЫЙ ПУНКТ ВАС ПОДСТАВЛЯЕТ

В конце встречи был принят проект обращения трудового коллектива роддома №2 к руководству России и Владимирской области, а также в Генеральную прокуратуру и СМИ с требованиями отменить приказ Александра Кирюхина об увольнении Ирины Кирюхиной и прекратить травлю их семьи.

Кроме этого, врачи включили в черновик текста обращения такой пункт: «ограничить в СМИ число отрицательных публикаций на тему здравоохранения» (то есть ввести цензуру). Самый высокопоставленный представитель государственной власти на этой встрече — вице-губернатор Михаил Колков — был вынужден указать трудовому коллективу, что такое требование незаконно, и предложил «подумать над формулировкой», так как этот пункт обращения подставляет самих врачей;

«На мой взгляд, это неправильно по ряду причину. Во-первых, это противоречит закону о СМИ. Во-вторых, на мой взгляд, подобный пункт обращения скорее вас подставляет, хотя вы движимы абсолютно благородными мотивами. Просто подумайте ещё раз над формулировкой».

Сотрудники роддома №2 приняли к сведению слова Колкова.

А ещё врачи собираются требовать «усилить объективность отношения прокуратуры к проблемам здравоохранения». Что это означает - понять трудно, но очень похоже на вмешательство в деятельность надзорного органа госвласти.

ПУСТЬ ПИШУТ ПРАВИЛЬНО

В заключительном слове Михаил Колков сообщил представителям СМИ, что мнение врачей родильного дома «по острым вопросам здравоохранения» выстрадано ежедневной работой, и попросил «правильно» донести информацию об этой встрече до аудитории:

«Хотелось бы, чтобы дух и букву этого обсуждения правильно довели до читателей и слушателей».