Сегодня, 26 апреля, в Киржачском городском суде состоится, по всей видимости, итоговое заседание по иску прокуратуры, опротестовавшей проведение «мусорного референдума» в Филипповском сельском поселении. Иск надзорного ведомства подан в отношении сельского Совета народных депутатов, разрешившего организацию референдума. Предметом спора является желание жителей и депутатов вынести на референдум вопрос о строительстве мусорного полигона в Киржачском районе Владимирской области.
Совет Филипповского поселения, поддержанный большим населения, собирался провести референдум одновременно с выборами президента 18 марта. Но в ситуацию вмешалась прокуратура, заявившая, что «мусорный вопрос» не входит в компетенции муниципального уровня. Оказавшаяся между двух огней территориальная избирательная комиссия Киржачского района долго не решалась вынести решения по референдуму. Но депутаты сельсовета доказали свою правоту в суде.
И тогда прокуратура подала новый иск, в котором от имени «неопределенного круга лиц», начала якобы защищать их избирательные права. Хотя в иске указывается, что референдум нарушит права собственников земли, выкупленной бизнесменами для мусорного полигона.
Депутатов в суде представляет председатель Филипповского сельсовета Елена Гашина. Ее поддерживают юристы Александр Посталакий и Татьяна Гусева. За решение об отмене «мусорного референдума» ратует прокурор Киржачского района Руслан Митрофанов. Дело, к которому в качестве третьих лиц привлечены представители инвестора «ЭкоТехСтрой Владимир» и территориальной избирательной комиссии, рассматривает судья Роман Антипенко.
На два последних судебных заседания представители территориальной избирательной комиссии (ТИК) Киржачского района — именно этот орган посчитал действия Совета Филипповского сельского поселения законными и дал старт подготовки к плебисциту - не являлись. Неделю назад при невыясненных обстоятельствах из жизни добровольно ушел председатель ТИКа Николай Егоров.
По мнению юриста Татьяны Гусевой, шокировавшая многих трагедия, может быть в том числе связана и с попытками запретить «мусорный референдум»:
Юрист Гусева поясняет, что 20 апреля - уже через день после самоубийства председателя ТИКа - представители Совета ходатайствовали о переносе судебного заседания:
Юрист Александр Посталакий уточняет, что позиция ТИКа с момента самоубийства Егорова не менялась и не уточнялась, действительными считаются документы, представленные ее покойным председателем:
Как сообщила Зебра ТВ официальный представитель Следственного Комитета по Владимирской области Ирина Минина, следствие не располагает информацией, что в истории Николая Егорова может идти речь о доведении до самоубийства. По данным Ирины Мининой, опрошен весь круг общения — и по рабочей линии, и по линии личных контактов. Но результаты экспертиз еще не готовы. Официальные данные проверки по факту самоубийства председателя ТИК Киржачского района Николая Егорова будут известны не раньше 18 мая.
20 апреля судебный процесс о запрете «мусорного референдума» длился больше 11 часов без перерыва. Участники процесса поясняют, что не могли покинуть зал заседания с 10 утра до 21:30. Юрист Татьяна Гусева рассказывает, что судья хотел и дальше вести процесс, но к позднему вечеру председателю Филипповского сельсовета Елене Гашиной стало плохо:
«Судья уходил в совещательную комнату, но не обозначал длительность перерыва. Мы спрашивали, долго ли он будет там находиться, потому что в суде нет ни аптеки, ни буфета, и для того, чтобы сходить покушать или сбегать в аптеку за лекарствами, необходимо было какое-то время. И мы не знали, выйдет он через 15 минут или через два часа. Поэтому вынуждены были сидеть в зале суда и сторожить, когда он выйдет. Ведь обычно, когда судья уходит в совещательную комнату, он обозначает время перерыва, чтобы люди могли справить все свои нужды. А здесь мы боялись выйти, потому что потом не смогли бы войти обратно в зал.
Мы были под таким прессингом, когда 12 часов сидели в суде. И мы так понимаем, что в половине десятого, когда судья в последний раз вышел в совещательную комнату, был намерен продолжать судебное заседание, о чем нам и заявил. Гашина сказала, что ей плохо, и она не может больше по состоянию здоровья. Она лечится и представила справку о состоянии здоровья. А он ей сказал: «Хорошо, вы можете идти — пусть остается Гусева». Я так понимаю, что мы бы там до победного сидели, потому что он хотел вынести решение. Я, честно говоря, была шокирована. В суде есть определенные часы работы. Кроме того, нет никакой срочности в рассмотрении этого дела — сроки не нарушены. Стороны должны нормально исследовать все доказательства, изучить их».
По мнению юриста, представляющего в процессе Совет народных депутатов, исход дела предрешен. Об этом говорят не только многочисленные процессуальные нарушения, о чем юристы уведомляют вышестоящие судебные органы, но и то, что стороне защиты не дают возможности знакомиться с документами.
Представители Совета Филипповского сельского поселения считают, что территориальная схема работы с отходами Владимирской области была принята 31 декабря 2017 года с нарушениями — об этом они уже уведомили главу Следственного Комитета России Александра Бастрыкина. Сторонники референдума запросили схему в предыдущей редакции. Но ознакомиться с 809-страничным документом оказалось нереально:
«И к делу эту Схему не приобщают, хотя участники процесса — прокурор, глава администрации Олег Иванов (в настоящее время уволенный с поста главы администрации судом первой инстанции, Иванов оспаривает данное решение в областном суде) ссылаются на то, что наши вопросы противоречат именно этой Территориальной схеме по обращению с отходам. Я неоднократно говорила о том, что для того, чтобы вынести адекватное решение по этому делу, этот документ необходимо оглашать. А оглашение происходит так: судья просто зачитал нам несколько листов, которые, по его мнению, имеют отношение к нашему делу. Но сами посмотреть документы мы не можем, несмотря на то, что в других разделах тоже может быть информация про Киржач.
Документ предоставили в суд в пятницу, 20 апреля, там 809 листов. Мы пошли в понедельник, чтобы с этой Схемой ознакомиться. Но суд не дал нам такой возможности — сказали, что нужно писать заявление. Какое может быть заявление, если в суде такое заявление уже было удовлетворено? Тем не менее мы его написали и прибежали во вторник с раннего утра. Но нам сказали, что по инструкции районного суда мы можем знакомиться с документом только с двух часов дня. А у нас заседание в 15:30. Но нам объяснили, что это мало кого волнует. Сколько могли мы отфотографировали документ, но этого, конечно, совсем недостаточно. А на заседании, которое состоялось 24 апреля, прибавились еще дополнительные материалы, с которыми мы хотели ознакомиться. Но нам сказали, что мы сможем сделать это только через 5 дней. И это при том, что у нас заседание — уже завтра (26 аперля). В других судах обычно такого нет, потому что суд должен быть заинтересован в том, чтобы участники ознакомились с документами. А здесь складывается впечатление, что суд не хочет, чтобы мы смогли это сделать. И я не понимаю, как можно работать с документами, выдержки из которых оглашаются на слух. Мы же должны на них как-то ссылаться. Почему мы должны на слух что-то воспринимать? Я так думаю, что никто не хочет, чтобы мы знали содержание этой Схемы».
По мнению юриста Гусевой, происходящее указывает на то, что судья необъективен, а прокурор действуют в интересах «мусорного инвестора»:
Татьяна Гусева отмечает, что прокуратура Киржачского района больше не имеет претензий к законности перевода земли под мусорный полигон:
Противники строительства мусорного полигона планировали на Майские праздники организовать митинг, но им отказали в согласовании акции протеста:
Жители Киржачского района планируют подать уведомление о проведении акции против мусорного полигона повторно.
P.S. После заседания суда юристы, представляющие в суде Совет Филипповского сельского поселения, сообщили Зебра ТВ, что позиция суда в отношении их стороны резко поменялась. На этот раз заседание было коротким. Судья неожиданно для всех участников процесса удовлетворил ходатайство о предоставлении времени для ознакомления с представленными документами - в том числе многостраничной Территориальной схемой работы с отходами.
Татьяна Гусева отметила, что она и ее коллеги в этот раз приводили те же самые доводы, что и на предыдущих заседаниях, но судья раз за разом не удовлетворял ходатайства, считая их необоснованными. Причем времени для подготовки к судебному заседанию дано даже больше, чем просили просили представители главы поселения Елены Гашиной. Следующее заседание назначено на 8 мая.