Знаменитая Борисоглебская церковь в Кидекше 1152 года - древнейший белокаменный памятник Северо-Восточной Руси, входящая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и список особо охраняемых памятников федерального значения, находится на балансе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Много лет состояние храма было весьма печально. В 2015 году руководством главного музея Владимирской области объявило о завершении масштабных реставрационных работ в Борисоглебской церкви, которые продолжались около пяти лет и потребовали больших материальных вложения и усилий.
Неизвестно, имеет ли Русская православная Церковь желание вернуть себе и эту культовую постройку времен Юрия Долгорукого, как и ряд других музейных объектов в Суздале и Владимире. Напомним, о планах РПЦ забрать у Владимиро-Суздальского музея-заповедника основные достопримечательности в Министерстве культуры РФ рассказал генеральный директор ВСМЗ Игорь Конышев.
Пока же в Кидекше возникла другая проблема, которую владимирская общественность обсуждает чуть ли не горячее, чем вопрос о реституции Золотых ворот и Спасского собора в Спасо-Евфимиевском монастыре.
17 мая в Кидекше в нескольких метрах от ограды ансамбля Борисоглебской церкви установили туалетную кабину. Сначала небольшую площадку на лужке вдоль улицы Старой отсыпали песком и щебенкой, затем на нее с помощью крана поставили деревянное строение с плоской крышей, напоминающее не то бытовку, не то торговый ларек, не то садовый сарай.
У туалета три входа: один - общий для мужчин и женщин, второй - для инвалидов, третий — рабочий, для обслуживания.
Деревянный сарай без затей и намеков на стилизацию под архитектуру древнего села стоит, открытый взору туриста, как «дополнение» к заповедному историческому пейзажу.
Специалисты в сфере архитектуры уже высказали свои мысли относительно особенностей внешнего вида кидекшанского клозета и его уместности в ландшафтах древнего села.
«Эта малая архитектурная форма в виде туалета является абсолютно диссонирующим объектом, нарушает восприятие архитектурного облика белокаменного храма Бориса и Глеба, перекрывает все панорамные виды для тех же туристов, для жителей Кидекши.
Такие малые архитектурные формы должны быть детально проработаны, они должны быть деликатными, соответствовать архитектурному облику того объекта, рядом с которым он строится. Прежде, чем такие объекты ставить, нужно было советоваться с архитекторами.
Данный туалет не может находиться в данном месте, я считаю, и его необходимо убрать. Обшитый контейнер, здание с плоской кровлей, имеет в объеме параллелепипед. Это ангар. Это инородное тело.
Он нарушает ландшафтную архитектуру Храм Бориса и Глеба. Внешний вид туалета нужно рассматривать в совокупности с природными ландшафтами, которые создают прелесть и подчеркивают красоту и изящество этой церкви», - заявила председатель Союза архитекторов России по Владимирской области Валентина Землянская.
Доктор политических наук, владимирский политолог Роман Евстифеев обновил размещенную им в интернете петицию за отставку Игоря Конышева с поста гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника следующим сообщением:
«Сообщают вот, что в Кидекшу, прямо к знаменитой церкви Бориса и Глеба XII века, занесённую в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, пришла, наконец, цивилизация. Но какая!
Черный свежесрубленный ящик с надписью «Туалет», волей нового музейного начальства теперь уравновешивает неземную красоту русской архитектуры.
Смотришь на это и сразу понимаешь, чем отличается русская цивилизация от той, которая ее теперь разрушает.
Та культура называлась домонгольской. Как назвать тех, кто ее ломает и корежит?».
О том, что в Кидекше должен появиться туалет стало известно на встрече генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника с общественностью в рамках дискуссионного проекта «Зерно». Игорь Конышев тогда заявил, что в древнем селе туристы справляют нужду прямо за церковной оградой на склоне, ведущем к реке Нерль:
Ставя туалеты около знаменитого шедевра древнерусского зодчества, генеральный директор главного музея Владимирской области, похоже, не счел нужным не только поинтересоваться законами архитектуры, но и требованиями охранного законодательства Российской Федерации.
22 мая в Кидекшу выезжали специалисты Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области. Ими было установлено и зафиксировано, что клозет установлен в охранной зоне особо охраняемого памятника федерального значения «Комплекс церквей Бориса и Глеба в Кидекше».
И.о. начальника отдела государственного надзора и государственной охраны объектов культурного наследия Госинспекции Александр Куликов заявил Зебра ТВ, что в соответствии с регламентирующими документами, а именно с решением исполкома Владимирской области 1968 года «Об утверждении охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры государственного значения», возведение любых объектов в том месте, где был поставлен туалет, запрещено.
В связи с этим, Госинспекция в ближайшее время подготовит специальный акт, который будет направлен в департамент государственной охраны культурного наследия Министерства Культуры Российской Федерации. В адрес Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заявил Куликов, будет так же послано письмо с предупреждением соблюдать законодательство при установке подобных объектов.
Сколько всего туалетов, у какого поставщика и по какой стоимости заказал музей-заповедник, выяснить оперативно у пресс-службы ВСМЗ не удалось. Не удалось получить ответ и на вопрос - почему музеем были нарушены требования регламентов охранной зоны уникального древнего памятника, находящегося в пользовании самого же музея.
Официальный представитель Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Захарков заявил, что даст письменные ответы на эти вопросы в течение 7 дней, положенных по закону о СМИ.
По некоторым сведениям, на один только кидекшанский туалет было потрачено около 2 миллионов музейных рублей. Всего таких сооружений якобы было закуплено 4. Один из них, по имеющимся данным, вскоре появится на Козловом Валу около башни «Старый Владимир» в столице Владимирской области, а второй - на территории неоготической усадьбы Храповицкого в Муромцево.