Владимиро-Суздальский музей-заповедник вовлек полицию в экскурсионную деятельность

Крупнейший государственный музей Владимирской области написал заявление в полицию на частного гида за проведение экскурсии на музейном объекте без аккредитации
Новости Автор: 20 июля 2020, 10:33 249 10284

Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые пожаловался в полицию на частного гида, проводившего экскурсию на музейном объекте без аккредитации. Руководство главного музея Владимирской области считает, что Алексей Рагимханов, известный также как Валентиныч, тем самым нарушил правила учреждения культуры, а также проигнорировал запрет на посещение памятника истории, введенный из-за коронавируса.

Гид уверен, что обращение в полицию — месть за то, что он неоднократно обращал внимание общественности на плохое состояние музейных памятников, а также попытка устранить сильного конкурента. Рагимханов убежден, что аккредитация противоречит конституционному праву на труд, и призывает игнорировать эту практику. В Ассоциации частных гидов Владимирской области отстраняются от конфликта, но подчеркивают, что частные экскурсии «давным-давно не сходятся на музее-заповеднике».

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

20 июня Алексей Рагимханов привез группу туристов в село Кидекша Суздальского района, где находится церковь Бориса и Глеба — памятник архитектуры XII века, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К гиду подошел сотрудник музея и попросил его покинуть территорию. Он «предложил пойти прочь, объяснив это тем, что я якобы там проводил экскурсию», вспоминает Рагимханов.

CHBHsKljU8g.jpg
original.jpg

В тот же день у Дмитриевского собора во Владимире экскурсовод записал видеоролик, где эмоционально рассказал о произошедшем. Гид обвинил генерального директора музея-заповедника Светлану Мельникову в наплевательском отношении к историческому наследию. «Эй, Света! Давай посмотрим, как ты ломаешь нашу историю!» — возмущался Алексей Рагимханов, показывая разваливающуюся кладку и плесень на стенах собора.

В музее-заповеднике описывают случившееся иначе. 20 июня все музейные объекты, включая церковь Бориса и Глеба в Кидекше, были закрыты из-за коронавируса. Сотрудник службы безопасности ВСМЗ, увидев туристов, подошел к гиду и «в корректной форме указал на неправомерность его действий». «В неконструктивную полемику, которую Рагимханов А.В. пытался спровоцировать и зафиксировать на видео, сотрудник музея не вступал», сообщили Зебра ТВ в пресс-службе государственного учреждения культуры.

А БЫЛО ЛИ ОСКОРБЛЕНИЕ?

Через три дня после событий в Кидекше, 23 июня, руководство музея написало заявление в полицию. «Давать окончательную правовую оценку данному поступку, равно как и любому другому противоправному действию гражданина Российской Федерации, вправе только правоохранительные органы», — уверены во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике:

«Рагимханов А.В. … ведет себя вызывающе. Договор с музеем им заключен не был и, несмотря на это, он продолжает предлагать гражданам на коммерческой основе услуги по проведению экскурсий на территории государственного музея. С помощью различных ресурсов в сети „Интернет“, часто в грубой и неподобающей форме, он пытается привлечь к своей персоне внимание общественности, искусственно нагнетая ситуацию и искажая реальные факты».
257UT7z84cI.jpg
NFvODohM-I0.jpg

К этому времени Алексей Рагимханов записал еще несколько видео с высказываниями в адрес Светланы Мельниковой. Он публиковал ролики в крупных владимирских пабликах во ВКонтакте. По словам частного гида, музей обвинил его в нарушении режима самоизоляции, незаконной предпринимательской деятельности, а также в оскорблении чести и достоинства генерального директора. Все претензии экскурсовод считает «смехотворными и ничтожными». В полиции разделяют это мнение, сообщил Рагимханов Зебра ТВ:

«20 июня на улице уже можно было ходить, и группа, которая там была — это группа частных лиц, и носить им маску и соблюдать ли им социальную дистанцию — это чисто на их усмотрение. Незаконная предпринимательская деятельность? Если я и беру деньги, то только как донаты или пожертвования. В налоговой я зарегистрирован как самозанятый. Кроме того, в музее упрекнули меня, что я оскорбил честь и достоинство Светланы Евгеньевны Мельниковой. Нет. В ролике были оскорблены не личные ее качества, как женщины, как человека, а профессиональные, то есть то, что она не справляется с реставрацией памятников, в ролике это все можно увидеть. И таких роликов я снял три».

Алексей Рагимханов убежден, что июньская перепалка в Кидекше и последовавшее за ним заявление в полицию — это вызов не только ему лично, но и всем частным гидам Владимирской области:

«Просто один из гидов, то есть я, перешел границы популярности, и они решили конкурента задавить не с помощью здравой борьбы, а просто тупо юридически дать по башне дышлом закона».
ykcgshLbcd8.jpg

В музее, в свою очередь, уверяют, что экскурсовод «пытается представить собственные незаконные действия, осуществляемые с целью получения прибыли, в виде несуществующего конфликта с ВСМЗ».

ПРАВО НА АККРЕДИТАЦИЮ И АККРЕДИТАЦИЯ РАДИ ПРАВА

Аккредитацию частных гидов, дающую право водить экскурсии по музейным объектам, Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые опробовал в конце 2017 года при генеральном директоре Игоре Конышеве. Нововведение подавалось как борьба с «серыми» экскурсоводами, из-за которых музей терял значительную прибыль.

В декабре 2018 года, сразу после возвращения Светланы Мельниковой на пост руководителя главного музея Владимирской области, аккредитацию отменили «для изучения экономической составляющей процедуры и мониторинга эффективности и качества предлагаемой прежним руководством процедуры». Решение не понравилось частным экскурсоводам.

_MG_8616.jpg Светлана Мельникова

В ноябре 2019 года музей вернул процедуру аккредитации частных экскурсоводов, но уже с новыми правилами и прайсом. Так, за право водить экскурсии во Владимире, Боголюбово и Муромцево нужно платить 12 тысяч рублей ежегодно. Маршрут «Суздаль — Кидекша — Муромцево» стоит 14,4 тысячи рублей, маршрут «Владимир — Боголюбово — Суздаль — Кидекша — Муромцево» — 24 тысячи рублей. Гидам, после проверки знаний и оплаты, вручают персональный бейдж, позволяющий бесплатно заходить на музейные объекты.

«Музеем созданы условия для сотрудничества с частными гидами и такое сотрудничество успешно осуществляется. Музей-заповедник несет ответственность за всё, что происходит на его объектах и территориях, осуществляя свою деятельность исключительно в соответствии с требованиями действующего законодательства и в интересах граждан. Так, например, в рамках мероприятий по противодействию распространению пандемии COVID-19 с частными гидами были заключены дополнительные соглашения, направленные на соблюдение гидами и их клиентами требований Роспотребнадзора», — объясняют в пресс-службе ВСМЗ.

Право вводить аккредитацию для частных гидов музею дает 53 статья Основ законодательства России о культуре. Нормативный документ принят в 1992 году, обращает внимание Алексей Рагимханов. Положения закона противоречат Конституции РФ, а именно нарушают право гражданина на труд, полагает он. И в суде это противоречие, по мнению Валентиныча, оспаривать нет необходимости:

«Нужно спокойно не обращать внимания на все музейные упреки. Но большая часть гидов у нас мало того, что юридически безграмотна — они еще ее [Светлану Мельникову] боятся. Если бы все 60 гидов Владимира объединились бы в организацию, либо просто свои права знали, тогда музей никогда свои ничтожные заявления по поводу 53 статьи даже не публиковал бы. Он [музей] даже убрал бы охрану, которая оскорбляет, в том числе гостей города. В Москве такое объединение [частных гидов] есть. Там очень хорошо бортанули всех представителей министерства культуры, [которые настаивали на аккредитации]».
5mZCr-Rd4AE.jpg

Противостояние частного гида Алексея Рагимханова и Владимиро-Суздальского музея-заповедника — это исключительно их конфликт, другие экскурсоводы в него не вовлечены, подчеркивает Александр Варламов, председатель Ассоциации частных гидов Владимирской области. Одновременно с этим, не все члены Ассоциации довольны условиями сотрудничества с музеем.

«Музей — это музей; частные гиды — это частные гиды. Это два разных понятия, я не могу сказать, что они параллельны. Просто все почему-то думают, что экскурсии сходятся только на музее-заповеднике. Это давным-давно не так. Во Владимирской области несколько десятков частных гидов, которые проводят совершенно разные экскурсии [без захода на музейные объекты].

Если музей не хочет сотрудничать с частными гидами — это их проблема. Если они хотят сдирать с частных гидов 24 тысячи за возможность приводить к ним туристов во Владимире и Суздале... Я считаю это ненормальным. Представьте, что я вожу экскурсии не по музеям, а, условно, по ресторанам. И мне какой-то ресторан говорит: „А вот чтобы войти в наш ресторан, вы мне должны 10 тысяч в год платить“. Ну, конечно, я не буду к ним водить, смысл-то какой», — говорит Александр Варламов.

rpMi9lvyIQA.jpg

По мнению председателя региональной Ассоциации частных гидов, если ВСМЗ хочет больше туристов, правильнее было бы платить экскурсоводам комиссию за каждого привлеченного человека. Туристы все больше обходят Владимиро-Суздальский музей-заповедник стороной, полагает Александр Варламов:

«Когда музей это поймет, я уверен, он развернется лицом к частным гидам, а не тем, чем он к ним сейчас повернут».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.