Раскопки самолета, разбившегося в 1944 году, проходили в 300 метрах юго-восточнее деревни Кузьмино Собинского района, на полях ЗАО «Невский», недалеко от места, где в годы Великой Отечественной войны располагался военный аэродром «Ундол». Операция, учитывая большую глубину, на которую ушла машина с пилотом, осуществлялась в два этапа — 12 и 13 октября и 18-19 октября. Останки летчика были найдены только на четвертый день раскопок.
Трагедия с самолетом Ла-5 под управлением 24-летнего младшего лейтенанта Матвея Телицина произошла около 5 вечера 5 июля 1944 года. В этот день в Высшей офицерской школе, базировавшейся на аэродроме «Ундол», проходила сдача летчиками госэкзаменов.
«В ходе сдачи экзаменов слушателями выполнялось упражнение №39 программы школы (воздушный бой). Младший лейтенант Телицин в процессе воздушного боя со своим ведущим - младшим лейтенантом Терехиным снизились до предельно малой высоты 1000-900 метров, установленной для данного упражнения. С аэродрома паре была дана команда на прекращение воздушного боя и наборе высоты 2000 метров, однако пара данную команду не выполнила.
Младший лейтенант Терехин подал команду младшему лейтенанту Телицину об окончании воздушного боя и заходе на посадку. Телицин после полученной команды сделал резкий поворот вправо с сильным креном и потерей скорости, в результате чего самолет Ла-5ФН (заводской номер 3921ФН2416) перешел в штопор и врезался в землю», - описывает обстоятельства случившегося в своей книге «Мы не все вернулись из полета» командир владимирского поискового отряда «Небо Родины» Евгений Агафонов.
Падение самолета Телицина в штопоре с 600-метровой высоты продолжилось не более 2 секунд. Упал истребитель на картофельное поле, в болотистую почву клязьминской поймы, и ушел очень глубоко в землю. По этой причине, согласно аварийному акту, составленному после катастрофы, тело летчика из обломков извлечь не удалось.
Матвей Петрович Телицин родился в 1920 году в селе Березово под городом Шилово Рязанской области. Перед войной он, его отец, брат и мачеха проживали в Москве, в Марьиной роще. В Красной Армии Матвей с 1941 года, окончил с отличием Борисоглебскую ордена Ленина Краснознаменную военную авиационную школу пилотов, с 18 мая 1944 года был слушателем Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС КА на аэродроме «Ундол». На момент гибели имел общий налет 75 часов 50 минут.
Что случилось с Матвеем Телициным и где он погиб, его родственники не знали. В семье по какой-то причине считали, что он погиб в июле 1944 года, вылетев на самолете из Тамбова. Отец пилота — Петр Телицин, также участник Великой Отечественной, до своей смерти в 1974 году очень тосковал по сыну. В их родовом доме в Березово среди фотографий висел большой рисованный портрет летчика в военной форме с лейтенантскими погонами. Не был увековечен пилот и на воинском захоронении в селе Ворша, где покоятся останки погибших пилотов Высшей офицерской школы.
Заниматься этой историей владимирские поисковики начали более пяти лет назад. В Центральном архиве министерства обороны РФ исследователем истории авиации во Владимирской области Евгением Агафоновым были найдены документы о происшествии 5 июля 1944 года со схемой места катастрофы и его фотографиями.
В мае 2016 года имя Матвея Телицина было увековечено на мемориале в селе Ворша. В январе 2017 года благодаря рязанским журналистам в городе Шилово были найдены племянник и внучатая племянница пилота. Они передали во Владимир фотографии Телицина, хранящиеся в семейном архиве.
Найти давно запаханное место падения Ла-5 владимирские поисковики пытались около 3 лет. За 70 с лишним лет местность возле аэродрома «Ундол» изменилась. Болотистые пойменные поля подверглись мелиорации, поменялась сеть дорог, исчезли строения, отмеченные на схеме аварийного акта.
Удачей увенчалась одна из разведывательных поисковых операций в конце сентября 2019 года на полях ЗАО «Невский», недалеко от бывшего аэродрома «Ундол». В одном месте глубинный металлоискатель показал большое скопление металлических предметов. Был заложен небольшой шурф, в котором сразу были обнаружены фрагменты самолета.
Полноценная поисковая операция началась 12 октября 2019 года. В ней приняли участие около 70 поисковиков из разных отрядов, входящих во Владимирскую областную общественную организацию «Поисковое объединение «Часовые памяти». Участие в раскопках приняли сотрудники главного управления Следственного комитета Владимирской области. Помощь в организации операции оказала администрация Собинского района, Воршинского сельского поселения, ЗАО «Невский», комитет по молодежной политике владимирского Белого дома.
Кроме этого, на место падения Матвея Телицина из Рязанской области приехали его ближайшие родственники - племянник Александр Телицин и внучатая племянница Марина Долгополова.
На второй день раскопок из земли с глубины 4 метров были подняты фрагменты крыльев бензобака и мотора истребителя. На одном из них была выбит номер двигателя: «8213140», который значился в аварийном акте Ла-5 Матвея Телицина. На другой детали был проставлен номер его истребителя: «24.16». Таким образом было получено неопровержимое доказательство, что поисковики нашли именно тот самолет, который искали.
Останки летчика удалось обнаружить только на четвертый день раскопок — 19 октября 2019 года — на глубине 9 метров. Чтобы поднять их с такой отметки, понадобился экскаватор, который был предоставлен компанией ООО «Игматэкс». Вместе с летчиком были подняты фрагменты его одежды, экипировки, лейтенантские погоны, парашют. Из личных вещей были обнаружены: портсигар с 8 папиросами, книга-руководство по обустройству партизанской землянки, топографические карты, свидетельство парашютиста ВВС РККА, расчетная книжка офицерского состава Красной Армии, более 1200 рублей различными купюрами, облигации госзайма, несколько монет, кандидатская карточка ВКПб. На расчетной книжке есть запись, сделанная карандашом: «Телицин Матвей Петрович».
Останки летчика в настоящее время находятся на временном хранении. Родственники изъявили желание захоронить Матвея Телицина в его родном селе Березово Шиловского района Рязанской области, рядом с могилой отца и брата. В настоящее время идет подготовка к церемонии передачи останков и погребению.