Электросамокаты – одна из самых обсуждаемых тем в России этим летом. С распространением шеринговых сервисов электросамокаты буквально заполнили улицы городов. Пользователи электросамокатов часто создают неудобства пешеходам и автомобилистам, что порой приводит к тяжелым травмам, как это было в Санкт-Петербурге, Москве, Вологде, Новосибирске, Кисловодске, Хабаровске и других городах.
Владимирская область мало отличается от других регионов по уровням популярности и одновременно ненависти к самокатам. Только в мае, по данным сервиса Lucky Bike, пользователи совершили 27,5 тысячи поездок, но конфликты с реальными последствиями пока редки. По данным регионального УГИБДД, за пять месяцев 2021 года во Владимире зарегистрировано одно ДТП с участием электросамоката, и в инциденте никто не пострадал.
Правда, в январе-мае 2020 года, Госавтоинспекция также зафиксировала одно ДТП с участием электросамоката, в котором пострадал его владелец – он ехал по краю проезжей части на красный свет и столкнулся с автомобилем. Замначальника управления ГИБДД по Владимирской области Артур Амосов заявил Зебра ТВ, что уже это определяет «необходимость законодательного урегулирования правил использования средств индивидуальной мобильности».
Первую попытку закрепить юридический статус электросамокатов на государственном уровне Минтранс РФ предпринял в 2019 году. Законопроект, разработанный ведомством, относил электросамокаты к средствам индивидуальной мобильности, ограничивал их максимальную скорость до 20 км/ч и давал им право выезжать на тротуары при определенных условиях.
Спустя два года Минтранс представил новую версию поправок в правила дорожного движения, где скорость электросамокатов предлагалось ограничить уже 25 км/ч. Позже комиссия Общественной палаты РФ выступила с инициативой приравнять электросамокаты к мопедам и разрешить ездить им только по обочине или краю проезжей части.
Два года назад владимирские чиновники попытались ввести ответственность для самокатчиков и велосипедистов, которые ездят по тротуарам «со скоростью 40-60 километров в час» и «несут опасность». В мэрии Владимира даже предложили разработать систему штрафов за проезд про тротуарам.
Депутаты Владимирского горсовета выступили против. Тогда, в частности, лидер регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Кушпита предложил для начала «создать условия для людей, чтобы они не нарушали». Для этого, по мнению Кушпиты, пришлось бы «перелопатить весь генплан города».
Однако, судя по реакции госструктур, у российских властей пока нет понимания, как контролировать относительно новую для страны сферу. После нескольких инцидентов в Санкт-Петербурге, в которых пострадали в том числе двое детей, СледКом возбудил уголовное дело об оказании услуг ненадлежащего качества и провел обыски у городских сервисов проката электросамокатов, задержав нескольких подозреваемых.
Из-за отсутствия четкого регулирования на федеральном уровне, города вынуждены сами решать проблемы поездок на электросамокатах. Чаще всего, местные власти просто ограничивают максимальную скорость (как в Екатеринбурге), иногда (как в Томске) – делают так называемые медленные зоны на некоторых улицах. Обычно правила устанавливают по договоренности с сервисами аренды электросамокатов, так как других законных инструментов, кроме прямого запрета, у чиновников нет.
Пока в России до полного запрета электросамокатов дело не дошло, но практика последних лет показывает, что риск такого решения все же существует. Член общественного совета при Министерстве транспорта РФ Илья Зотов полагает, что исключение электросамокатов из числа доступных для горожан видов транспорта создаст массу неудобств и может буквально на ровном месте спровоцировать социальную напряженность:
У электросамокатов много преимуществ – они мобильные, относительно дешевые и экологичные, согласен урбанист, сооснователь общественного движения «Владимир будущего» Артем Черней. Он полагает, что рост популярности электросамокатов был предсказуем: еще в 2018 году российские ретейлеры говорили об увеличении объемов продаж небольшого электротранспорта, и пандемия только ускорила этот процесс.
Вместо того, чтобы бороться с прогрессом и создавать нездоровый ажиотаж к теме неоднозначными высказываниями, чиновникам следует придать электросамокатам четкий юридический статус и заняться созданием необходимой инфраструктуры, считает Артем Черней. Электросамокаты должны быть четко встроены в городские скоростные каркасы – только так удастся понизить градус конфликтности, уверен урбанист:
«В современном городе должно быть несколько скоростных каркасов. Первый — самый важный — система пешеходных связей: тротуары, дорожки, тропинки. Максимальная скорость движения — 5-7 км/ч. Следующий — велосипедная инфраструктура для передвижения на велосипедах, самокатах и других средствах индивидуальной мобильности, развивающих скорость до 20–25 км/ч.
Затем следует система городских улиц для автомобилей, скутеров, мопедов и мощного электротранспорта, где можно передвигаться со скоростью 30-50 км/ч. И, наконец, городские магистрали для передвижения на действительно высоких скоростях. А для того чтобы определить, в каком из этих каркасов могут существовать электросамокаты, нужно законодательно зафиксировать их статус.
Ранжир по мощности и максимальной скорости выглядит самым разумным. Транспорту, который передвигается со скоростью ниже 25 км/ч, не надо создавать дополнительных сложностей. Культуру вождения и поведения на дороге нужно воспитывать, используя, в первую очередь, пряник. И, конечно, властям и ГИБДД стоит приложить максимум усилий, чтобы велосипеды и самокаты стали полноправными участниками дорожного движения».
Помимо градации по мощности, нелишним будет заранее предусмотреть места проезда и другие важные составляющие, которые определяли бы, где электросамокаты можно использовать, – отмечает Илья Зотов. Общественник подчеркивает, что также важно установить возрастной ценз: электросамокатами часто пользуются дети, которые не понимают ответственности и опасности, которую создают для других участников дорожного движения.
Шеринговые сервисы, работающие в городе Владимире, вряд ли будут против ограничений. Представители компании Lucky Bike заверили, что уже сейчас максимальная скорость их электросамокатов ограничена 18 км/ч, «как бы пользователи на нас ни ругались и не просили». В другом сервисе аренды – Busy Fly – обещали предоставить развернутый комментарий по теме позже, но на момент публикации Зебра ТВ так и не получила ответов на свои вопросы.
Урбанист Алексей Радченко убежден, что самокаты и велосипеды в любом случае продолжат ездить по пешеходным зонам, потому что так безопаснее, а разница скоростей и масс между пешеходом и средством индивидуальной мобильности невелика в сравнении с автомобилями. Ждать, что в городах появится полноценная велоинфраструктура, бесполезно из-за банального отсутствия денег, считает Радченко:
Мэрия Владимира – единственного города Владимирской области, где работает полноценный кикшеринг, – не планирует запрещать электросамокаты, заявил официальный представитель горадминистрации Александр Карпилович. Городские власти будут ориентироваться на федеральное законодательство, добавил он. В ближайшее время власти города Владимира планируют открытое обсуждение этой темы с депутатами горсовета, транспортниками и общественниками.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.