«Сделано много. Текущими ежедневными вопросами займётся новый человек». Вице-губернатор Брусенцов - об итогах своей работы во владимирском Белом доме

Ушедший в отставку вице-губернатор Максим Брусенцов заявил, что экономика Владимирской области, вопреки мнениям скептиков, устойчиво развивалась, и создан задел для ее дальнейшего роста
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 23 Марта, 17:24 15 4187
интервью. часть 1

23 марта 2020 года стало последним рабочим днём для временно исполняющего обязанности первого заместителя губернатора Владимирской области Максима Брусенцова, проработавшего в должности 1 год и четыре месяца.

Максим Брусенцов в администрации Владимирской области курировал и координировал деятельность органов власти и структурных подразделений Белого дома в сферах сельского хозяйства, инвестиций и внешнеэкономической деятельности, предпринимательства, импортозамещения, промышленной политики, науки, туризма и экономического развития.

Зебра ТВ встретилась с Максимом Брусенцовым в последний день его работы в администрации Владимирской области. Он рассказал, что, по итогам 2019 года, индекс промышленного производства во Владимирской области составил 109,3%, что вывело регион на третье место в Центральном федеральном округе, а объём инвестиций увеличился до 90,1 миллиарда рублей (плюсом почти 16 миллиардов к уровню 2018 года). Брусенцов считает, что во Владимирской области созданы все условия для дальнейшего экономического роста.

***

Каковы истинные причины подачи заявления об увольнении, ведь ничего не препятствовало тому, чтобы продолжать работу в статусе временно исполняющего обязанности вице-губернатора?

Нами сделано многое. Создан архив, который включает в себя все вопросы за период моей работы на этой должности - в доступном, структурированном виде. Определены основные направления деятельности, начата реализация национальных проектов и государственных программ. Кроме этого, разработана Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2035 года, налажен контакт со многими предпринимателями и руководителями промышленных предприятий.

Теперь нужно сосредоточиться на текущих ежедневных вопросах, которыми займется новый человек. Сейчас не время менять курс, намеченный нами за этот период работы, сейчас время исполнения начатых задач.

Я пришел на должность первого заместителя губернатора Владимирской области из бизнеса, и поэтому мне интересно создавать что-то новое, предлагать идеи, но сейчас нужно исполнять то, что уже придумано.

Это основная причина моей отставки. Да, не скрою, есть и другие причины, но они настолько малы, что даже не стоит обращать на них внимания. Отмечу, что за полтора года сделано действительно многое, но в силу совокупности причин сейчас мной принято решение уйти.

Насколько на решение повлияла политическая составляющая? Депутаты Законодательного Собрания и руководство Счётной палаты в разное время заявляли о том, что во Владимирской области нет роста инвестиций, крупные предприятия закрываются, есть проблемы в сельском хозяйстве, а деньги на поддержку малого и среднего бизнеса расходуются неэффективно. Вы согласны с такими посылами? Если проблемы в указанных сферах есть, то в чём их причины?

Стоит сказать, что мнения, высказанные депутатами и представителями Счетной платы, в корне неверны. Недавно Росстат опубликовал данные, которые показывают, что экономика региона не ухудшилась, а наоборот, по всем направлениям показатели выросли.

Если взять индекс промышленного производства, то в конце января СМИ опубликовали информацию, что промышленное производство во Владимирской области упало на 2%. Что на самом деле? Сейчас этот показатель достигает 109,3%, индекс вырос с 2018 года на 4,7%, в 2018 году показатель был 104,6%, если сравнивать с 2017 годом.

Владимирская область по этому показателю занимала 6 место в Центральном федеральном округе и 26 — по России, в сейчас - 3 место и 10 место, соответственно.

На заседании Законодательного Собрания в декабре 2019 года депутаты - в частности Андрей Маринин, Павел Антов и Дмитрий Рожков - говорили о том, что инвестиций и инвесторов нет, что бизнес отказывается вкладывать деньги в региональную экономику. Что же показывают результаты 2019 года? По темпу роста инвестиций в основной капитал Владимирская область находится на 3 месте в ЦФО и на 16 месте в РФ, а ведь еще в 2018 году она была на 14 месте в ЦФО и на 74 месте в целом по стране. Обратите внимание, какой резкий подъем.

Объем инвестиций с 2018 года вырос на 15,8 миллиарда рублей, или на 25,3% - во Владимирской области были освоены 90 миллиардов рублей. Если в 2018 году по этому показателю наша область была на 12 месте в ЦФО и на 56 месте в РФ, то уже по итогам прошлого года - на 10 месте в ЦФО и 53 месте в России. И тогда у меня возникает вопрос к депутатам: «О чем вы говорили на заседании? Для чего эта неверная информация и на кого она рассчитана?».

Другой немаловажный показатель социально-экономического развития региона – это реальные денежные доходы населения. По этому показателю Владимирская область заняла 2 место в ЦФО и 4 по Российской Федерации. Обращаю внимание, что с 2018 года этот показатель вырос на 7,6% к уровню 2017 года, этот показатель был отрицательным — 97,4%, и в 2019 году составил 104%.

Отмечу, что за эффективную работу органов исполнительной власти Владимирской области по итогам второго полугодия 2018 года и первого полугодия 2019 года нам были выделены дополнительные денежные средства с федерального уровня в размере 781 миллиона рублей. Добавлю, что по итогам второго полугодия 2019 года и первого квартала 2020 года будут дополнительно выделены средства из федерального бюджета на реализацию государственных и федеральных целевых программ, и мы претендуем на бонусы из общероссийского бюджета. Это подтверждает, что по всем показателям мы растем, а значит, размер дотаций должен быть выше, чем мы получили в 2019 году, и этот факт тоже указывает на эффективную работу экономического блока администрации Владимирской области.

В своем вопросе вы упомянули о высказываниях Счетной палаты о неэффективном использовании денежных средств, направленных на поддержку среднего и малого бизнеса в рамках национально проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». О каких доказательствах неэффективности ведет речь Счетная палата, если два наших индустриальных парка получили государственную субсидию по 500 миллионов рублей каждый в то время, как всего по России такую поддержку получили 25 организаций?

В связи с неэффективным освоением денежных средств другими регионами наша область в IV квартале 2019 года получила дополнительные 350 миллионов рублей. Это решение федерального органа исполнительной власти – Министерства экономического развития. У нас не забрали деньги, а, наоборот, дали сверх плана. И как после этого можно говорить о неэффективности? Сделайте вывод сами, кто голословно делает заявления, а кто на самом деле работает качественно.

И если говорить о высказываниях Счетной палаты, то председатель палаты в течение года заявляет о том, что Корпорацией развития Владимирской области нанесен ущерб государству более 100 миллионов рублей. Еще раз заявляю, что убытка у Корпорации развития нет и никогда не было. Все денежные средства, выделенные для деятельности организации, находятся под управлением, они есть в наличии. Ущерба государству не нанесено. О чем заявляет председатель Счётной палаты Владимирской области Ирина Тулякова? Я призываю прекратить оперировать надуманными фактами.

Что касается несогласования моей кандидатуры депутатами Законодательного Собрания, то я говорил об этом с самого начала: согласование никак не влияет на мою работу. Утвердили бы меня или нет – значения не имеет. Я не занимался и не планирую заниматься политикой. Неутверждение в должности первого заместителя губернатора Владимирской области меня не зацепило. Это депутаты пускай теперь оправдываются перед своими избирателями - на основании чего прошло несогласование, если официальные статистические показатели такие, как озвучены выше?

Еще раз повторю – за полтора года экономический блок администрации Владимирской области привлек дополнительных средств из федерального бюджета около 2 миллиардов рублей.

Как бы вы оценили взаимодействие администрации области, ЗакСобрания и органов местного самоуправления в принятии решений, направленных на развитие отраслей, которые входили в ваш блок вопросов?

О каком взаимодействии с Законодательным Собранием может идти речь, если председатель, ни разу не посетил еженедельное оперативное совещание при губернаторе области по понедельникам? Это неуважение к вертикали власти в первую очередь. Во-вторых, это говорит о самоустранении депутатов от своей работы на благо региона, а ведь они выбраны гражданами. Также такое поведение показывает, что такими способами Законодательное Собрание саботирует работу органов исполнительной власти. Депутаты не хотят понимать смысл нашей работы, вот и все.

Конечно, не все депутаты игнорируют работу администрации области, но большинство. С кем-то удалось наладить контакт, работать вместе, но не со всеми. К тому же представители администрации области не приглашались на заседания некоторых фракций, в связи с чем можно сделать вывод, что у Законодательного Собрания нет даже желания наладить взаимодействие с администрацией области. Они играют в политику, им это важнее.

Brusentcov_sogl

Работа Законодательного Собрания с нами была построена в рамках определенной политической игры, которую все могут наблюдать. Поэтому здесь трудно говорить о постоянном информативном диалоге. На мой взгляд, большая часть депутатов на сегодняшний день в этом не заинтересована. Хочется пожелать многоуважаемым депутатам поменьше играть в политику, больше внимания уделять работе на благо жителей региона.

В отличие от Законодательного Собрания, главам муниципалитетов хочу выразить слова глубокой благодарности. Со многими всегда были на связи, решали вопросы не формально, в режиме онлайн, по звонку - проблемы были, но они решались оперативно. Мы вместе сумели пройти сложный, но насыщенный этап развития региона.

Почему вашей команде не удалось хотя бы частично восстановить производство на крупных промышленных предприятиях вроде «ВМТЗ», александровских производственных площадках? Какова дальнейшая судьба этих мощностей?

Администрация Владимирской области – это не коммерческая структура и самостоятельно не может участвовать в реализации инвестиционных проектов, не принимает решение о вложении денег в предприятия. Мы только создаем условия для прихода инвесторов. Решение принимает инвестор. Мы же занимаемся созданием условий для того, чтобы инвесторы приняли решение о вложении средств в экономику региона.

Надо также понимать, что общая ситуация в стране сейчас не способствует тому, чтобы инвесторы постоянно вкладывали куда-то свои деньги. Мы работаем, есть понимание по каждому проблемному предприятию. Нужно время.

Если брать точечно именно ВМТЗ, то стоит сказать, что работа ведется. Это процесс, который в любом случае будет растянут во времени. Причиной этому не промедление сотрудников администрации, а формальные процедуры, в том числе процедура банкротства предприятия. Кроме этого, инвесторы подсчитывают риски. Нужно понимать, что за один день, даже за месяц, такой вопрос не решится. Работа ведется, уже есть потенциальный инвестор.

Такой же алгоритм у всех производственных площадок и предприятий, находящихся в сложных положениях.

Какие перспективы Территории опережающего социально-экономического развития в Камешково?

На сегодняшний день подписано дополнительное соглашение с Фондом развития моногородов, продлевающее срок его действия на 4 года — 31 декабря 2024 года с очень лояльными условиями. Также принято решение о расширении границ индустриального парка еще на 100 гектаров - до 194 гектаров. Проведена большая работа по привлечению резидентов на территорию моногорода, сейчас их порядка десяти. Сегодня уже между ними распределяются земельные участки, подготавливаются необходимые документы. Мы должны учесть санитарно-защитные зоны каждого производства.

Что бы вы отнесли к своим достижениям на посту заместителя губернатора?

Мы выстроили системную работу, создали информационный фундамент. Создан архив - в доступном, структурированном виде, что позволит новому руководителю экономического блока двигаться дальше. Конечно, у него будет свой подход, но база для дальнейшего движения сформирована, стратегия также определена по каждому вопросу, согласована с губернатором Владимирской области Владимиром Сипягиным.

Если кратко, основные результаты 2019 года следующие:

  • индекс промышленного производства составил 109,3% (3-е место в ЦФО и 10-е место в РФ);

  • объем инвестиций в основной капитал – 90,1 млрд рублей (10-е место в ЦФО и 53-е место в РФ);

  • темп роста инвестиций в основной капитал – 113,1% (3-е место в ЦФО и 16-е место в РФ);

  • индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – 101,5% (15 место в ЦФО и 48 место в РФ);

  • темп роста реальной заработной платы работников организаций – 102,1% (12-ое место в ЦФО и 53-е место в РФ);

  • реальные денежные доходы населения – 104,0% (2-е место в ЦФО и 4-е место в РФ).

На сегодняшний день разработана Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2035 года, осталось только привести ее в порядок с точки зрения законодательства для последующего утверждения в Министерстве экономического развития России.

Успешно начата реализация национальных проектов, в 2019 году выполнены все показатели. Открыты туристические информационные центры во Владимире и Суздале, центр «Мой Бизнес» на базе администрации области, созданы региональные центры компетенций. В рамках национального проекта «Производительность труда» возобновлена деятельность Корпорации развития Владимирской области. Огромное достижение, на мой взгляд – сформирован единый реестр предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства, который постоянно актуализируется. Все это очень удобно для использования в работе.

Какие идеи не удалось реализовать и почему?

Большинство целей и задач реализованы. Да, какие-то действия только начаты и мне не хватило времени, чтобы довести их до завершения. Они будут реализовываться дальше. Это, например, создание интерактивной карты области – инвестиционного портфеля региона.

Сформирован земельный банк, начали ввод в оборот земель сельскохозяйственного назначения общею площадью 250 тысяч гектаров.

Продолжена подготовка к 1000-летию Суздаля, которая включает в себя массу интересных проектов.

И еще одно важное направление, как вы уже обратили внимание — ведётся поиск инвесторов для проблемных предприятий. И эта работа с моим уходом не остановится. Я же по-прежнему со всеми на связи. Рабочий номер телефона я перевел на себя лично, поэтому, кто готов поддерживать диалог – звоните, пишите в мессенджерах.

Я хотел бы поблагодарить губернатора Владимирской области Владимира Владимировича Сипягина и всех коллег - как из обладминистрации, так и из региональных управлений федеральных органов власти - за конструктивный подход и слаженную работу. Эффективно удалось поработать и с руководителями предприятий, представителями среднего и малого бизнеса. Хочу сказать спасибо всем, кто работал под моим началом, моей команде: руководителям подразделений, секретариату, сотрудникам, и извиниться за все, что, может быть, им не понравилось. Каждый из них меня чему-то научил. Да, было сложно, но для любой, даже архисложной задачи, мы находили решение вместе.