1 октября состоялось третье заседание Октябрьского районного суда города Владимира по делу начальника управления Росгвардии по Владимирской области Алфии Мокшиной. Заседание продолжалось около полутора часов. За это время суд допросил потерпевшего по делу Мокшиной – начальника регионального управления вневедомственной охраны Александра Севостьянова.
На предыдущем заседании прокурор озвучил обвинительное заключение: следствие собрало доказательства несколько коррупционных преступлений Мокшиной - получение взяток, мошенничество и приготовление к получению взяток. Глава владимирской Росгвардии, временно отстраненная от службы, в ответ рассказала о заговоре силовиков. В 2018 году, по версии обвиняемой, руководители местных правоохранительных органов решили сместить Светлану Орлову с поста губернатора Владимирской области и для этого завели уголовное дело на приближенного к ней человека. Им оказалась Алфия Мокшина.
Кто такой Александр Севостьянов
Начальник регионального управления вневедомственной охраны (УВО) Александр Севостьянов – один из двух потерпевших по делу Алфии Мокшиной. Его фамилия фигурирует в эпизоде о мошенничестве.
Согласно обвинительному заключению, Севостьянов вместе со своей подчиненной, руководителем финансово-экономического отдела УВО Ольгой Равковской, передали Мокшиной 50 тысяч рублей. Это произошло 25 апреля 2018 года во время большой проверки финансово-хозяйственной деятельности управления Росгвардии по Владимирской области. Мокшина обещала за 50 тысяч «организовать досуг» членам ревизионной комиссии, чтобы проверяющие закрыли глаза на некоторые нарушения. Следствие утверждает, что глава владимирской Росгвардии потратила деньги не на досуг ревизоров, а на себя лично.
Александр Севостьянов работал во вневедомственной охране задолго до того, как ведомство перешло от МВД в подчинение Росгвардии. В январе 2012 года он стал заместителем начальника УВО. Через шесть лет, в январе 2018 года, глава УВО ушел на пенсию, и Севостьянов стал исполнять его обязанности.
Со стороны Севостьянов выглядит как образцовый военнослужащий: он подтянут, строен, держит осанку; у него коротко стриженные волосы и чисто выбритый подбородок. Начальник регионального УВО – примерный семьянин; во всяком случае, так следует из его рассказов. Вместе с женой -- воспитательницей детского сада во Владимире – он воспитывает дочь-старшеклассницу. В долги старается не лезть, кредит брал один раз в жизни и погасил точно в срок. Семейный бюджет по большей части тратится на образование единственного несовершеннолетнего ребенка.
В феврале 2018 года Александр Севостьянов поехал в Москву, где успешно прошел аттестацию. Его рекомендовали назначить постоянным руководителем УВО, но повышение затянулось больше чем на полгода. Виной всему стала как раз проверка финансово-хозяйственной деятельности, показавшая, что ведомство допустило несколько несущественных нарушений. В мае 2018 года Севостьянов получил от руководства строгий выговор, лишился месячной премии и временно застрял на карьерной лестнице: дисциплинарные взыскания препятствуют быстрому продвижению по службе.
Как организовать досуг ревизоров
Бригада офицеров Росгвардии из федерального центра приступила к проверке документов у владимирских коллег 2 апреля 2018 года. Через неделю стали известны предварительные итоги ревизии. 10 или 11 апреля – Александр Севостьянов не назвал дату точно – Алфия Мошкина собрала руководителей подведомственных Росгвардии подразделений на совещание.
Мокшина требовательно и местами грубо попросила подчиненных «взаимодействовать с ревизорами». Она пообещала «недочеты каким-то образом сгладить», вспоминал Александр Севостьянов в зале суда. Севостьянов думал, что все вопросы с ревизорами Мокшина уладит деньгами, но не придал этому значения.
20 апреля Алфия Мокшина собрала подчиненных на очередное совещание, посвященное ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этот раз глава управления Росгвардии по Владимирской области не стеснялась в выражениях. Мокшина матом (чтобы показать серьезность своих намерений, предположил потерпевший) объясняла, что если не взаимодействовать с ревизорами, то дисциплинарной ответственности не избежать.
Взаимодействие с ревизорами заключалось в организации их досуга – обеда в ресторане «или какой-нибудь экскурсии», решил для себя Севостьянов. Свои слова Мокшина сопроводила «характерным жестом руки», вспомнил он, заглянув в шпаргалку. На уточняющий вопрос судьи, что это был за жест, Севостьянов выставил в сторону правую руку и потер большой, указательный и средний пальцы друг о друга.
Начальник вневедомственной охраны Владимирской области сообразил, что его руководитель хочет денег. После совещания, которое прошло в служебном кабинете Мокшиной на Суздальском проспекте, 21б, Севостьянов вернулся на Студенческую улицу во Владимире, где находится УВО. Там он встретился с главой финансово-экономического отдела Ольгой Равковской. Она сообщила Севостьянову, сколько денег якобы требовала Мокшина: 50 тысяч рублей.
Севостьянов не удивился, что узнал о сумме взятки от своей подчиненной – Равковской он доверял больше, чем начальнику владимирской Росгвардии. 26 апреля он пошел в банк и снял с карты 31 тысячу рублей. 4 тысячи Севостьянов потратил сам, а остальные 27 тысяч отдал Ольге Равковской для дальнейшей передачи Мокшиной. Он не знал, что Равковская уже отдала все сумму днем ранее, 25 апреля. Передача состоялась в кофейне «На Чехова», неподалеку от Вокзального спуска.
27 тысяч – значительная сумма, признался Александр Севостьянов. Его зарплата после налогов едва превышает 64 тысячи рублей. Жена каждый месяц приносит в семейный бюджет ещё примерно 25 тысяч рублей. Собрать нужную сумму с сотрудников вневедомственной охраны Севостьянову не позволила совесть. Сам он решил отдать деньги, потому что воспринял слова и жесты Алфии Мокшиной как прямой приказ.
Зачем нужно было давать деньги
Незадолго до окончания проверки руководитель ревизионной комиссии зашел в кабинет к Александру Севостьянову. Начальник владимирского УВО поинтересовался результатами изучения документов. Офицер из ревизионной комиссии ответил, что «все хорошо, просто рабочие недостатки»: в других регионах Центрального федерального округа он видел «нарушения похлеще».
Он был уверен, что плотное сотрудничество и деньги, переданные Алфие Мокшиной, сделают свое дело. Но 8 мая 2018 года начальник владимирской Росгвардии подписала приказ о привлечении Севостьянова и еще четверых сотрудников к дисциплинарной ответственности за нарушение Устава силового ведомства. Через два дня ревизионная комиссия подписала акт по итогам ревизии, где отметила все найденные во вневедомственной охране нарушения. Глава УВО, ставший в итоге потерпевшим, понял, что его обманули. Ущерб Севостьянова до сих пор не возместили.
Нарушения, занесенные в акт, были несерьезными, во всяком случае, финансового ущерба Росгвардии они не нанесли, рассказывал Севостьянов. Адвокаты Мокшиной поинтересовались, зачем передавать деньги начальнику Росгвардии, если недостатки быстро устранялись и были несущественными. Севостьянов признался, что «события не поддаются логике» и еще раз повторил, что действовал под давлением и расценивал слова руководства как прямое указание. После нескольких уточняющих вопросов судьи, прокурора и адвокатов, допрос потерпевшего закончился.
Со временем продолжения судебного разбирательства возникла небольшая заминка. Судья Юрий Евтухов сообщил, что поедет в отпуск и назначил следующее заседание на 29 октября. Этот день в России официально признан Днем вневедомственной охраны, поэтому потерпевшие попросили выбрать другую дату. После недолгих прений заседание назначили на 30 октября. В последнюю среду октября суд допросит еще одного потерпевшего, Ольгу Равковскую, а также заместителя Мокшиной, майора полиции Алексея Прямова. Судья Евтухов пообещал, что после этого рассмотрение уголовного дела станет чуть интенсивнее.