Среди многочисленных находок, обнаруженных археологами в культурных слоях Владимира, Боголюбова, Ярополча-Залесского, а ныне хранящиеся в археологических коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, есть немало и таких, которые относятся к рыболовному промыслу. Кованые крючки, остроги, керамические и каменные грузила сетей, костяные кочедыки для плетения сетей говорят об интенсивном и развитом в древности рыболовном промысле на территории современной Владимирской области.
Кости и чешуя рыб - обильный материал культурных слоёв древних поселений, по ним можно установить виды промышляемых в те времена рыб. Письменных свидетельств о рыболовном промысле сохранилось очень мало и в основном они относятся к наиболее хозяйственно ценным видам рыб. Три вида рыб, известных нам по историческим документам - осётр русский (известен также по находкам остеологического материала), белорыбица и каспийский лосось - можно признать навсегда вымершими в водах Владимирской области.
Осётр русский
Крупная рыба может достигать свыше 2 метров в длину и 12-24 килограммов веса, изредка до 80 килограммов. Усики без бахромок сидят ближе к концу короткого рыла. Нижняя губа прервана посередине. Костных жучек боковых - 24-50, спинных – 5-19, брюшных - 6-14. Проходная рыба, но в Волге имеются жилые формы, постоянно обитающие в пресной воде. Ход в реки весной и осенью. Икру откладывает на участках рек с быстрым течением и плотным каменистым грунтом, часто приуроченным к выходам древнеледниковых моренно-галечниковых отложений, на глубинах 4-10 метров. Плодовитость от 80-840 тысяч икринок. Молодь до 3 лет живёт в реке, а затем уходит в морские участки. Продолжительность жизни до 50 лет.
Самые древние останки осетровых рыб - костные жучки, лучи плавников, жаберные крышки - датируются XII веком. Судя по их находкам в культурных слоях средневековых городов Владимира, Ярополча-Залесского и посёлка Боголюбова (раскопки Николая Воронина), в древности осетры русские активно промышлялись. Надо сделать оговорку, что в будущем подобные находки могут быть встречены и на других более древних памятниках. В XVII веке Ока и её притоки были богаты осетровыми рыбами, особенно стерлядью. Так, в московский Кормовой дворец с 1 сентября 1687 года по 31 августа 1688 гада с Оки из Муромских езовых деревень было доставлено 470 стерлядей, а из города Касимова - 5765 стерлядей, 4 осетра, 1 севрюга и, вероятно, 1 шип (ныне в Красной книге Владимирской области), названный в документе «костливец». Размеры осетров были следующие: один - 133 сантиметра, два - по 124 сантиметра, два – по 111 сантиметров, один - 93 сантиметра, три - по 89 сантиметров, один - 80 сантиметров.
Одним из важных направлений в рыболовном промысле, его оброчной статьёй, в XVII веке была ловля осетровых, которых добывали не только в Оке, но и в Клязьме. На обиход только одного Троице-Сергиева монастыря было велено привозить (в первой трети XVII века) 6 тысяч осетров и севрюг, 300 «колуг», 10 тысяч штук белорыбицы, 600 пудов чёрной икры, 15 бочек осетрины, 500 спинок и 200 теш белужьих. Конечно, этот факт не доказывает, что всю рыбу ловили прямо на месте, но говорит об объёмах вылова на нужды только одного крупного монастыря.
Уже в XVIII веке крупных осетровых рыб в Оке стало гораздо меньше. Воздействие человека на природу уже тогда проявилось довольно явно. Видимо, именно тогда начинают исчезать и без того редкие в Клязьме крупные осетровые, так Суздальский летописец Анания Фёдоров (XVIII век) прямо указывает, что стерлядь в Клязьме обитает, а осетров и белуг не имеется. Остаётся неясным вопрос - поднимался ли осётр русский в Клязьму только во время нерестового хода или здесь также постоянно обитала жилая форма этих рыб.
Каспийский лосось
Средний вес этой рыбы от 2 килограммов до 7,2 килограмма. Имеет низкий хвостовой стебель. Обитает в реках Каспийского моря, в Волге встречался единично уже в 60-е годы XX века Проходная рыба, есть карликовые пресноводные самцы. Существует несколько морф этого вида рыб.
Из Волги каспийский лосось заходил в Оку и некоторые её притоки в XVII веке. В московский Кормовой дворец с 1 сентября 1687 года по февраль 1688 года с Оки из Муромских езовых деревень было прислано 17 лососей (восемь по 71 сантиметру, один - 69 сантиметров, один - 67 сантиметров, четыре – по 62 сантиметра, два – по 59 сантиметров и два – по 54 сантиметра). В малые притоки Оки каспийский лосось поднимался на нерест, одно из нерестилищ было на реке Ушне. Известны останки лососей из культурных слоёв Ярополча-Залесского, к сожалению, нет указаний на точную видовую принадлежность рыб.
Белорыбица
Крупная, свыше 1 метра длиной и 20 килограммов веса, проходная рыба. Нагуливается зимой в Северном и Среднем Каспии, оттуда идёт в реки. До зарегулирования стока Волги поднималась в сентябре-феврале вверх по течению на 3 тысяч километров. Нерест в середине октября-ноябре. Взрослые рыбы сразу после нереста скатываются в море. Ныне вид почти потерял промысловое значение.
Попадалась в уловах Муромских езовых деревень для Московского Кормового дворца ещё в XVII веке. Из 428 белорыбиц с Оки, 378 рыб были длиной примерно по 71 сантиметру, 29 - по 67 сантиметров, 21 - по 75 сантиметров, одна – 80 сантиметров и одна – 89 сантиметров. В XVIII веке по Оке белорыбицы поднималась далеко вверх по течению и заходила в крупные притоки Оки – Москву, Клязьму, Жиздру. В реке Москва белорыбицы было мало, но Клязьма в конце XVIII века была богата уловами белорыбицы, особенно в пределах Суздальского и Гороховецкого уездов. Встречалась белорыбица тогда и дальше в самых верховьях Оки в Тверской губернии в Тверском и Ржевском уездах, а также в реке Мологе.
* * *
Создание огромных водохранилищ в 30-е годы XX века (Рыбинского, Московского и других) расширило область обитания многих видов рыб, но в реках Центра России условия их жизни ухудшились, и некоторые виды проходных рыб (каспийский лосось, белорыбица, крупные осетровые) из-за гидросооружений и заиливания мест нереста перестали в них заходить во время нерестового хода. В Оке и Клязьме могла постоянно обитать и жилая форма осетра русского. Ныне в Оке и Клязьме из осетровых рыб сохранилась только стерлядь. Белорыбица в Оке исчезла, видимо, в первое тридцатилетие XX века.
Искусственное разведение осетровых рыб дело нужное, но пока наши реки загрязнены, не изжито браконьерство, ждать каких-либо результатов, что выпускаемая молодь восстановит прежнее нерестовое поголовье, очень рано.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции