Так все-таки, кто кого «кошмарит»?

Александр Быков:
руководитель Владимирстата
ByikovAlexandr
Это не реклама и не антиреклама, это размышления о жизни нашей богоспасаемой Владимирской области
ИСТОРИИ 8 апреля 2021, 14:44 8991

Очень много в последнее время разговоров о том, что нельзя «кошмарить» бизнес, то есть, нельзя наших предпринимателей проверять, контролировать, задавать вопросы и требовать ответы. Предпринимателям всех мастей и размеров нужно только помогать, и желательно деньгами, молча покупать все, что они производят, и желательно почаще, и ни в коем случае не лезть с проверками на производство, а если уж приспичило проверку учинить, то минимум за три дня предпринимателя уведомить нужно, мол «иду на вы».

При этом априори подразумевается, что все предприниматели «белые и пушистые», радеющие о Родине, о своих работниках, да и вообще, обо всем народе российском, оптом и в розницу. А вот те, кто пытается что-то проверить, задать вопросы, требует представить отчеты и данные, которые, кстати, в большой доле нужны и самим предпринимателям, вот они все плохие, надоеды, мешающие развивать нашу экономику и работать на благо и области, и страны в целом.

Да, конечно, народ у нас не сахар, все хотят прийти в магазин и купить все хорошее, экологически безопасное, да еще и вкусное, и красивое. И проверяющие зачастую бывают слишком придирчивы, а бывают и небескорыстны, различных случаев в жизни бывает много, но баланс то соблюдать нужно, иначе жизнь наша искривляется, жить становится неуютно, а зачастую и небезопасно.

Чтобы пролить хоть немного света на рассматриваемый вопрос, с высот размышлений спустимся на землю, и ножками, как простые приобретатели продукции и услуг, пройдемся по «предпринимательским закромам». Оставим в стороне гигантов экономики, работающих по госзаказам, заглянем на малые и микропредприятия, посетим индивидуалов и попытаемся сами себе ответить на вопрос, - а почему нам «бизнесменов» «кошмарить» нельзя, а им нас можно ?

Чтобы удобнее было добираться до мест рассмотрения, начнем с автотранспортных услуг и АЗС. Про регулярность подачи автобусов/троллейбусов сказано в эту зиму вполне достаточно, добавить что-то уже сложно, а вот о состоянии автотранспортных средств почему-то, практически никто не говорит. А ведь вопрос этот важен, особо сейчас, в пандемию, да и просто, исходя из обычного человеческого восприятия чистоты и порядка, по правде сказать, заходить в салоны большинства транспортных единиц просто противно.

Мне как-то кондуктор в автобусе заявила – не нравится здесь, возьми такси. Но у нас и машины такси такие же зачуханные, сиденья салонов засалены, пластик грязный, 8 из 10 авто прокурены, то есть, тоже, то еще удовольствие.

Оппоненты могут сказать – не нравится тебе общественный транспорт – купи себе машину и езди, куда и как хочешь. Давайте последуем совету транспортных знатоков. Купили и поехали, да вот беда, необходим для авто бензин. А здесь, оказывается, тоже, далеко не все безоблачно. Как-то в начале марта, заправил я автомобиль 92-м бензином на АЗС «Газпромнефть», что рядом с гипермаркетом «Глобус», после заправки не доехал даже до Суздаля, машина встала, консилиум из опытных автомобилистов из остановившихся машин вынес вердикт – плохой бензин, кстати, «диагноз» впоследствии подтвердился в автомастерской, и посоветовали долить хорошего 95, чтобы получить хоть как-то работающую топливную смесь, если не поможет, тогда все – эвакуатор и в мастерскую. Мне повезло, обошлось, что называется, «малой кровью», друзья привезли 95 бензин, и потихоньку, с вибрацией, но доехал до дома, ну а там уже проводил полномасштабные «реанимационные» мероприятия.

А вот дочери, заправившей авто на АЗС «Газпромнефть», что на бульваре Иванова, не повезло, заправка каким-то суслом пополам с водой, закончилась эвакуатором и ремонтом в мастерской, и она там с такой проблемой была далеко не одинока. Качество автомобильного топлива на территории Владимирской области просто катастрофическое, причем на АЗС почти всех марок. Я глубоко убежден, что топливо «бодяжат» не марсиане, не гастарбайтеры из солнечного Узбекистана, это все наши, владимирские предприниматели, обнаглевшие от жадности и безнаказанности, убежденные в своем праве издеваться над людьми. Жадность тут явно от природы, а вот о безнаказанности нужно говорить отдельно.

Итак, продолжим наш поход, наконец, добрались до Центрального рынка, а где же еще купить самые свежие, экологически безопасные продукты, как не на рынке. Но и здесь свой вариант владимирских АЗС - рыба переморожена, цвет ее уже ближе к черно-зеленому, свежей либо охлажденной рыбы практически нет, мясо, правда, выбрать можно, но выбор этот крайне невелик. Все продавцы в голос уверяют, что все свежее, вчера еще бегало, документов сейчас нет, но их должны вот-вот подвезти, а на вопрос, - почему на срезе кость черная, ответ один, - не хотите не покупайте. Ну, мы и не стали покупать, зачем деньгами поощрять хамство и обман.

В овощных рядах продукция в основном «заморская», и по ценам выше, чем в магазинах. Местных бабушек с ранней зеленью, дедушек с рассыпчатой ароматной меленковской картошкой нет, местной овощной и фруктовой продукцией торгуют от силы 5 – 7 человек. В молочные ряды, памятуя о декабрьском конфузе, даже не пошли, в декабре купили ковровское сливочное масло, дома упаковку разрезали – в середине плесень, причем явно не деликатесная.

Ну, не удалось на рынке отовариться, так есть же масса магазинов. Давайте-ка, посетим «Глобус», а что, удобно, все и в одном месте. Рыбные ряды вроде бы получше, чем на рынке. Продавец бойко рапортует, что форель завезли вчера, а что жабры зеленоватые, так это, наверное, сорт рыбы такой. А что стоимость 1300 рублей за 1 кг, так сейчас все дорожает, почему рыба должна быть исключением. Завершение разговора, правда, такое же, как и на рынке – не хотите, не берите.

Вот интересно, почему дорожает «дикая» рыба, корм ей покупать не нужно, дорогой «химией» кормить, чтобы не болела, не нужно, мальков покупать для разведения не нужно. Тогда почему рыба, которой в СССР кошек кормили, и стоила она копейки, сейчас стоит как осетр, причем рыба эта далеко не первой свежести, да еще зачастую и переморожена неоднократно.

Может, здесь, как и в истории с автомобильным топливом, все дело в жадности продавцов, в чувстве безнаказанности и вседозволенности, в убеждении, что они имеют право издеваться над людьми, и вообще, чего это им, патрициям, задумываться над проблемами всякого плебса. Ведь выстроена целая система перекупщиков в рыбной, и не только, области, в результате – ошметки от нормальной рыбы нам продают за «бешеные» деньги, и вроде как всех это почему-то устраивает. Так почему этим предпринимателям можно над людьми издеваться, а вот их трогать нельзя?

Спросите, где найти хорошую копченую рыбу, не на жидком дыме, а как положено, в коптильне приготовленную, по ГОСТу. В ответ все дружно закричат – при чем тут ГОСТ, мы работаем по ТУ. А ТУ кто разрабатывает? Да тот, кто по нему и работает. То есть, сами себе задают условия и требования к продукции, не работа – мечта. Вот поэтому у нас и не так много вкусной, безопасной для здоровья продукции, как этого бы хотелось.

Помните в детстве бутерброды с маслом и докторской колбасой, правда ведь, вкусно было, а где сейчас взять хорошую, из мяса сделанную докторскую колбасу? Прочитаешь состав колбаски, и иной раз оторопь берет, чего там только нет – полтаблицы Менделеева и мясо механической обвалки с добавлением чего-то куриного, по всей видимости, клювов, лап и кожи.

Все по анекдоту

Покупатель: У меня в котлетном фарше щепки и обрывок железной цепи.

Продавец: Так чего же вы хотите, фарш из собачатины 4-й категории, а с такой категорией кто же ее будет из будки доставать.

Получается, и колбасным деятелям нас «кошмарить» можно абсолютно безнаказанно, все ведь по ТУ, какие вопросы к ним, по их ТУ мясо в колбасе совсем необязательный компонент.

Может молочка? Молока в области производят – хоть залейся: и самим хватает, и в другие области продаем. Вопрос в другом, несмотря на полное отсутствие на территории области парфюмерных производств, зачем-то завозится достаточно большое количество пальмового масла, причем не всегда высшего качества. Вот куда оно девается?

Вспоминается случай с продукцией киржачских молочников, еще в бытность губернатором Светланы Юрьевны Орловой, отправили в Петербург на выставку продукцию владимирскую, а те возьми да и проверь, сколько молока и какого в отдельных образцах, а его-то там и не оказалось, скандал, конечно.

Как частное лицо звонил на завод лично, пообщалась со мной милая девушка, назвавшаяся технологом, и очень вежливо, приятным голосом разъяснила мне, что не мое это дело выяснять, где молоко и сколько, мое дело - прийти в магазин и купить, а если что-то не нравится, то и не покупайте. Ничего не напоминает? Рефрен у всех от рынка до предприятия примерно один: не ваше дело - что, как и из чего делается, ваше дело покупать, а не нравится - не берите.

Помнится, в детстве осталась горбушка хлеба в хлебнице, и через 2-3 дня – сухарик, погрызть его было приятно, сейчас осталась краюшка владимирского хлеба – через 2-3 дня зеленая плесень. А молоко? Через несколько дней в стеклянной бутылке или бидоне была вкусная простокваша, а сейчас в пластиковой бутылке дня через 3-4 непонятная горькая субстанция. Может, пластик виноват?

Как-то года 3 тому назад, принимая московских друзей в Суздале, решили удивить их местной молочной продукцией, купили киржачский йогурт, ковровский творог, бабаевский мягкий сыр, судогодскую сметану, а в подарок купили красивые наборы сыров в полиэтиленовой упаковке от Кописки. Отдых не задался – на следующий день все сидели по номерам, вблизи санузлов. Разъезжались в воскресенье хмурые и разочарованные в провинциальной продукции. «Вишенкой на торте» стали звонки о том, что при вскрытии упаковок подарочных сыров резкий запах чего-то кислого, и сыры в плесени. С тех пор я очень осторожно отношусь к покупке владимирской продукции.

О какой морали или «купеческой совести» может идти речь, если даже в школы, детские сады и больницы могут поставлять просроченную, фальсифицированную продукцию, «дело Фролова» на памяти, а сколько еще у нас таких фроловых.

Надеяться только на контрольно-надзорные органы, наверное, не стоит, у них и ограничений множество, и всех проверить задача нереальная, да и человеческий фактор никто не отменял. Ведь все это жулье, затесавшееся в стройные ряды добросовестных предпринимателей, твердо уверено, что продукция раскупится, «пипл схавает», так вроде говаривали в незабвенные лихие 90-е.

А может, хватит «хавать», может пора заняться «народной селекцией», зачем покупать некачественную, просроченную, зачастую просто опасную для здоровья продукцию? Зачем деньгами поощрять обман, хамство? пусть они сами потребляют свои пищевые добавки.

Ведь читать все умеют, возьмите за правило обязательно смотреть срок годности, обязательно читать состав продукта и никогда не покупать то, что может нанести вред здоровью, ведь мы есть то, что мы едим, человеческий организм - это губка, которая накапливает вредные вещества.

Конечно, если вы один раз съели кусок какой-то непонятной колбасы, то вы, конечно, не умрете, да и вред здоровью будет минимальный. Го если постоянно питаться непонятно чем, то обязательно «порвется, там, где тонко», а «тонко» у каждого организма свое, и гадай потом, откуда болячка взялась.

Да, какое-то время будет несколько некомфортно, и несколько более затратно по времени выбирать, где покупать и что покупать, но, думаю, через не очень длительный срок, количество жулья и на оптовом, и на розничном рынках, заметно поубавится, производить колбасу и йогурт непонятно из чего, «бодяжить» бензин станет просто невыгодно.

И вот тогда наш неуправляемый базар начнет превращаться в цивилизованный рынок, и лозунг «Не покупай Владимирское» превратится в действенный призыв «Владимирское – знаем, любим, покупаем».

А вы как думаете? Если согласны – присоединяйтесь.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В публикации «Так все-таки, кто кого «кошмарит»?» от 8 апреля 2021 года Вы рассказываете о негативном опыте заправки на АЗС сети «Газпромнефть» во Владимире. Хотим заверить Вас, что сеть АЗС «Газпромнефть» всегда оперативно реагирует на обращения клиентов и расследует каждый случай, поскольку дорожит своей репутацией ответственного поставщика моторных топлив. Мы проверили все обращения по указанным АЗС и не обнаружили ни одной претензии от клиентов с 1 января этого года. Поскольку никаких подтверждений заявленной в публикации оценки не представлено, просим вас сопроводить материал официальным комментарием от нашей сети.

С уважением, пресс-служба сети АЗС «Газпромнефть»