Владимирский общественный транспорт. Почему так плохо

Никита Гордеев:
Усидчивый обыватель
Никита Гордеев
Стоимость проезда в общественном транспорте столицы Владимирской области выросла на 6,7%. Станет ли лучше сама услуга? Статистика показывает, что надеяться на лучшее как минимум опрометчиво
ИСТОРИИ 16 февраля 2023, 09:49 11160

С 10 февраля стоимость проезда в автобусах и троллейбусах повысилась на 6,7% с 28 до 30 рублей. Цена услуги стала выше, станет ли лучше сама услуга?

Давайте посмотрим, как изменялась сфера общественного транспорта в городе Владимире за последние 15 лет с 2008 по 2023.

За 15 лет стоимость проезда увеличилась в 4,3 раза с 7 до 30 рублей. Вы спросите: наверное, за это время сильно увеличилось население города и вместе с ним количество пассажиров? А вот и нет — население города увеличилось всего на 6% с 339,5 тысячи до 359,4 тысячи, а количество пассажиров уменьшилось: у автобусов - на 19%, у троллейбусов - на 46%. Видимо, многие пересели на личные авто. И главное, что количество рейсов тоже уменьшилось: у автобусов - на 46%, у троллейбусов - на 18%.

OZr6OVGDmZQy_hhdTd10.jpg

Может, рост цены обусловлен увеличением количества транспорта, который нужно обслуживать и платить деньги водителям, механикам, кондукторам? Тоже нет — автобусов за 15 лет стало меньше на 8% (с 256 до 235 единиц), троллейбусы урезали на 32% (с 95 (в 2010 было даже 102 единицы) до 65 единиц), а те, что сейчас на ходу (в основном 2008-2009 года выпуска), выглядят, ездят и дребезжат, как корыта с гайками. У троллейбусов уменьшилось даже количество маршрутов с 9 (в 2010 было даже 10) до 7.

Получается, стали меньше ездить, меньше возить людей, меньше обслуживать транспорта, толкучки в котором стало только больше, а цена все растет.

В мизерное оправдание конского роста стоимости проезда можно написать разве только то, что автобусных маршрутов прибавилось на семь штук - с 28 до 35, потому что город распух по площади. Однако вспомним о качестве автобусов (даже новых), о том, как они соблюдают график движения (нет), как они комфорты (нет), как они исправно ездят зимой (нет), как они самовозгораются на ходу (да).

Может, виновата проклятая инфляция? Власти любят все оправдывать ростом цен. Цены, они ведь любят сами себя повышать, сами себя переписывать на прилавке. Так, тоже нет — официальная инфляция по стране с 2008 года дала рост всего в два раза, а стоимость проезда выросла в 4,3 раза.

Даже если бы проезд подорожал вслед за инфляцией только в два раза, то все равно нечестно — пассажиров стало сильно меньше, рейсов меньше, транспорта меньше, а цены растут. И за все это «удовольствие» платим мы с вами из своих карманов — через муниципальный бюджет и напрямую через оплату проезда.

Многие тут скажут: ну понятно же, что стоимость проезда выросла из-за цен на бензин, автозапчасти и прочие расходники. Да, безусловно, все это влияет на стоимость проезда, но это только причина, а не справедливое оправдание. Да и не подкопаешься, ведь никто никогда не раскроет населению сметы закупок и расходов, сделанных за счет этого населения. Повышением цен можно объяснить все что угодно, также как недостаточным бюджетом власти объясняют низкие зарплаты муниципальных работников, мизерные льготы, «оптимизацию» медицины, образования и других служб, не приносящих прибыли.

Вопрос принципиально в другом — зачем обществу такая экономика, в которой услуга дорожает и при этом становится только хуже.

Классические причины бедственного положения общественного транспорта обусловлены самой рыночной экономикой и, как правило, они такие:

  • федеральный центр покупает автобусы и не напрямую отдает их городу, а через фирму-прослойку, которая сдает автобусы городу в аренду и имеет свой барыш, чем повышает стоимость проезда (и делится прибылью с нужными людьми в федеральном центре);

  • частный собственник компании перевозчика кладет прибыль от перевозки пассажиров себе в карман, а не ремонтирует на нее автобусы и не покупает новые. Потом плачется городской администрации, что денег нет (и делится деньгами с нужными людьми в администрации), банкротит фирму и улетает на Багамы;

  • городская администрация крепко сидит в своих уютных креслах и никак не заинтересована в развитии общественного транспорта, потому что сама ездит на лимузинах, бухгалтерия непрозрачна, а население не имеет должных рычагов влияния на своих слуг. Бюджет на автобусы может и есть, но тратится на так называемые «нецелевые расходы». Автобусов нет, зато есть роскошные машины и дома слуг народа.

Какая из этих причин имеет место быть в случае владимирского общественного транспорта, не особенно важно, ведь после устранения нерадивого чиновника или жадного частного собственника на его место обязательно придет другой — богато место пусто не бывает.

У Владимирского транспорта тоже есть положительные сдвиги — наконец-то сделали безналичную оплату проезда, для газомоторных автобусов сделали АЗС на ул. Гастелло, а в 2020 году даже обсуждали КСОДД (Комплексную схему организации дорожного движения).

Еще есть проблема вечных пробок в часы пик, в которых стоит и общественный транспорт. Проблема эта обусловлена тем, что город вытянут с востока на запад и две его части соединены, по сути, двумя артериями — Пекинкой и улицей Большая Нижегородская. Проблемы такого масштаба вовремя надо было решать еще лет 20 назад, когда город еще не заполонили личные автомобили. Но это под силу только серьезному подходу с плановой экономикой, которую мы потеряли в 1991 году.

Вероятно, проблему медленного трафика можно решить выделением полос для общественного транспорта на особо загруженных участках (что и предусматривается проектом КСОДД), но пока дело не сдвинулось с мертвой точки.

Принципиально важно, что сдвинуть проблему с мертвой точки могут в первую очередь те, кто кровно в этом заинтересованы — сами пассажиры, то есть население города. И крайне маловероятно появление тех положительных сдвигов в системе общественного транспорта во Владимире, если бы не регулярные (особенно зимой) общественные негодования по поводу коллапсов, заторов, опозданий, возгораний и прочего.

Необходимо, чтобы общество активно включалось в решение своих проблем, а не пассивно ожидало этого от своих слуг. Не надо каждый год удивляться опаздывающим, ломающимся и горящим автобусам так же, как администрация города каждую зиму удивляется выпадению снега и гололеду. Надо поднимать вопрос на общественных сборах, в рабочих коллективах, в СМИ. Коллективно, организованно и публично требовать от властей открытия данных по тратам бюджета, требовать действий по улучшению качества общественного транспорта.

Также на проблему повлияют забастовки, как это уже было во Владимире в 2018 году, когда водители автобусов бастовали из-за невыплаченных премий, как бастовали водители в Саратове, в Домодедове и других городах.

В России есть города с грамотным подходом к созданию комфортного общественного транспорта, например, Пермь. После серии многочисленных недовольств пассажиров и забастовок водителей там началась активная фаза транспортной реформы, имеющей свое начало еще в далеком 2006 году, когда администрация города заказала научно-исследовательскую разработку концепции транспортного планирования и организации дорожного движения в городе.

Надо понимать, что грамотный подход происходит не по доброте душевной чиновников или частных собственников транспортных компаний. Деньги на такие реформы берутся из бюджета перекладыванием из одного кармана в другой — «оптимизируем» медицину и образование, повысим штрафы, понизим муниципальные выплаты и на эти средства сделаем хорошее автобусное движение, попутно положив долю в частный карман. Все, конечно же, за наш счет и наши нервы. Горожане терпят, потом негодуют, потом ругаются и бастуют, пока все это время с них стригут налоги, потом выходят из терпения, и вот администрация начинает шевелиться. А с виду получается - добрый дядя мэр города или губернатор области.

Пермская реформа, конечно, не идеальная, но это движение в сторону улучшения города, и это лучше, чем ждать, пока сгниет последний троллейбус и сгорит последний автобус, вставший в ледяной пробке, в то время как на остановках толпятся опаздывающие пассажиры. Необходимо организовываться и коллективным грамотным давлением снизу выбивать из тех, кто сидит наверху, их обязанности и бюджет, формирующийся за наш счет.

И даже после проведения подобных реформ все равно останутся те классические причины автобусных бед, которые породят новые проблемы, потому что эти беды — неотъемлемая часть самой рыночной экономики, но это немного другая история.

Вы спросите, как минимизировать проблемы общественного транспорта? Так же, как и любого другого предприятия, — надо передать его управление в руки самих его работников, которые заинтересованы не в том, чтобы тратить прибыль на средства роскоши и крутить их на фондовом рынке, а вкладывать в развитие производства, улучшение условий своего же труда и повышение зарплат; бухгалтерию сделать прозрачной и подотчетной; работникам сократить время рабочего дня, а высвободившиеся часы направить на самообразование в сфере самоуправления.

Возможно ли это в рыночной экономике? Скорее нет. Но понимание того, к чему надо стремиться, должно быть у всех и каждого.

GNkP6c7L1ZmSFGfCJlbBu.jpg
Bz6FVLturjZ2qD16UONFbOuE.jpg

Вся статистическая информация взята с сайта администрации города Владимира, Владимирстата, Википедии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции