На июльском очередном заседании Законодательного Собрания Владимирской области депутаты приняли изменения в региональный закон «О налоге на имущество организаций», предусматривающие продление нулевых ставок по уплате данного налога для резидентов территории опережающего развития «Камешково». Ранее в законе было написано, что эта льгота предоставляется на срок действия инвестиционных соглашений, но не более, чем на 10 лет. Из текста закона убрали упоминание о 10 годах, так как, согласно решениям, принятым на федеральном уровне, территория опережающего развития «Камешково» вошла в число аналогичных площадок, срок действия которых с предоставлением преференций для инвесторов продлён до 31 декабря 2024 года. Стало быть, льготы для резидентов можно продлить на два года, что и было сделано.
Территорию опережающего развития (ТОР) «Камешково» иногда называют ещё и как ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития). Например, в ходе дискуссии на заседании Законодательного Собрания депутаты оперировали аббревиатурой ТОР, а в заключении Счётной палаты Владимирской области на проект изменений в региональный закон о налоге на имущество организаций отсылки шли к ТОСЭР.
Вообще, у этого проекта по созданию во Владимирской области привлекательной для инвесторов площадки судьба, которую можно было бы назвать «трагической»: там сейчас только один резидент, несмотря на все предоставляемые льготы, инвестиционные форумы и камлания о всесторонней привлекательности 33-го региона для разного бизнеса. Старт этому проекту был дан ещё в ноябре 2015 года (при губернаторе Светлане Орловой). Достигнутый с тех пор результат близок к нулю. Понятно, что 8 лет назад никто и в страшных снах не мог представить, что будет пандемия коронавируса, а потом на Россию обрушатся беспрецедентные западные санкции, но сути это не меняет.
Цитата из заключения региональной Счётной палаты на проект закона Владимирской области «О внесении изменений в статью 21 закона Владимирской области “О налоге на имущество организаций”»:
Но в целом государственные аудиторы рекомендовали законопроект к рассмотрению Законодательным Собранием Владимирской области.
Добавим, что над консолидированным бюджетом Владимирской области висит перспектива возврата почти 600 миллионов рублей на федеральный уровень — эти деньги были получены из Фонда развития моногородов (Камешково относится к таковым) в виде субсидий на создание ТОСЭР (ТОР?). Соответствующее решение в прошлом году вынес Арбитражный суд города Москвы, но оно оспаривается и в августе 2023 года будет вынесен окончательный вердикт. Исполнительная власть надеется, что в следующей инстанции в её пользу сыграют соглашения с потенциальными инвесторами почти 5 миллиардов рублей с перспективой создания 460 рабочих мест. И тогда, может быть, деньги придётся возвращать не в полном объёме. Это как минимум.
Во время дискуссии коммунисты назвали проект ТОР (ТОСЭР?) «на 95% провальным», заявив, что единственными, кто получил пользу от вложенных в территорию 600 миллионов рублей являются легкоатлеты (летом) и лыжники (соответственно, зимой), которые получили возможность тренироваться на шикарной асфальтовой дороге, по которой изначально планировалось движение транспортных средств предприятий-инвесторов.
Единороссы настаивали, что выгоду получили все жители Камешково, так как в рамках этого проекта в городе были модернизированы очистные сооружения, и так далее, и если срок действия льгот не продлить, то территория вообще потеряет даже перспективы получить новые инвестиции.
В итоге закон был принят единогласно — не было подано ни одного голоса «против».
Расшифровка дискуссии по предоставлению льгот по налогу на имущество организаций, работающих на территории опережающего развития «Камешково».
Сергей Сидорин, министр экономического развития и промышленности Владимирской области:
- У нас в рамках закона Владимирской области №110-ОЗ «О налоге на имущество организаций» для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество. Соответственно, постановлением правительства №614 срок действия ТОР, созданных в моногородах, составлял 10 лет, сейчас продлен на 2 года. В соответствии с постановлением правительства №1346, установлен перечень ТОР, в который вошло в том числе ТОР «Камешково» нашего. В связи с этим необходимо привести в соответствие и продлить действие налоговой льготы до 12 лет.
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции КПРФ:
- Вопросов будет два. Чтобы мы понимали вообще, для чего мы занимаемся этой территорией опережающего развития: на текущий день какие итоги достигнуты? Какие резиденты [там уже существуют]? Сколько уже налогов в консолидированный бюджет [Владимирской области ими] уплачено? Возможно, какие-то потенциальные инвесторы на пороге уже стоят? В конце концов, если срок действия ТОР продлен на 2 года, почему мы в принципе срок нулевого налога на имущество просто в принципе убираем? Не делаем до 12 лет, а убираем вовсе временной ценз?
Сергей Сидорин:
-
Антон Сергеевич, спасибо вам за вопрос. Собственно, ожидаемо.
-
Первое, что могу сказать, у нас в настоящее время на ТОР Камешково зарегистрирован один резидент [ООО «Завод оптико-измерительных систем»]. Объем инвестиций — 53,4 миллиона рублей. При этом капитальных вложений — 15,7 миллионов рублей. Мы применяли льготу для него в первом полугодии 2023 года. Сумма льгот составила 1 158 000 рублей. Это — первый момент.
-
В части потенциальных инвесторов, которые сейчас рассматриваются как проекты, заходящие на территорию опережающего развития: четыре проекта с объемом инвестиций 4 690 000 000 рублей. Здесь сроки реализации — это третий ваш вопрос в части, почему продлеваем [сроки действия льготы]. Сроки [реализации] проектов — от 2024 до 2028 года. Например, «Продлайн» - 2024-2025 годы. Соответственно, «Cosca Decor» у нас планируется на 2028 год.
-
Как вы знаете, у любого проекта есть инвестиционная фаза, есть эксплуатационная фаза проекта. Соответственно, в инвестиционной фазе проекта происходит строительство и капитальные вложения, инвестиции. В рамках эксплуатационной фазы — это запуск производства и формирования. Как правило, на инвестиционной фазе и нужна поддержка для предприятий.
-
Второй момент, который я здесь считаю важным — это создание 460 рабочих мест потенциальных на территории данных предприятий и, соответственно, налоговые льготы, которые в настоящий момент будут порядка 1 миллиарда.
Антон Сидорко:
- Позволю еще один себе вопрос. Просто мне кажется, что, например, условия в особых экономических зонах, тот же «Доброград-1», тот же «Владимир» — они несколько интереснее, чем условия для инвесторов в ТОР [«Камешково»]. Зачем заходить тогда инвесторам в этот ТОР, где условия хуже, чем в особых экономических зонах?
Сергей Сидорин:
-
Вопрос настолько интересен, насколько двояк, да?
-
Первое: инвестор в праве выбирать логистические решения, которые ему более выгодны.
-
Второе: потенциально трудовые ресурсы могут быть определены отраслевым [неразборчиво, - примечание Зебра ТВ] инвестора.
-
Третье — это, конечно, наша, наверно, составляющая с вами, у нас есть территория, которую мы обязаны развивать, в которую мы должны вкладывать и привлекать инвесторов.
-
Если говорить о территории опережающего развития «Камешково», то здесь идет хороший симбиоз органов исполнительной власти со стороны министерства и непосредственно представителей муниципалитета. Я бы хотел сказать, что [глава администрации Камешковского района] Анатолий Захарович Курганский активно вкладывается в эту историю, развивает свою территорию, которая в зоне его ответственности. Что интересно для инвестора здесь будет — это, безусловно, те преференции, которые дает орган исполнительной власти и правительство Владимирской области, и, собственно, тот подход, который идет со стороны органов местного самоуправления.
Сергей Бирюков, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Владимирской области:
-
Сейчас у нас все-таки там [в ТОР «Камешково» только] один заинтересант? По нему сколько выпадающих доходов [областного бюджета] за два года?
-
И второй вопрос. Мы обязаны, учитывая решения правительства о продлении ТОР, обязаны или это — наше право, продлить на два года этот [льготный] налоговый период или вообще на сколько угодно? [Это наше] право или обязанность?
Сергей Сидорин:
- Благодарю за вопрос. Я озвучу выпадающий доход: 1 158 000 рублей было предоставлено [резиденту в виде льготы]. 10 рабочих мест создано. Не менее 10 миллионов они уже заплатили в бюджет. В части обязательства, у нас территория опережающего развития вошла в список ТОР, который утвержден правительством, соответственно, пролонгирован до 12 лет. Мы распространяем это только на новых резидентов, соответственно, тех, кто входит, мы распространяем эту историю. Это может быть некой преференцией, инвестиционной привлекательностью региона.
Антон Клюев, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Сергей Александрович, вопрос такой. В конце, по-моему, того года администрация области... Как раз там был суд по поводу возврата денег на субсидии [по развитию ТОР от Фонда развития моногородов]. Там около 600 миллионов рублей было, по-моему. Вообще эти деньги администрация области вернула, получается, в Фонд развития моногородов или нет? Как правительство, например, пролонгирует действия, зная, что в принципе проект [ТОР «Камешково»] провален, условно говоря?
Сергей Сидорин:
-
Спасибо за вопрос, но позволю себе не согласиться с вами в части провального проекта. Почему? Потому что мы, помня ситуацию [с пандемией], которая сложилась в 2021-2022 годах, и она объективна повлияла в том числе на мнение инвесторов, которые притормозили, так скажем, объем инвестиций не только в нашем регионе, но и в целом — это первый момент.
-
В части исполнения данных обязательств перед фондом моногородов, соответственно, фонд моногородов перешел сейчас в структуру ВЭБа, мы провели ряд мероприятий, в том числе и встреча губернатора была с представителем ВЭБа, с председателем правления.
-
Сейчас мы идем по пути окончательного принятия решения - надеемся, что в августе будет принято решение судом. Здесь надо сказать, что мы достигли ряда показателей на 2021 год, что позволяет нам, как мы считаем, просить возможность отсрочки по уплате и снижения общей стоимости задолженности. Если этот момент будет принят наблюдательным советом ВЭБа, то это будет, на мой взгляд, хорошее решение, в том числе поддержит развитие территории. Мы доказываем то, что в текущем моменте есть интересанты к этой территории, и объем инвестиций [в размере] 4 690 000 000 рублей, потенциальный, тот, который сейчас уже находится в работе в части распределения земельных участков, подключения мощностей, а напомню, что на Иннопроме губернатор подписал соглашение с «Cosca Decor», то есть это уже зарегистрированный факт, мы не оставляем возможности развить данную территорию и продолжаем в нее вкладываться.
Игорь Лашманов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- На очередном Комитете по бюджетной и налоговой политике данный вопрос был рассмотрен. Принято решение принять данный закон в двух чтениях.
Шамиль Хабибуллин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
Уважаемые коллеги, в принципе мы сегодня не в первый раз поднимаем вопрос по поводу данного ТОСЭРа [территории опережающего социально-экономического развития] или ТОРа, как он теперь называется, и 5 лет назад мы этот вопрос поднимали.
-
Я думаю, всем адекватным лицам понятно, что за 10 лет данный проект абсолютно не реализовался, если точно сказать, на 95% он провален.
-
Сейчас, Сергей Александрович [Сидорин], вы только не воспринимайте, что это — критика именно к вам, поскольку данный проект закладывала ещё [бывший] губернатор [Владимирской области Светлана] Орлова, и за 10 лет он никак не был реализован. У нас огромные сомнения, что он реализуется еще за добавленные два года. Из ваших слов мы поняли, что все-таки решение суда устояло, и 600 миллионов нам придется возвращать, если с легкой руки ВЭБа нам чуть-чуть сократят…
Сергей Сидорин:
- Решение суда не принято. Будет в августе окончательно.
Шамиль Хабибуллин:
- Скорее всего. Будем надеяться, что с ним произойдет какое-то чудо. На сегодняшний момент данная территория именно для Камешково полезна только одним, что все местные спортсмены по данной территории бегают по хорошему асфальту. Там круг 2,5 километра, и местные спортсмены-бегуны говорят, что у них самая дорогая беговая дорожка за 600 миллионов рублей. Та дорожка, которая должна была служить дорогой для промышленного транспорта и тех предприятий, которые там должны были стоять. Сегодня [эти предприятия там] не стоят, но хочу передать благодарность от местных спортсменов. У них хотя бы в одном месте есть хороший асфальт. Правда, он очень дорой вышел, но хоть там можно побегать по кругу.
Сергей Бирюков:
- Уважаемые коллеги, на фракции мы подробно обсуждали этот закон. У нас были сомнения в необходимости принятия предлагаемых изменений, но Сергей Александрович [Сидорин] подробно ответил на все вопросы. Видно, что решение продуманное, взвешенное и действительно служит возможностью для области. Тем более, выпадающие доходы не так велики. Ключевой момент, что от налога освобождаются новые инвесторы. Сейчас стало понятно. Это действительно разумное решение для того, чтобы была возможность дальше эту территорию развивать. Мы всё-таки решили поддержать данный проект закона.
Антон Сидорко:
- Не соглашусь с коллегой по фракции КПРФ Хабибуллиным Шамилем Рафаильевичем, что благодарны за эту зону только бегуны-спортсмены. Нет. Благодарны еще и лыжники, откровенно вам скажу, передавали [всем спасибо огромное]. Если быть серьезными, на самом деле, Сергей Александрович [Сидорин], если принятие этого проекта закона поможет не возвращать 600 миллионов, мы, безусловно, поддержим.
Сергей Сидорин:
- Антон Сергеевич, это было бы идеальным решением, но, как вы знаете, решение принимает суд, поэтому здесь не от нас это зависит. Тот аргумент, который мы направляли, в том числе обоснование в части поддержки нашей стороны, нашего предложения, он может быть использован, безусловно, и мы надеемся, что он будет судьей принят во внимание для того, чтобы уменьшить, во-первых, задолженность, а, во-вторых, сделать ее более приемлемой для бюджета Владимирской области.
Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Хотелось бы сказать, что не только благодарны спортсмены Камешковского района, лыжники Камешковского района, но и благодарен весь район, все жители села Камешково. За эти деньги были построены, как вы помните, и если помните, новые очистные [сооружения], подведены коммуникации, создана и заложена база для дальнейшего развития успешного бизнеса. Мы с вами проходили многие пути. Вы знаете, у нас была пандемия, у нас было много препятствий для реализации серьезных проектов. Сейчас это время [для развития] наступает. Я считаю, тот камень, которые был заложен, будет основанием для успешного развития не только Владимирской области, но и Камешковского района в целом.
Андрей Фатеев, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Коллеги, давайте перейдем к голосованию. Есть предложение голосовать.
Шамиль Хабибуллин:
- Дмитрий Анатольевич [Рожков], вы сейчас обидели всех жителей города Камешково, назвав их селом. Вообще-то это — город.
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Ну, ладно. Оговорился человек. Крайнее выступление Павла Михайловича [Шатохина] и голосуем.
Павел Шатохин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Может быть, конечно, и обидно, что назвал селом чисто случайно Дмитрий Анатольевич [Рожков], потому что там соседнее село Новки, по-моему. Вопрос в другом.
-
Мы гораздо больше обидим жителей города Камешково и Камешковского района, если сейчас этот закон не примем и таким образом окончательно убьем эту экономическую зону, эту территорию, и город Камешково даже не будет иметь перспективы получить инвесторов, получить рабочие места дополнительные и продолжать свою жизнь, продолжать свое развитие, поэтому закон, конечно, нужно принимать.
Закон принят 32 голосами «за», «против» и воздержавшихся нет.
НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ ВОПРОСА
В марте 2022 года иск Фонда развития моногородов к администрации Владимирской области был принят к рассмотрению Арбитражным судом города Москвы. Федеральная структура потребовала возврата почти 600 миллионов рублей, которые предназначались для развития индустриального парка (ТОР) в Камешковском районе.
Фонд затребовал к взысканию деньги по договору, заключенному с владимирским Белым домом 17 ноября 2015 года. Тогда стороны договорились совместно вложить свыше 800 миллионов рублей на строительство в Камешковском технопарке трех объектов инфраструктуры, необходимых для привлечения инвесторов. Предполагалось, что к 2020 году на оборудованной коммуникациями площадке будет создана тысяча рабочих мест, а общий объем инвестиций в промзону достигнет 8,5 миллиарда рублей.
В 2018 году председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в Камешково территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), чтобы резиденты индустриального парка получили налоговые льготы. Однако спустя год (при губернаторе Владимире Сипягине) аудиторы Счетной палаты Владимирской области вынесли заключение о том, что региональная администрация ведет неэффективную политику в сфере привлечения инвестиций. К 1 июля 2019 года в камешковской ТОСЭР не было зарегистрировано ни одной компании, что «создавало риски нарушения соглашения с Министерством экономического развития РФ».
После этого областные власти несколько раз заявляли о скором исправлении ситуации, в частности, анонсировали строительство в Камешково крытого технопарка и «приземление» на площадку новых инвесторов. Но принципиальных изменений в индустриальном парке «Камешково» не случилось — большая часть территории площадью почти 100 гектаров пустует.
Новая команда владимирского Белого дома, впрочем, с самого начала была полна оптимизма по поводу ТОР (ТОСЭР?) — после поездки в марте 2022 года в Камешковский район тогда ещё и.о. губернатора Александр Авдеев написал в соцсетях, что «промзона, созданная в Камешково, уже показала свою эффективность». Он заявлял, что областные власти намерены «насытить территорию новыми инвестициями» и «помочь уже действующим предприятиям».
5 декабря 2022 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск правительственного Фонда развития моногородов к администрации Владимирской области — по решению арбитража, региональные власти должны вернуть в Фонд 598,4 млн рублей, а также расходы по госпошлине в размере 193 тысяч.
Судьба этих денег окончательно прояснится в августе 2023 года.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.