«Идет передел рынка, где крайним будет пассажир», - ассоциация предприятий автомобильного транспорта Владимирской области выступила с резким заявлением

Из-за новых условий договора с ГУП «Владимирский автовокзал» транспортные компании готовятся к массовому уходу из Владимирской области и прогнозируют отмену пригородных рейсов и расцвет нелегальных перевозок
Новости Автор: 28 ноября 2019, 15:13 45 11614

Ассоциация предприятий автомобильного транспорта Владимирской области ответила ГУП «Владимирский автовокзал» по поводу условий нового договора, по которому перевозчики должны платить за каждый заезд на территорию автовокзала или автостанции.

Серьёзности пикировке между частными перевозчиками и государственной сетью автовокзалов Владимирской области придал тот факт, что одна из крупнейших компаний пригородных и междугородних пассажирских перевозок - «БигАвтоТранс» - заявила об уходе с рынка из-за нового договора, который предложил перевозчикам ГУП «Владимирский автовокзал». «БигАвтоТранс» отказывается от обслуживания 15 маршрутов, без работы к марту 2020 года останутся около 300 человек. По некоторым данным, доля маршрутов, которые обслуживал «БигАвтоТранс» достигает 15% - это самая внушительная доля рейсов среди всех перевозчиков Владимирской области, имеющих договор с ГУП «Владимирский автовокзал».

С 2020 года сеть государственных автовокзалов Владимирской области меняет систему расчета с перевозчиками и вводит дифференцированную плату за каждый заезд на территорию автовокзала или автостанции в зависимости от класса вместимости автобусов и от типа маршрута. Таким образом «Владимирский автовокзал» намерен бороться с нечестными перевозчиками и стимулировать перевозку пассажиров от «вокзала до вокзала», а не собирать людей по городу в обход кассы.

За микроавтобусы типа «ГАЗели» перевозчик должен будет платить 73 рубля за въезд на автовокзал, за автобус средней вместимости - 146 рублей, за большой автобус – 219 рублей. За перевозки по междугородним рейсам суммы составят 219, 438 и 657 рублей соответственно. В таких условиях в выигрыше окажутся исключительно те компании, которые имеют в автопарке «ГАЗели» и «Спринтеры» и работают на маршрутах с большим потоком пассажиров, - указывают в Ассоциации перевозчиков. А выходить на рейсы на автобусах большой вместимости станет нерентабельно.

По подсчетам перевозчиков, им придется отдавать «Владимирский автовокзал» за кассовое обслуживание не 17-19% выручки, как сейчас, а до 40%. При этом на нерентабельных рейсах доля средств, которую перевозчику придется отдавать автовокзалу, увеличится в несколько раз. К примеру, гендиректор «БигАвтоТранса» Дмитрий Биганов рассказал Зебра ТВ, что согласно новому договору затраты на кассовое обслуживание вырастут на некоторых маршрутах до 38 раз.

Президент ассоциации предприятий автотранспорта Владимирской области Владимир Палаткин рассказал Зебра ТВ, что три четверти владимирских перевозчиков, работающих на рынке пригородных, междугородних и межрегиональных пассажирских перевозок, недовольны сложившейся ситуацией. Новый договор, представленный автовокзалом, перевозчики называют кабальным.

В ассоциации утверждают, что еще летом хотели познакомиться с новым руководством «Владимирского автовокзала», но это удалось сделать только осенью и при участии областного департамента транспорта и дорожного хозяйства. Транспортные компании озабочены, что департамент транспорта администрации Владимирской области, который должен регулировать маршрутную сеть в регионе, вместо того, чтобы посадить конфликтующие стороны за стол переговоров, разделяет позицию государственной сети автовокзалов и называет действия руководства правильными и законными.

«Последней каплей во взаимоотношениях с вокзалом стала новая редакция договора, после этого перевозчики стали объединяться и высказывать недовольство. Все ждали от Минтранса, что будет создана методика расчетов на федеральном уровне. Никто не знает до конца, как это будет работать. Минтранс сказал, что от процентов надо уходить, поскольку получаются разные условия для перевозчиков — одни платят больше, другие меньше. Но перевозчики заявляли, что платить они должны не больше, чем по процентной системе, — тогда условия приемлемые. Пусть система будет другой, но платить больше перевозчики не готовы, не могут и не будут.

В Ярославле, например, пригородные перевозки попали в разряд убыточных, и при невозможности бастовать, перевозчики стали просто тихо саботировать — срывать рейсы, - об этом пишут СМИ.

Новый договор — кабальный. Даже самый крупный перевозчик Владимирской области - «БигАвтоТранс» объявил, что уходит с рынка именно из-за того, что договор для него неприемлемый и дальше он так работать не будет.

Перевозчики по условиям нового договора должны будут отдавать от 30 до 300% выручки, у некоторых плата возрастает в три раза. Люди говорят о том, что нет смысла работать, когда им придется отдавать автовокзалу 60% выручки. В Коврове перевозчики говорят: «Если я сегодня плачу 360 тысяч, а буду должен платить 1,7 миллиона, то я не буду работать», - он просто не поедет.

И это задевает как раз самые социально значимые маршруты, где низкий пассажиропоток, где перевозчик покрывал убытки за счет другого — более прибыльного маршрута. А теперь ему говорят, что он будет платить в 3-5 раз больше, - и зачем ему это надо?

Вокзал говорит, что провел мероприятия и вышел на положительные результаты, то почему перевозчики теперь должны платить еще плюсом миллионы рублей. Хорошо, что вокзал нашел резервы и начал решать свои внутренние проблемы. Получается, при нынешних условиях расчетов с перевозчиками вокзал может работать в ноль. А теперь условия другие — и теперь убыток огромный получился у перевозчиков. Все идет к тому, что система сломается. Если власти слушают одну сторону, почему вторую не послушали», - говорит Владимир Палаткин.

XX-9205.jpg Владимир Палаткин

Исполнительный директор ассоциации предприятий автотранспорта Андрей Васьков в разговоре с Зебра ТВ подчеркнул, что на рынке перевозок два участника: вокзальная инфраструктура и перевозчики, и ни одного из участников нельзя ставить выше другого и приписывать «социальную функцию» кому-то одному. По мнению ассоциации, с нынешним объемом пассажиропотока, люди, которые пользуются услугами автовокзала, не в состоянии финансово содержать его инфраструктуру, в том числе и с учетом платежей перевозчиков.

XX-9203.jpg Андрей Васьков

В новом договоре перевозчиков удивляет дифференциация тарифов, которую вводит «Владимирский автовокзал» вместо процентной системы сбора платежей.

«Сказали сначала, что цена будет единой, но по факту нет. С билета на пригородный рейс автовокзал берет 5 рублей, подошел другой человек и за билет на междугородний заплатил 10 рублей с билета, на межрегиональный — 20 рублей. То есть, ушли от процентов, пришли к другим ценам, но — разным. Что один пассажир наследил за 5 рублей, что за 20 прошел — и за ним убрали, - разницы никакой, но разница в цене 4 раза.

То же и с автобусами: заехал пригородный автобус на вокзал, открылся шлагбаум, постоял на посадке — заплати 200 рублей, а заехал точно такой же, но межрегионального маршрута — плати 650 рублей. Непонятно, чем это обусловлено. Цель, чтобы вокзал получил дополнительные дивиденды. Но вокзал сейчас заявляет, что они вышли в «положительный ноль» - при тех ставках, что есть, а сейчас поднимают цены для перевозчиков на миллионы. Ведь за последние 10 лет пассажирские перевозки перестали быть бизнесом, который приносит большие доходы», - отмечает председатель ассоциации предприятий автотранспорта Владимир Палаткин.

По прогнозам перевозчиков, нововведения отразятся в первую очередь на пассажирах. В частности, неудобства вызовет возможный запрет остановок в черте города на пригородных маршрутах. В таких условиях людям будет удобнее пользоваться такси или услугами нелегальных перевозчиков, чем ехать на вокзал через полгорода, а потом - в обратном направлении.

«Сегодня любое изменение цены, тарифа, условий работы — все отражается на пассажире. Надо думать, каково будет пассажиру, населению города, когда система будет работать по другим правилам. Пассажир — это тот, из-за кого мы работаем, он нам приносит деньги, не будет его — не будет нас.

Говорят, что все пассажиры должны прийти на вокзал — это было актуально 20 лет назад. Но систему сломали, появились частные перевозчики, нелегальные перевозчики, BlaBlaCar и так далее. И сегодня пассажирам удобней садиться по городу, какие-то остановки узаконены, к каким-то люди привыкли годами. И сказать сейчас, что теперь автобус не остановится, [пассажиру нельзя]. Если человек живет на Нижней Дуброве условно, зачем ему ехать через весь город на вокзал, чтобы потом проехать через весь город обратно — ему удобнее сесть у «Ленты». Надо искать другие способы.

Позиция автовокзала такая, что житель Загородного, к примеру, если ему надо в Вяткино — ему по сути три километра проехать, а он вместо этого с двумя пересадками должен ехать на автовокзал, сесть на автобус и поехать в обратную сторону. Это для пассажира получается более затратно.

А что, нелегальные перевозчики пропали? Или BlaBlaCar кто-то отменил? Пассажиры будут уезжать оттуда, откуда им удобно, но только на другом транспорте. И этот транспорт появится моментально. Как только мы повышаем тариф, и пассажир видит, что ему дешевле ехать на такси, он едет на такси, - потому что тариф слишком высокий. Всем изменениям и нововведениям в законодательстве есть свои «лакмусовые бумажки», - подчеркивает Владимир Палаткин.

XX-9238.jpg

Директор муниципального предприятия «Автотранспортные перевозки ЗАТО город Радужный» Вадим Лушин добавляет, что проблема нелегальных перевозчиков сильно бьет по тем, кто работает на официальных маршрутах — нелегалы оттягивают около 50% пассажиров. А новый вокзальный тариф касается только тех перевозчиков, которые работают легально. По подсчетам перевозчика из Радужного, по новым расценкам за кассовое обслуживание компания должна будет платить в три раза больше, чем платит в сейчас: вместо 985 тысяч рублей в год - 2 миллиона 956 тысяч рублей в год.

«Есть и большая проблема нелегальных перевозчиков — те же «Соболя» малой вместимости до 8 мест, которые по закону получили лицензию такси в департаменте транспорта, - и становятся на маршрут. Это неправильно в моем понимании. Если ты хочешь работать на маршруте, давайте сделаем это на равных условиях. К нелегальным перевозчикам в итоге уходит половина пассажиров. Есть еще частные перевозчики.

Да, людям удобно, но давайте играть по правилам: пусть эти такси и частные перевозчики также проходят предрейсовые осмотры водителей и техники, пусть налоги платят с тех денег, которые заработали. Это вопросы безопасности перевозок», - возмущается перевозчик.

XX-9220.jpg Вадим Лушин

Ситуация на рынке пассажирских перевозок Владимирской области может ухудшиться уже с начала 2020 года, - прогнозируют транспортные компании. Нерентабельные пригородные маршруты в условиях, навязанных автовокзалом, просто закроют; небольшие перевозчики, затраты которых вырастут в разы, уйдут с рынка, а их место займут частные или нелегальные перевозчики.

«Фактически идет передел рынка, где крайним окажется пассажир: те перевозки, где сегодня совсем нечего делать, перевозчик уйдет — и на этот маршрут никого не найдут. А в это время сюда придут нелегальные перевозчики. Некоторые перевозчики сказали, что они не будут работать на таких условиях. Обидно, ведь у них существует четкая, отлаженная система — контроля, осмотра, и когда такое предприятие закрывается — обидно. Автобусы можно купить, но наладить базу, собрать специалистов, обеспечить работу предприятия, - это дорогого стоит, а теперь все это обвалится», - прогнозирует Владимир Палаткин.

В ассоциации предприятий автомобильного транспорта считают, что переговоры о новых расценках нужно было вести перед расчетом новых тарифов и составлением нового договора, а не безапелляционно ставить перед фактом.

«Мы хотим встретиться за круглым столом и договориться — все участники должны быть равны в финансовых вещах, организационных, контролирующих. Такая ситуация сегодня сложилась, потому что альтернативы нет — нет другого вокзала, куда перевозчик может уйти. Если бы было, куда уйти, этот договор с вокзалом никто бы не заключил. Но если вокзал монополист — он должен вести соответствующую политику — не завышать цены, не пользоваться своим монопольным правом. А у нас выходит: не заключить договор нельзя, заключить можно только с автовокзалом, работать только по ценам вокзала.

Нужно садиться за стол переговоров и договариваться — договор должен быть взаимовыгодным, а не кабальным. Мы написали протокол разногласий практически по всем пунктам, которые касаются финансов, штрафных санкций. Вокзал берет на себя контрольные функции надзорных структур, которые ему не принадлежат: штрафы за опоздания, срыв рейса, остановку в неположенном месте - прописаны в новом договоре. В этой ситуации мы готовы обратиться в федеральную антимонопольную службу и суд. Но моя позиция, что нужно договариваться за столом переговоров.

Вообще, это работа департамента транспорта, он должен следить за обстановкой в области, регулировать, направлять, координировать, держать руку на пульсе, собирать стороны и решать вопросы. Департамент отвечает за организацию пассажирских перевозок во Владимирской области. Но мы услышали, что департамент поддерживает автовокзал, хотя у департамента должны были появиться вопросы к расчетам. Самое главное, что потом все равно нужно будет садиться за стол переговоров, а потом будет не с кем», - резюмирует Владимир Палаткин.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате