Елена Мазанько пришла в Басманный в суд без наручников, не пряча лица от журналистов, в отличие первого заседания 6 июня, по итогам которого ее до 1 августа поместили под домашний арест. Во время слушаний владимирская вице-губернатор сидела на одной скамье с адвокатами и охотнее отвечала на вопросы суда, чем два месяца назад. Замглавы 33 региона отрицала свою вину.
Куратора имущественных и земельных отношений во Владимирской области задержали 3 июня по подозрению в коррупции. Ей предъявили обвинение в получении взяток в крупном и особо крупном размерах на общую сумму около 3 миллионов рублей. По данным следствия, Мазанько получила деньги от кемеровских предпринимателей Ивана Лянга и Елены Осиповой «как благодарность за содействие» при заключении госконтрактов в 2014-2015 годах.
Речь идет о двух эпизодах. По информации источников, близких к следствию, Мазанько передали 1 миллион рублей в одном из московских кафе за содействие на конкурсе по ремонту и поставке мебели в новое здание департамента здравоохранения администрации Владимирской области на улице Большой Московской во Владимире. Еще 2 миллиона рублей, по версии следствия, вице-губернатору вручили в ресторане «Русская деревня» города Владимира после успешного для фирм Лянга и Осиповой тендера на ремонт актового зала в здании областной администрации.
Вице-губернатор сама попросила смягчить ей меру пресечения. Адвокат Елены Мазанько, президент коллегии адвокатов Москвы Самвел Караханян, уточнил, что у его доверителя начинается курс лучевой терапии.
О том, что у вице-губернатора Мазанько диагностировано онкозаболевание, стало известно еще на предыдущем судебном заседании по избранию меры пресечения в начале июня. Домашний арест, по мнению защиты, препятствует эффективному лечению, поэтому адвокаты просили суд отпустить вице-губернатора под залог в 3 миллиона рублей, который согласился выплатить зять Мазанько Кирилл Шкалов.
На случай, если суд откажется от смягчения меры пресечения, второй адвокат Юлия Жиронкина попросили разрешения на прогулки для своей подзащитной. По словам Жиронкиной, вице-губернатору нужно два часа гулять днем и два часа - вечером.
Обвинение ходатайство защиты не поддержало.
Прокурор предложил ограничиться только дневными прогулками. Возможность залога гособвинитель категорически отверг, обосновав этом тем, что основные свидетели находятся в прямом подчинении у Мазанько.
В частности, показания по уголовному делу вице-губернатора давали Наталья Мельник и Евгения Калараш. Мельник до ноября 2016 года возглавлял «Управление административными зданиями администрации Владимирской области» (УАЗАВО), но после скандала с закупкой «золотого ёршика» сначала получила выговор, а потом с повышением была назначена начальником управления по социально-хозяйственному обеспечению администрации Владимирской области. Калараш также имеет отношение к УАЗАВО — она часто упоминается как контактное лицо на конкурсах, которые организует это подразделение владимирского Белого дома.
Следователь СКР Кузнецов также посчитал препятствием для изменения меры пресечения с домашнего ареста на освобождение под залог то, что за Мазанько сохранился пост вице-губернатора Владимирской области. В конце июня следствие ходатайствовало о временном отстранении Мазанько от должности, однако суд отказался его удовлетворить. Таким образом, вице-губернатор может не только давить на свидетелей, но и уничтожить улики, - полагает следствие.
В деле, помимо свидетельских показания, есть документы и черновые записи, которые были изъяты во время обысков в кабинете Елены Мазанько, УАЗАВО и некоторых частных фирмах, а также данные по наружному наблюдению за вице-губернатором Владимирской области и записи ее телефонных разговоров.
Кстати, в судебном заседании прозвучала информация, что следователи приобщили к делу протокол изъятия из редакции Зебра ТВ. Сразу поясним, что никаких обысков в редакции не было. Следователи изъяли диск, содержащий фрагмент пресс-конференции вице-губернатора Владимирской области. В постановлении об изъятии было указано, что диск изымается для проведения фонологической экспертизы для идентификации голоса Елены Мазанько.
Адвокаты заявили, что все обвинения носят «предположительный и голословный» характер.
Суд продлил домашний арест Елене Мазанько на один месяц вместо трех, как того просило следствие. Вице-губернатору Владимирской области разрешили два часа гулять днем в пределах административного округа города Москвы, где расположен дом с ее квартирой.