Глава регионального отделения общественной организации «ЖКХ-Контроль» Альберт Русанен считает, что Владимирская область проваливает «мусорную реформу», а профильные руководители готовят жителям и губернатору Сипягину «мину замедленного действия». В разговоре с Зебра ТВ руководитель общественной организации «ЖКХ-Контроль» сообщил, что поставит в известность о «мусорных проблемах» федеральное руководство своей организации. Кроме того, Русанен готовит пояснительную записку в администрацию президента, в которой намерен изложить проблемные вопросы и предупредить о возможности социального взрыва.
В разговоре с редакцией общественник перечислял проблемы, в том числе связанные с ошибками в территориальной схеме работы с отходами, о которых в 2018 году многократно говорили и участники «мусорного» рынка, и журналисты, и общественные активисты. Русанен публично присоединился к пулу критиков «мусорной реформы» только сейчас - после окончательного разрыва отношений с командой нового губернатора Владимирской области (в том числе, его публичного вывода с подачи вице-губернатора Александра Байера из состава членов совета директоров компании «Владимиртеплогаз»). До конца апреля руководитель владимирского отделения «ЖКХ-Контроля» не был активной и публичной стороной переговоров в сложном для Владимирской области «мусорном вопросе» и не оспаривал в судебном порядке документов, принятых уже несколько лет назад.
Из разговора о «мусорных» проблемах (прежде всего, оспаривании действующей схемы работы с отходами), Альберт Русанен считает ответственным за прогнозируемый «мусорный» провал вице-губернатора Александра Байера. По мнению общественника, губернатор Владимир Сипягин может не знать всех рисков:
«Мы надеемся на привлечение внимания к этому вопросу. Мы договорились с нашим головным центром «ЖКХ-Контроль» о том, что мы составим пояснительную записку по этому вопросу и отправим ее в администрацию президента, потому что считаем, что здесь готовится мина замедленного действия. Если все остальные регионы более-менее ответственно подошли к этому вопросу, то здесь мы видим, что нас в авральном режиме не просто затаскивают в мусорную реформу, а готовят вот эту мину и социальный взрыв.
Головной центр «ЖКХ-Контроль» в ежемесячном режиме передает информацию в Минстрой, в Общественную палату РФ и непосредственно в правительство. У нас есть специальные формы, по которым мы заполняем информацию. Мы сигнализируем: это — проблема для Владимирской области. Показатель этого, что сроки входа в реформу уже перенесли.
Это все — репутационные риски для губернатора. Вице-губернаторы, директора департаментов — они сегодня есть, завтра их нет. А спрос, по большому счету, будет с губернатора. И Байер, и департамент природопользования, и департамент ЖКХ — 100% в теме, они знают, что это проблема, и знают, к чему это приведет. Вопрос возникает только один: знает ли об этом губернатор и понимает ли, что это все подставляет, в первую очередь, его, отразится все на нем? Почему-то, исходя из тональности интервью Александра Александровича Байера, любые действия и попытки внести ясность и разработать какие-то ясные и понятные правила, вызывают реакцию: «это враги», «мы их накажем», «мы разберемся».
Ребят, это в Нижнем Новгороде можно так делать. А у нас — большая деревня, все друг друга знают. Что-то произошло в одном месте — стало известно всем абсолютно, и здесь так не получится, ситуация другая совершенно. Мы увидели, к чему это привело на выборах 2018 года. Предыдущая власть тоже считала: подумаешь, ерунда какая. А все вылилось в то, что пришли и голосовали за любого, кроме Светланы Юрьевны Орловой. Здесь будет то же самое. Если губернатор считает, что это непринципиально и никаких проблем не создаст — хорошо. Но мы молчать не будем.
Я встречался с Русланом Бариновым — руководителем департамента природопользования. Самое интересное, думаю, что, если бы он один занимался этим вопросом, мы все бы сделали. Но ощущение, что ему дается команда сверху, и он связан по рукам и ногам. Он — абсолютно вменяемый, разбирающийся в вопросе человек, который хотел бы решить этот вопрос. С ним вообще никаких проблем не было — мы общались, я понимал, что он в теме и, соответственно, мог бы это сделать. Но, по какой-то причине, команда сверху, видимо, такая не дается.
А нас здесь воспринимают как врагов, которые мешают мудрой политике областной администрации в запуске мусорной реформы, которая ничего, кроме дополнительного платежа, по сути, не несет. У меня в связи с этим возникает вопрос: «Ладно мы, общественники, вам мешаем жить. Но население-то вам чем помешало? Другого населения вы не найдете. Переселить нас всех одномоментно и найти какое-то удобоваримое население не получится».
На вопрос о том, по какой причине общественник активно подключился к решению «мусорного» вопроса только сейчас, Альберт Русанен ответил, что раньше он находился в нормальном контакте с командой губернатора Орловой, которая его слышала:
«При всех плюсах и минусах, если сравнивать предыдущую и нынешнюю администрацию, мое собственное мнение заключается в том, что там хотя бы нас слышали. А здесь — прям глухая стена. Я вижу и по своей ситуации, и по ситуации других людей, как все происходит. Не секрет же, что людям, например, говорят, что у них не будет мусорного полигона, а потом заявляют: «Вот вам стратегический инвестор». Это любимая фраза нынешней администрации - «стратегический инвестор».
Я, кстати, в этом отношении прямую аналогию провожу с последней вашей статьей по поводу превышения предельного роста тарифов для ПАО «МРСК». Нам объясняют следующее: нам тут инвестиций на 10-15 млрд пытаются затащить под эгидой цифровизации-модернизации. А мы с вами прекрасно понимаем: если ты хочешь чего-то скрыть, повесить лапшу на уши — назови каким-то непонятным словом. Это значит, что «мы дополнительно возьмем денежку, а года через три вы поймете, как это классно было, что вы а) переплатили и б) что сюда пришли инвестиции. А по факту никто не объясняет, для чего это сделано. Здесь та же самая ситуация: вы начните платить, а мы сделаем рай на земле в конкретном муниципальном образовании, в конкретном регионе.
У нас есть специальный чат региональных центров, где мы обмениваемся информацией с теми регионами, где система уже запущена. И мы насчитали уже порядка 9 субъектов, где оспаривалась или оспаривается территориальная схема, оспаривалась или оспаривается норматив накопления отходов».
Альберт Русанен уверяет, что начал пытаться вмешаться в ситуацию с «мусорной реформой» еще в конце 2018 года, когда во Владимирской области решался вопроса об отсрочке реформы. По его словам, в декабре 2018 года он впервые понял, что с участниками «мусорного» рынка из руководства Владимирской области никто не разговаривает:
Русанен заявил, что при губернаторе Орловой «мусорная тема» во Владимирской области считалась стратегически важной и полностью подконтрольной владимирскому Белому дому. Поэтому команда губернатора Орловой и выбрали в качестве единого регионального мусорного оператора компанию со 100% долей администрации Владимирской области:
Но сейчас ситуация изменилась, за контроль на «мусорном» рынке борется несколько игроков, в том числе прямых конкурентов. Руководитель «ЖКХ-Контроля» уверяет, что его волнуют перспективы необоснованного роста тарифа для населения. Это стало для него очевидно, когда департамент цен и тарифов администрации Владимирской области объявил примерные параметры стоимости услуги для населения:
«Есть, конечно, такая хорошая пословица: «Пока жареный петух не клюнет..., никто не начинает о чем-то задумываться». Нас в этой ситуации интересует только вопрос о том, чтобы население не стало платить больше. Когда у нас была сначала утверждена терсхема, а затем выбрали регионального оператора, мы не предполагали, к чему это приведет, по большому счету. Но, как только дошло до первого утверждения предельного тарифа для регионального оператора - а мы присутствовали непосредственно на заседании ДЦТ (департамента цен и тарифов) - мы, увидели, что там происходит. Там региональный оператор определяет определенную сумму расходов, а председатель комиссии ему говорит: «Ребята, вот они тут заявили свои расходы на столько-то, а на самом деле мы признали обоснованными процентов 60 от этого всего». Для меня это был первый звоночек: «А что, так можно, получается?». А, если бы менее ответственные сотрудники были в ДЦТ и признали все заявленные ими расходы законными, тогда сколько вообще составила бы плата с населения? Мы посчитали — получалось около 200 рублей с человека. Да это просто убийство было бы. Хорошо, что у нас есть грамотные сотрудники, руководители департамента, которые достаточно жестко это отслеживают».
И теперь мы задаем вопрос: «Сколько мы будем платить?» Они говорят: «Все просто, формула такая: предельный тариф умножаем на норматив накопления и делим на 12 — получается сумма в месяц. И я такой: «Опа». То есть, берем 3,35 рубля с квадратного метра, умножаем на 50 «квадратов» стандартной двушки и понимаем, что тариф будет больше».
Альберт Русанен удивлен, что даже при завышенном тарифе, вице-губернатор Александр Байер заявил об исключении из тарифа инвестиционной составляющей. Русанен считает, что это означает, что при согласовании строительства во Владимирской области новых полигонов, сортировочных и перерабатывающих заводов, плата для населения будет расти:
«Тот тариф, который планируется утвердить для этого регоператора, исключает инвестиционную составляющую. Нам озвучили цифру — это где-то 110 рублей с человека будет. И тогда вопрос, который нам зададут жители, который зададут нам жители Владимирской области: за что они платят? Получается, что все будет тоже самое? Просто появится какая-то надстройка в виде регионального оператора, который будет забирать себе часть денег, но по факту ничего кардинально не изменится.
Я думаю, что в него необходимо закладывать инвестсоставляющую, потому что без строительства новых полигонов, без строительства мусороперерабатывающих заводов и мусоросортировок мы умрем в ближайший год - это наши прогнозы».
По словам Альберта Русанена, основная масса вопросов, связанных с «мусорными расчетами», зашита в действующей территориальной схеме работы с отходами. Он поясняет, что террсхема — это те самые экономические показатели, от которых «пляшут» все ценовые показатели. Именно на этот документ, содержащий, по мнению Русанена, массу ошибок и неточностей, должны ориентироваться участники конкурса по выбору трех региональных операторов:
Иск об оспаривании территориальной схемы работы с мусором был подан Альбертом Русаненым в самом конце апреля 2019 года. А к концу мая он был доработан и уточнен.
Судя по содержанию иска (документ в итоговой версии есть в распоряжении Зебра ТВ), действующая во Владимирской области территориальная схема работы с отходами, содержит целый ряд нарушений. Вопросы у юристов «ЖКХ-Контроля» вызывает как первый вариант владимирской терсхемы (принят 26 сентября 2016 года), так и тот, что действует на настоящий момент с изменениями, внесенными 31 декабря 2017 года.
Русанен заявил, что у него есть вопросы, как к заказчику документа — департаменту природопользования обладминистрации (которым на тот момент руководил Алексей Мигачев), так и к исполнителю контракта — владимирской компании «Втормаклининг».
Альберт Русанен считает, что расчеты были сделаны спустя рукава - в схеме отсутствуют целые населенные пункты, кривая логистика, а также неправильно рассчитан основной ценообразующий показатель — нормативы накопления отходов.
Альберт Русанен заявил, что на субподряде у «Втормаклининга» в тот период работала компания «ЭТМ Групп», которая при поддержке властей Владимирской области и сопротивлении мэрии Владимира собиралась строить мусоросортировочный завод в районе Владимирской ТЭЦ:
«Осенью 2016 года департамент природопользования своим постановлением утвердил территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами. Разработкой территориальной схемы занималась по государственному контракту компания владимирская «Втормаклиниг» при этом часть работы выполнена по договору субподряда компанией «ЭТМ Групп», которая в свое время пыталась продвинуть здесь идею строительства мусороперерабатывающих заводов в районе ТЭЦ. Одновременно эта компания разрабатывала территориальную схему, в том числе, для Костромской области, и какое-то отношение имеет к существующему там мусороперерабатывающему заводу.
Хочу обратить внимание на очень интересный момент. По условиям заключенного контракта они приняли работы по разработке терсхемы 18 ноября 2016 года, а утверждена она постановлением департамента природопользования 28 сентября 2016 года — почти на месяц раньше. Вопрос: какую схему они утвердили? Мы, когда подавали иск, опирались на терсхему, которая размещена на сайте департамента природопользования.
Для нас принципиальный момент в том, что норматив накопления— выше, чем в соседних регионах. Норматив накопления — это то, сколько каждый конкретный человек, проживающий во Владимирской области, образует коммунальных отходов. Если мы видим, что в соседней Ярославской области норматив накопления меньше процентов на 20, у нас возникает вопрос: «А что, мы — владимирцы, какие-то особенные и гадим больше, чем в других регионах. Нет!
Они рассчитали приблизительно норматив накопления ТКО. Причем должны были по методическим рекомендациям Минстроя сделать это за четыре периода - лето, осень, весна, зима - а успевали только за два периода. Потом умножили все это на количество населения в каждом муниципальном образовании - и получился объем. Соответственно, у нас вопрос встал: «Вы как посчитали в этом случае норматив накопления за два периода?» А все эти цифры ведь легли в расчеты департамента цен и тарифов по выведению предельного тарифа для регоператора. А плата населения там считалась просто: предельный тариф умножался на норматив накоплений и делился на 12 месяцев - получалась плата с человека в месяц. Соответственно, первый у нас — норматив накопления, объем отходов, потому что он влиял на приведенную стоимость непосредственно.
Дальше - схема потоков движения мусора. Если существующее поселение в принципе в схеме отсутствует (а такое есть), куда мусор везти? И третье, за что мы уже зацепились, когда подали административный иск в департамент природопользования: мы увидели площадки под будущие полигоны с разрешенным использованием, не предусмотренным для размещения этих полигонов - там было разрешено использование земель гослесфонда, чего быть не должно.
У нас есть полигоны, которые уже фактически выбрали лимиты хранения, например Юрьев-Польский. Он должен был фактически прекратить свою деятельность в январе 2019 года, но сейчас продолжает работать. Там делаются замеры, чтобы определить, насколько его хватит, чтобы определить новые лимиты. Но, допустим, он отработает еще год, а дальше что?
По терсхеме мусор должны были вести в Кольчугинский район, но мы разговаривали там с представителями администрации Кольчугинского района, там никто не ждет мусор из Юрьев-Польского. Соответственно, по нашей информации, департамент природопользования предлагает им ехать в деревню Машково Александровского района — это приблизительно 70 километров до Александрова.
На землях лесфонда запланировано строительство новых полигонов. При этом в терсхеме присутствуют мусоросортировочные станции, которых в природе не существует, но они присутствуют в схеме движения. На самом деле, у нас сортировка одна, по сути дела - в Александрове. Ну, какое-то подобие, а вторая более-менее понятная и внятная здесь во Владимире. Все - их больше нет».
Отметим, что через полтора года правки в территориальную схему работы с мусором во Владимирской области вносила уже замдиректора департамента природопользования Татьяна Клименко, а директор Алексей Мигачев на тот момент находился под домашним арестом.
Альберт Русанен считает территориальную схему действующим нормативно-правовым актом, но департамент природопользования, по его словам, оспаривает это:
Напомним, руководство Владимирской области в последние месяцы заявляло, что территориальная схема работы с мусором в ближайшее время будет доработана и изменена. Но Русанена это не успокаивает:
Альберт Русанен считает, что главная ошибка руководства Владимирской области - отсутствие контакта с заинтересованным участниками «мусорного» рынка и руководством муниципалитетов. Общественник заявляет, что у региональной власти еще остается шанс исправить ошибки и начать выстраивать нормальный диалог. Для этого нужно, не дожидаясь публикации новой территориальной схемы работы с отходами, начинать собирать информацию о реальном состоянии «мусорных дел»:
«На мой взгляд, необходимо сейчас, не дожидаясь опубликования схемы, собирать профильное совещание со всеми заинтересованными лицами и понимать, что предлагается изменить и как это предлагается. Потому что, когда вы опубликуете, проблем будет еще больше. Потому что на разработку предыдущей терсхемы понадобилось примерно 6 месяцев. Делали это специально обученные люди, а не сам департамент. А теперь он решили, что все те проблемы, о которых они знают или догадываются (или не знают) они исправят, по сути, за последние два месяца силами своих же сотрудников. Не получится — это заблуждение.
Должна быть выражена позиция глав муниципальных образований, где будет собираться мусор, глав муниципальных образований, где будут располагаться полигоны, где будут располагаться мусоросортировочные станции, мусороперерабатывающие комплексы. Чтобы правильно учитывать баланс интересов, транспортные расходы, соответственно, обсуждать норматив накопления, который будет влиять на плату с населения.
Нужно авральным темпами собирать всех профильных специалистов и совместными усилиями решать вопрос по доработке территориальной схемы. Потому что так, с кондачка, не получится сейчас провести общественные слушания - народ уже другой. Так было в 2016/2017 году, но народ почувствовал силу свою, избрал другого человека, а не того, кого им пытались навязать».
Альберта Русанена удивляет отсутствие интереса у властей Владимирской области к местной компании «Спецтранс», которая эффективно внедряет в регионе раздельный сбор мусора:
«У нас есть компания, которая занимается раздельным сбором отходов - «Спецтранс». Почему никто не хочет простимулировать население на то, чтобы была меньше плата с человека, если мусор собирают раздельно? Это определенный стимул и зачатки того, чтобы задуматься о том, что и как мы делаем. И что мы можем сделать для того, чтобы меньше мусора попадало на свалку и, соответственно, меньше загрязнялась окружающая среда. Но нет — ни единого даже намека на то, что это возможно! Ни единого намека. Есть компании, которые делают из пластиковых бутылок плитку. Почему им не помогают? Дайте им деньги! Сделайте так, чтобы плитка, которая у нас укладывается в рамках программы «Комфортная городская среда» должна быть исключительно вот из таких материалов. И сразу другая тема пойдет — и создание новых рабочих мест, и решение вопроса о том, что делать с этой бутылкой. Аспектов здесь много.
В Чебоксарах я смотрел, как работает группа компаний, управляемых Пенсионным фондом — все работает очень здорово и технологично, но, ребят, вы даже об этом не думаете. Тупо задача — снять деньги с населения, а дальше — как пойдет. Ощущение, что все они знают, что им отпущен небольшой срок и главная задача — хоть как-нибудь запустить и отчитаться, что «у нас все в порядке». Не будет в порядке. Все, что происходит в последнее время, показывает, что все будет по-другому».
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате