На октябрьском заседании Законодательного Собрания в рамках так называемого «губернаторского часа» перед депутатами выступила министр образования и молодёжной политики Владимирской области Светлана Болтунова. Она рассказала о состоянии и перспективах региональной системы образования.
Во время доклада депутатам на мониторах на их рабочих местах демонстрировались слайды из презентации Болтуновой (прессе в режиме онлайн эти сведения были недоступны), поэтому о некоторых аспектах министр говорила тезисно, видимо, полагая, что народные избранники сориентируются (или не сориентируются) в картинках.
В частности, Светлана Болтунова затронула тему дефицита школьных учителей. Вот, как она её обозначила в докладе:
«Вопросы кадрового потенциала и его развития — непростые вопросы. Но все-таки посмотрите: доля педагогических работников в возрасте до 35 лет у нас потихонечку растет.
С каждым годом количество целевых договоров на педагогические специальности также увеличивается. Мы сейчас создали по поручению губернатора области региональный штаб и разрабатываем дорожную карту по обеспечению образовательных организаций кадрами.
Есть проблемы. Вакансии по официальной статистике обозначены [на слайде].
В настоящее время мы разрабатываем и в ноябре должны принять комплекс мер по развитию кадрового потенциала системы образования».
Уже когда депутаты перешли к выступлениям, выяснилось, что в картинках, показанных Светланой Болтуновой, сориентировался член фракции КПРФ Антон Клюев. Он обратил внимание на нестыковки между данными минобра по дефициту учителей, и теми, что за два дня до этого на пресс-конференции озвучил глава города Владимира Дмитрий Наумов. Получалось, что только по городу Владимиру нехватка школьных учителей почти вдвое превышает цифры, применимые ко всей Владимирской области. Клюев предложил верить узкопрофильному специалисту Болтуновой, а не главе города Владимира Наумову:
Светлана Болтунова на эту ремарку никак не отреагировала.
Поясним, что на своей пресс-конференции глава города Владимира Дмитрий Наумов слайдов не демонстрировал. По теме дефицита учителей в школах областного центра он высказался дважды. Сначала — во время 45-минутного монолога об общей ситуации в городе:
Когда дело дошло до вопросов, Наумова всё же спросили: сколько учителей в городе не хватает? 180, ответил градоначальник.
-
Что касается педагогов, я краем так охватил, что дефицит кадров в школе достаточно велик. По нашим данным, которые мне дает управление образования [администрации города Владимира], порядка 180 специалистов на сегодняшний день [не хватает]. Это - много.
-
Да, я не спорю, что уровень подготовки наших учителей, педагогов очень высок. Они могут заменить и двух и трех, но нагрузка такая, а возрастной всё-таки критерий с каждым годом становится все выше и выше, эта нагрузка становится все тяжелее и тяжелее для наших учителей. Поэтому задача №1 перед управлением образования — это привлечение и подготовка кадров. И институт наставников, который на сегодняшний день был анонсирован президентом, позволяет реально перейти на подготовку именно этих специалистов.
-
Сейчас у нас многие учителя ведут гораздо больше классов. Нагрузка у них в разы превышает норму. Ведут и классные часы, и внеклассные, и все остальное. Этот вопрос есть. Способы решения — сейчас они как бы наблюдаются, посмотрим, как мы их будем реализовывать.
-
Не в защиту, но все-таки есть уже тенденция к увеличению учительского состава, привлечение молодежи. Молодежь заинтересовалась. Всё-таки в указе президента повышение зарплаты, конкретизация четких задач, снижение лишней нагрузки с учителей, которая им не свойственна, это приводит к тому, что реально эта профессия становится более привлекательной. Вы, наверное, лучше меня помните, что учителя — это всегда была интеллигенция. В 90-е годы этот статус был, мягко говоря, размазан. Сейчас уровень и значимость учителя возрастает многократно. Поэтому престиж профессии появляется. Об этом говорит и увеличение набора в нашем педе, так уж по-старому я скажу, и дает определенные плоды на сегодняшний день. Сейчас по цифрам не сориентирую, но у нас реально есть новые учителя, если нужна будет информация, более конкретно вам скажем, сколько людей конкретно было принято. Вот как-то так.
Один из источников, знакомый с общими принципами организации образовательного и учебного процессов, пояснил Зебра ТВ, что расхождения в статданных областных и городских чиновников, может быть вызвано методикой подсчёта. Например, на областном уровне могут считать так: если ставку условного учителя географии взял на себя физрук, то проблемы нет; то же самое, если ставку другого педагога «раскидали» на троих совместителей. В городе же могли просто взять общее количество необходимых педагогов и вычесть из него число имеющихся в наличии учителей, не учитывая совместительство.
Как бы то ни было, эффективному решению кадровой проблемы в сфере школьного образования во Владимирской области это не способствует.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.