В случае преобразования Собинского района Владимирской области в муниципальный округ за счёт упразднения городских и сельских поселений с их администрациями и Советами в территории появится «один хозяин», который будет держать чиновников на местах «в узде» и ориентировать их на работу в направлении, «нужном» для социально-экономического развития муниципалитета, то есть в интересах жителей. Об этом на «круглом столе» в региональном Центре компетенций заявил заместитель главы администрации Собинского района Александр Жестков. Дискуссия, посвящённая началу реформирования местного самоуправления, прошла под эгидой Общественной палаты Владимирской области.
Как известно, к 1 июня должна завершиться процедура по подготовке создания двух муниципальных округов — Собинского и Меленковского, а также упразднения Муромского района в связи с присоединением входящих в его состав сельских поселений к округу Муром. Эти территории для Владимирской области являются пилотными в реформе местного самоуправления. Вице-губернатор Дмитрий Лызлов ранее рассказывал Зебра ТВ, что муниципалитеты выбраны в качестве пилотных, так как заинтересованность в реформе высказали как простые жители, так и представители местных властей. Процедуры нужно завершить до 1 июня, чтобы не возникла необходимость назначать в упраздняемых поселениях выборы в местные Советы, которые пока ещё запланированы на 8 сентября. Ожидается, что областные законы о создании Собинского и Меленковского муниципальных округов и округа Муром будут приняты ЗакСобранием 23 апреля. После того, как станет ясно, как прошли преобразования в пилотных территориях, данная работа будет продолжена и в других районах Владимирской области — её планируется завершить в течение ближайших трёх-четырёх лет. Реформа затронет только муниципальные районы (их в настоящее время в регионе 16), и однозначно не коснётся городских округов Владимир, Ковров и Гусь-Хрустальный, а также ЗАТО город Радужный.
В Собинском районе будут упразднены городские поселения Собинка, Лакинск и посёлок Ставрово, а также Асерховское, Воршинское, Копнинское, Колокшанское, Куриловское, Рождественское, Толпуховское и Черкутинское сельские поселения.
8 сентября пройдут выборы в Совет народных депутатов уже Собинского муниципального округа, после которых народные избранники на конкурсной основе назначат главу округа.
Цель реформы — повышение эффективности и качества муниципального управления. Власти заявляют, что жители не должны почувствовать изменений к худшему — они продолжать контактировать с теми же чиновниками на местах, но они будут уже в статусе сотрудников территориальных отделов окружной администрации. Кроме этого, реформа не приведёт к необходимости замены правоустанавливающих документов, а все льготы, полагающиеся жителям сельских территорий, будут сохранены.
Александр Жестков на «круглом столе» заявил, что властям удалось убедить подавляющее большинство жителей Собинского района в пользе предложенных преобразований местного самоуправления.
Расшифровка выступления Жесткова на «круглом столе», организованном Общественной палатой Владимирской области.
Александр Жестков, заместитель главы администрации Собинского района Владимирской области - руководитель аппарата администрации:
-
Если в целом, касаемо реформы, которую мы непосредственно стали осуществлять на территории Собинского района, то для нас это - большая честь быть пилотным проектом в этом году, поскольку Собинский район, мы это видим, очень активно развивается, создаются новые производства, социальная инфраструктура достаточно сильно развивается. И этот вопрос, он уже конкретно к нашему муниципальному образованию, наверное, созрел давно.
-
Были некоторые опасения по ряду территорий, проводили публичные слушания, мы общались с людьми. И основное опасение людей, которые на местах, это, естественно то, что власть уйдёт. То есть основные тезисы - «вот сейчас здесь администрации закроете, нам придётся ездить в Собинку, к [главе администрации Сочинского района Александру] Разову, к нему не попадёшь». Приходилось эту ситуацию переламывать и доказывать людям, что никто никуда не уйдёт.
-
Мы смотрели на опыт других регионов - Нижегородской и Тамбовской областей - везде как была власть на местах, так она и осталась.
-
Единственное, теперь появилось управление прямое, что называется один хозяин на территории, и у этого одного хозяина есть все легитимные права для того, чтобы руководителей на местах, в территориальных отделах, держать, что называется в узде и направлять в нужном направлении. Сейчас, как мы знаем, главы сельских и городских поселений - это самостоятельные юридические лица, органы местного самоуправления, их избрали Советы народных депутатов, то есть по факту мер дисциплинарного воздействия у главы района к главам сельских и городских поселений никаких нет. Теперь это уходит.
-
Следующий момент, в принципе, население это поняло и поддержало, потому что они видят перекосы на местах, какие есть - они обращаются [в различные инстанции], годами ходят и в ответ не получают никакой поддержки.
-
По планам что мы видим? Будут созданы территориальные отделы [администрации Собинского муниципального округа в упраздняемых поселениях]. Плюс территориальных отделов также будет в том, что на текущий момент на территории Собинского района ряд полномочий были переданы с городских сельских поселений на районный уровень и здесь в плане управления имуществом, архитектуры необходимо было обращаться непосредственно в районный центр. На текущий момент, при создании территориальных отделов, это возможно сразу предусмотреть в должностных инструкциях, наделить полномочиями, и людям, наоборот, не нужно будет ездить [в Собинку], им можно будет по принципу единого окна у себя в старой сельской администрации прийти, и в территориальном отделе получить набор необходимых государственных услуг.
-
Также необходимо отметить большой плюс - это софинансирование участия в государственных программах. Если на текущий момент для Собинского района - как муниципальный район - для софинансирования участия в программах как с федеральным бюджетом, так и с региональным необходимо изыскать софинансирование в пределах 14%, чтобы сделать какой-то проект, то муниципальный округ позволит снизить этот процент софинансирования до 5%, соответственно высвобождается, по нашим подсчётам, грубо, около 50 миллионов рублей в целом на район, которые можно направить на благоустройство, на дороги, на водоснабжение, то есть на нужды населения.
-
Это вот те основные посылы, основные запросы населения на местах. Их даже в меньшую сторону волновал вопрос реформирования, их волновали текущие проблемы - «вот засыпьте мне дорогу», «вот где я живу, мне нужна дорога», или «мне нужна чистая вода». То есть, они не задавали вопросы, что и как будет, что говорит закон, какая процедура; их волнуют конкретные проблемы, которые необходимо решить здесь и сейчас.
-
Соответственно мы видим в этом плане только положительное, что позволит нам с учётом высвободившихся средств как раз решать вот эти наболевшие вопросы.
-
Следующий момент, это, конечно, необходимо развивать институт старост. Институт старост, развитие его, также позволяет участвовать в грантовой поддержке. Мы видим ряд территорий, где это развито, то есть необходимо старост обучать подготовке к получению грантов, как их правильно писать, как заявляться, потому что это также помогает привлечь на территорию, в сельское поселение внебюджетные средства, также развивать территорию.
-
Ну, и, конечно же, у нас недостаточно развито на территории района и это необходимо развивать - это территориальное общественное самоуправление. В него необходимо будет как раз вовлекать тех депутатов, тех активных людей, которые у нас высвободятся в связи с тем, что будет только один Совет народных депутатов муниципального округа, а людей активных действительно много. И их опыт…
Татьяна Адулова, министр внутренней политики Владимирской области:
- Их надо поддерживать.
Александр Жестков:
-
Их надо в этом направлении поддерживать, но здесь, наверное, мы планируем на уровне администрации округа какой-то центр компетенций создать для того, чтобы людей обучать - как старост вот в грантовых, так же как и территориальное общественное самоуправление писать какие-то заявки в рамках инициативного бюджетирования.
-
Вот такие мы плюсы видим. Населению [всё] объяснили. Хотелось бы отметить, что все публичные слушания прошли, у нас не было ни одного голоса против, было несколько воздержавшихся, но это буквально один процент. Остальные проголосовали за объединение.
Анатолий Аннин, председатель Общественной палаты Владимирской области, профессор Владимирского филиала РАНХиГС:
- В любом случае, разъяснительная работа свои плоды дала?
Александр Жестков:
- Конечно
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.