Оранжевый дом объявил Белому дому финансовую войну

Руководство администрации города Владимира обвинило руководство области в том, что муниципальный бюджет довели «до ручки», отобрав часть налогов и нагрузив полномочиями, которые должна финансировать область
Новости Автор: 26 ноября 2018, 19:26 82 48949

В минувшую пятницу, 23 ноября, в администрации города Владимира состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2019 год, по итогам которых стало ясно, что у администрации областного центра назрели серьёзные проблемы, которые городские чиновники прямо связывают с решениями, принимаемыми администрацией Владимирской области.

Эмоциональный пресс-релиз, написанный в эссеистической манере, мэрия разместила на своем сайте и разослала редакциям местных СМИ только к вечеру понедельника, 26 ноября.

Иначе, как «объявление войны» со стороны руководства города в адрес Белого дома, сообщение интерпретировать сложно. В пресс-релизе с заголовком «Бюджет города Владимира-2019: Дальше так жить нельзя», руководство городской администрации обращается напрямую к губернатору Владимиру Сипягину и вице-губернатору по финансовой политике Вячеславу Кузину.

«В минувшую пятницу зал заседаний Владимирского горсовета на Горького, 36 был заполнен до отказа. Главный финансовый документ областной столицы волнует многих жителей: горожане хотят видеть родной Владимир процветающим городом, но возможности городского бюджета таковы, что его уже называют «бюджетом выживания» (...) Город сделает все возможное, чтобы выполнить перед жителями все социальные обязательства, но с каждым годом это становится все труднее. Участники публичных слушаний задали резонный вопрос, почему Владимир, являющийся для Владимирской области городом-донором, оказался в такой сложной ситуации?

Такой же вопрос вправе задать и жители других муниципальных образований, которые чувствуют себя «загнанными в угол». Президент РФ Владимир Путин недавно напомнил, что государство должно уделять «приоритетное внимание укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности и ресурсных возможностей». Президент сам работал в муниципалитете, поэтому хорошо знает, что именно «муниципальный уровень власти максимально близок к людям и к их реальным заботам». В администрации Владимирской области спорить с Президентом вроде бы не рискуют, но делают по-своему - с поправкой на «бухгалтерские» представления о выравнивании бюджетов разных уровней.

В результате доля налоговых доходов, собранных, например, на территории города Владимира и остающихся в городском бюджете, ежегодно снижается. Если в 2013 году она составляла 15,9%, то в 2017 году снизилась до 10,3%. А по итогам 2018 года составит и того меньше - около 9,5%», - сообщается в пресс-релизе.

Городские власти в формате «крика души» указывают на то, что у столицы Владимирской области «отобрали почти все» источники доходов. Муниципалы указывают на то, что в 2017 году жители города Владимира выплатили НДФЛ в размере 7,6 млрд рублей, но из них в городскую казну попало только около 1,5 миллиарда.

«Жители Владимира далеки от местечкового сепаратизма и хорошо понимают, что должны отдавать в областную налоговую «кубышку» больше других городов и районов. Но не до такой же степени. Выступая на ноябрьском заседании Законодательного Собрания Владимирской области, глава администрации города Владимира Андрей Шохин сказал четко и ясно: бюджеты муниципалитетов довели, что называется, «до ручки», и вряд ли первому вице-губернатору по финансовой политике Вячеславу Кузину следует гордиться таким «достижением». У областной столицы отобрали почти все. Так, в 2017 году налогоплательщики города Владимира выплатили налог на доходы физических лиц в размере 7 миллиардов 606 млн рублей. Сколько осталось в городе? Чуть больше 1,5 миллиарда.

В 2013 году областные власти ввели вместо единого налога на вмененный доход новую систему налогообложения предпринимателей - патент, который должен был увеличить поступления в местный бюджет. Но ничего хорошего не вышло, в результате городской бюджет лишился почти 20 млн рублей. И таких примеров критично много.

Слышат ли обескровленные муниципалитеты на высоких этажах областной власти - вопрос риторический. Не так давно первый вице-губернатор по финансовой политике заявил о том, что областной бюджет, в отличие от муниципальных, будет профицитным. И посоветовал муниципалам усилить сбор налогов и недоимок на вверенных территориях. Ну, и, конечно, по-отечески помог: чтобы муниципалитеты поправили свое бедственное материальное положение, им разрешили собирать акциз на… медовуху. Спасибо. Приплыли.

Безусловно, бюджет города Владимира-2019 будет принят, и городские власти выполнят свои обязательства перед жителями. Но, как справедливо говорят горожане: дальше так жить нельзя. Услышит ли владимирцев новоизбранный губернатор Владимирской области Владимир Сипягин?», - вопрошают муниципалы в пресс-релизе.

На деле же публичные слушания в городской мэрии (на которых присутствовала Зебра ТВ) прошли довольно сдержано. Большинство публики, собравшейся послушать о бюджетных доходах и расходах на 2019 год, составляли сами чиновники Оранжевого дома.

IMG-2242.jpg

Начальник финансового управления мэрии Вера Трусова рассказала, что объем доходов города Владимира в 2019 году определен в размере 6,684 миллиарда рублей, расходов - 7,022 миллиарда рублей, то есть, бюджет областного центра, как раньше, - дефицитный.

На это один из участников публичных слушаний, после выступления «главной по финансам» в Оранжевом доме Веры Трусовой, охарактеризовал городской бюджет, как «бюджет выживания, а не развития». Правоту одного из немногих представителей «гласа народа» признали и депутаты горсовета, участвовавшие в слушаниях. Так, депутат-единоросс Леонид Фоменко, возглавляющий в горсовете бюджетный комитет, предложил инвентаризировать все расходы городской казны, чтобы определить, из каких источников должны финансироваться те или иные расходные полномочия.

«Хотелось бы отметить, что бюджет города Владимира на самом деле непростой. Правда ли то, что это бюджет выживания? Да, наверное в этом есть доля истины, потому что бюджет очень тяжелый. Неслучайно контрольно-счетная палата отметила, что максимальный предел бюджетного дефицита будет достигнут. В 2018 году этого пока удалось избежать. С чем это связано? С тем, что ситуация в экономике у нас непростая, думаю, это каждый видит по своему кошельку. К сожалению, тут много факторов, на самом деле это вопрос макроэкономический.

Еще один момент, который необходимо затронуть: наша задача - предложить решения, которые могут городу помочь. С моей стороны есть предложение — инвентаризация расходов, в том числе тех, которые город несет в рамках своих полномочий. Один из моментов, который активно обсуждается — вопрос финансирования оплаты труда младших воспитателей — 145 миллионов мы тратим ежегодно тех средств, которые формально должна тратить область согласно закону об образовании. По сравнению с другими областями ЦФО город Владимир получается эту сумму переплачивает, а по закону об образовании эти расходы относятся к субъекту федерации. Здесь нам стоит активно поработать.

IMG-2297.jpg Леонид Фоменко

Это только один из примеров, когда необходимо четко проинвентаризировать все расходы. Потому что время, когда у нас были какие-то подушки безопасности, когда можно было по ряду причин финансировать чужие полномочия, - оно уходит, ситуация непростая. Начинать необходимо с того, чтобы инвентаризировать те расходы, которые мы несем в рамках не своих полномочий, - их необходимо постепенно передавать. Я считаю, что одной из инициатив является организация переговоров с пониманием полной ответственности с областной администрацией, Законодательным Собранием, чтобы область не только пришла на помощь городу, но и поняла свою степень ответственности за то, что происходит в городе. Тем более что требования к Владимиру по благоустройству, по качеству предоставляемых услуг как областному центру максимально высокие.

В этой связи иногда удивляют высказывания очень уважаемых людей, которые говорят: «Почему вы ледовый дворец открыли 1 сентября, хотя должны были открыть 1 января?» Первая мысль возникает — речь идет о том, что дети и внуки областных чиновников в ледовый дворец наверняка с удовольствием будут ходить. Думаю, что для них очень приятно, что объект открылся не в январе, а в сентябре. Я призываю депутатов областного ЗакСобрания и чиновников областной администрации, перед тем, как что-то говорить, внимательно думать о последствиях. Мы должны нести ответственность за то, что происходит в стране и городе. И если мы хотим сделать людям добро, не надо за это добро кому-то пенять. В этой ситуации необходимо, наоборот, помочь каким-то образом.

Нам необходимо расходы бюджета инвентаризировать, и те вещи, которые не являются нашими полномочиями, необходимо внимательно аргументировать и выступать в областной администрации, в ЗакСобрании с предложением, чтобы их либо разделять, либо перекладывать в ту зону, где это будет по закону справедливо и правильно».

Депутат-яблочник Дмитрий Кушпита поддержал коллегу-единороса. По его словам, городу необходимо увеличить долю НДФЛ, которая возвращается из областного бюджета.

IMG-2290.jpg Дмитрий Кушпита

«Мне тоже резануло слух о том, что у нас бюджет выживания, а не развития. Бюджет действительно такой, никто не спорит, но почему он таким стал в последнее время? Потому что в последние годы все больше полномочий сбрасывалось на плечи города Владимира, как муниципалитета, но финансовые поступления, к сожалению, за этими полномочиями не шли.

Я не открою тайны, на последних комитетах очень часто звучат из уст депутатов вопросы о пересмотре налогов, которые должны оставаться в городе Владимире. Речь идет, к примеру, о транспортном налоге физических лиц, который и был раньше, и пересмотр процентного соотношения НДФЛ, который раньше возвращался в городскую казну в размере 40%, а сейчас составляет 20%. Если будет НДФЛ возвращаться хотя бы 25%, а это порядка 300-400 млн рублей дополнительно. Звучало предложение вернуть налог по упрощенной системе налогообложения в город, потому что патент и вмененка — невыгодны, поскольку предприниматели идет на упрощенку, и все налоги опять идут в область. Нужно действительно садиться и с областными законодателями, и с администрацией области и разговаривать на эту тему. Потому что просто так сбрасывать на город полномочия и не финансировать их, - это привело к тому, что у нас кончилась подушка безопасности», - резюмировал Кушпита.

Напомним, вопрос о перераспределении налоговых поступлений между городом и областью депутаты горсовета активно обсуждали на октябрьских заседаниях. В частности, коммунист Борис Оверчук настаивал на том, чтобы увеличить минимум на 5% долю НДФЛ, которая возвращается в городской бюджет.

Начальник финансового управления мэрии Вера Трусова позже пояснила Зебра ТВ, что те деньги, которые город сейчас тратит на то, чтобы выполнять полномочия, по закону возложенные на администрацию Владимирской области, муниципалитет мог бы потратить на свои цели, например, на погашение кредитного долга.

IMG-2269.jpg Вера Трусова

«С доходными источниками увязаны расходные полномочия, это исторический вопрос. Когда мы говорим, что область забирает у нас больше, что необходимо, когда у нас забирали сферу здравоохранения, именно в тот момент нам сократили норматив НДФЛ с 40% до 30%. Позже пересмотрели полномочия по детским дошкольным учреждениям, и доля НДФЛ, которая возвращается из области в бюджет города, снизилась до 20%. Я бы не сказала, что в тот момент забрали больше, чем требуется, жить хочется всегда лучше. В случае если просить дополнительный норматив НДФЛа, не надо обольщаться, что нам просто его дадут и не нагрузят дополнительными полномочиями.

Невозможно говорить о бюджете развития в сегодняшней ситуации. Все построенные вновь крупные объекты, которые мы построили, требуют дополнительного финансирования. При существующей доходной базе это сложно осуществить.

Такая ситуация и с городским дорожным фондом, который у нас с 2012 года стал доходным источником дорожного фонда регионального значения, из которого справедливости ради надо сказать, мы получаем субсидию в свой городской дорожный фонд, но здесь самостоятельность по дорожному фонду города стала ниже, потому что удельный вес целевой субсидии выше, чем акцизы, которые не имеют привязки к названию. Здесь изменился механизм: они формируют на региональном уровне, потом через субсидию доводят до нас деньги «с названием». В этом случае мы самостоятельность утратили, но деньгами получили.

Большой вопрос по детским дошкольным учреждениям, по выплате зарплаты младшему обслуживающему персоналу. Сейчас спорный вопрос по охране учебных заведений. Надзорные органы ежегодно и активно призывают нас устанавливать СКУДы, надо сразу вложить большие средства в оснащение и установку ограждений, систем, - это тоже нагрузка в течение финансового года, когда все доходные источники уже распределены.

Бюджет города уже много лет дефицитный — это говорит о том, что расходы превышают доходы. Часть полномочий город Владимир исторически несет, и если бы субъект восполнил нам по их полномочиям какую-то сумму, мы бы свои деньги могли направить на цели, которые нам видятся первоочередными в том числе для погашения дефицита бюджета», - заявила Трусова.