Во Владимире появятся «зоны, свободные от алкоголя». 28 мая на заседании горсовета депутаты определили минимальное расстояния вокруг школ, больниц, стадионов, вокзалов и других мест массового скопления людей, где будет запрещена торговля любыми спиртосодержащими напитками.
Напомним, что это не прихоть городских властей, а необходимое выполнение федерального закона, который обязывает все муниципалитеты самостоятельно определить такие «зоны, свободные от алкоголя». Философия этого закона в том, чтобы оградить подрастающее поколение и вообще как можно большее число граждан от лицезрения алкогольных напитков и процедуры их покупки. По мнению авторов новой нормы, именно близость магазинов, где продают вино, пиво и водку, к детским садам и больницам провоцирует алкоголизацию населения.
Нельзя сказать, что владимирские власти с воодушевлением восприняли миссию по созданию «антиалкогольных зон». Прежде всего беспокойство вызвало то, что наложенное на карту города большое «безградусное лекало» совпадает с большим количеством магазинов шаговой доступности, которые без продажи спиртного станут просто нерентабельными и могут закрыться. Бизнесмены подтверждали эти опасения заявлениями, что на одном хлебе и шоколадках они не выживут.
Власти оказались между экономической Сциллой и морально-нравственной Харибдой. Опыт соседей, поспешивших ввести «свободные от продажи алкоголя зоны», говорил, что любые крайние меры будут восприняты в штыки. Там, где власти встали на сторону бизнеса и определили зоны размером чуть ли не 1 метр, возбудилась прокуратура и общественность. А там, где были приняты максимальные «антиалкогольные радиусы» в сотни метров, закрылись практически все магазинчики и люди стали возмущаться, что им негде купить сосисок и молока по дороге домой.
Судя по всему, после многочисленных консультаций владимирским властям удалось найти «золотое антиалкогольное сечение», которые, наверное, устроит практически всех. Зоны, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, определяются от входа в учреждение до входа магазин и составляют:
- для детских и образовательных организаций - 25 метров
- для спортивных объектов - 20 метров
- для медицинских организаций, а также для вокзалов, аэропортов и других мест массового скопления граждан - 15 метров.
По словам мэра Сергея Сахарова, такие размеры «зон, свободных от продажи алкоголя» фактически не затронули ни один существующий магазин, торгующий в розницу алкоголем. Если бы размеры зон были больше, например от 50 до 100 метров, то город бы лишился 20% магазинов шаговой доступности, а при 150-метровых зонах под угрозой закрытия оказались бы 40%.
Тем не менее, даже в принятой депутатами редакции есть мина замедленного действия. «Антиалкогольные зоны» вполне могут стать оружием шантажа или вымогательства - достаточно открыть рядом с конкурентом косметический салон на одно кресло.
- Мы не можем запретить предпринимателям установить массажный кабинет или зубопротезный кабинет в непосредственной близости от магазина
- Мы опасаемся коррупционной составляющей, чтобы подобным образом не вымогали и не занимались коррупцией предприниматели друг с другом
- Поэтому по самой потенциально опасной категории установлена самая маленькая зона
- Самое главное, о чем мы договорились на всех рабочих группах, которые стали собирать еще три с половиной месяца назад, что линейным метром мы алкоголизм не победим
- Есть другие меры воздействия на тех, кто хочет выпить
Объясняя логику принятого постановления, мэр Сахаров опять произнес фразу, уже ставшую афоризмом: «Линейным метром алкоголизм не побороть» и тут же расшифровал, какими способами городские власти намерены на самом деле бороться с пьянством.
По словам мэра, городская полиция четко пресекает распитие спиртных напитков в общественных местах - и случаи эти вроде бы стали уменьшаться. То же самое и по продаже алкоголя несовершеннолетним - Сергей Сахаров заявил, что сам не раз видел, как в магазинах спрашивают паспорт. Мэр также сослался на данные комиссии по делам несовершеннолетних, судя по которым случаи употребления алкоголя детьми за последние полгода уменьшаются.
Ну а на философский вопрос: «Зачем было принимать эти самые антиалкогольные зоны, если, по вашим словам, они не затронули ни один магазин?», мэр также философски ответил: «А чтобы они ближе не приближались». Сергей Сахаров считает, что не стоит повторять ошибки советских времен, когда ввели практически «сухой закон», но стало только хуже. Мэр уверен, что «нам нужна другая история в этом вопросе - нам надо повышать культуру употребления алкоголя».