Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин потребовал предоставить ему справку по «многолетней истории» предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в посёлке Богослово Суздальского района. Это прозвучало на совещании с главами местного самоуправления, в ходе которого Сипягина возмутило, что районные власти не могут выделить приемлемый земельный участок для строительства в Богослово фельдшерско-акушерского пункта (ФАП). Глава администрации Суздальского района Алексей Сараев пояснил губернатору, что свободной муниципальной земли в посёлке нет. Тогда Владимир Сипягин и потребовал проверить, как в населённом пункте земля предоставлялась под строительство коттеджей.
В БОГОСЛОВО ПРЕДЛАГАЮТ ПОСТРОИТЬ ФАП В ОВРАГЕ
Всё началось с того, что директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области Алексей Мозалёв сообщил о том, что в регионе в 2019 году должны быть введены в эксплуатацию 21 ФАП и одна сельская амбулатория. А в 2020 году необходимо открыть ещё 25 ФАПов. Это позволит создать предпосылки для выполнения стратегической цели, установленной президентом России, по увеличению к 2024 году продолжительности жизни до 78 лет с перспективой роста этого показателя до 80 лет к 2030 году.
Мозалёв пояснил, что к 2021 году жители всех 2400 сельских населённых пунктов Владимирской области должны получить возможность получения первичной медико-санитарной помощи.
Вместе с тем, начальник облздрава отметил, что есть проблемы с получением земельных участков под строительство ФАПов, запланированных на 2020 год. В частности, в посёлке Богослово Суздальского района. Алексей Мозалёв пояснил, что местные власти предлагают неподходящий участок, находящийся в овраге в отдалении от коммуникаций. Обращаясь ко всем главам местного самоуправления Мозалёв сделал акцент на том, что необходимо подбирать участки под ФАПы таким образом, чтобы их подключение к инфраструктуре было менее затратным:
«Если говорить о конкретных примерах, у нас на сегодняшний момент сохраняется необходимость в конкретном выделении земельного участка в селе Богослово Суздальского района. На сегодняшний момент была от администрации направлена информация об одном из участков, которую можно было рассмотреть, но данный участок не подходит, поскольку он является оврагом, туда осуществляется сток вод, и размещение там ФАПа невозможно. Прежний ФАП, который находится на территории этого села, Богослово, находится на территории в две сотки земли, и установка нового на данном участке, по нормам, СНиПам, не проходит. Поэтому это — первая задача, к которой мы просим коллег подключиться, и предоставить эти земельные участки. А вторая — это, при рассмотрении о выделении земельных участков, необходимо учитывать наличие коммуникаций, прежде всего, либо в ближайшей доступности, либо тогда выделять средства, и закладывать средства для того, чтобы эти коммуникации подводить к тому земельному участку, где планируется ФАП. На сегодняшний момент сама коробка модульного ФАПа стоит 4,5-5 миллионов рублей, а территория благоустройства и подведение коммуникаций, подключение к ФАПу, порядка 12 миллионов рублей. То есть, одну треть стоит сама непосредственно коробка, всё остальное — это благоустройство и коммуникации. Это важный момент при выделении участка, я прошу коллег обращать на это пристальное внимание».
«ПРЕЗИДЕНТ ЗАДАЧИ СТАВИТ, А МЫ НЕ МОЖЕМ ЗЕМЛЮ НАЙТИ»
После этого состоялась перепалка между губернатором Владимирской области Владимиром Сипягиным и главой администрации Суздальского района Алексеем Сараевым. Последний пояснил, что в Богослово нет свободной муниципальной земли и упрекнул власти в том, что они строят ФАПы не там, где они необходимы.
Сипягин напомнил Сараеву, что президент поставил задачу по увеличению продолжительности жизни населения, следовательно землю под фельдшерско-акушерский пункт в Богослово надо найти кровь из носу. Губернатор также напомнил, что в этом посёлке земля раздавалась под шикарные коттеджи, в связи с чем он не понимает, почему местные власти не могут найти участок под ФАП. Он назвал это «издевательством» над жителями.
Вот расшифровка дискуссии по этому вопросу с некоторыми сокращениями:
Владимир Сипягин, губернатор Владимирской области: «Я хочу подчеркнуть ещё раз: речь идёт о национальном проекте... За два года нам необходимо решить по строительству ФАПов все вопросы, всё снять, правильно? То есть, стопроцентное покрытие [Владимирской области ФАПами должно быть]. Я прошу глав очень внимательно подойти к этому вопросу, в частности, по Суздальскому району. Понятно, о чём речь сейчас, да? Богослово. Все мы представляем, что это за населённый пункт, ну, по крайней мере те, кто рядом тут у нас живёт, и те главы, которые представляют, о чём идёт речь. Коттеджи все знают, какие там, да? Где раздавались земли под коттеджи? То есть, нормальные участки, сухие — ни в яме, ни где-то там в овраге. И коммуникации все, наверное, там рядом были, да? Ну, а что такое издевательство над жителями [происходит]? Почему мы предоставляем земельный участок в овраге, где подтопление существует?».
Алексей Сараев, глава администрации Суздальского района: «Я его не предоставлял, Владимир Владимирович».
Владимир Сипягин: «Расскажите, прокомментируйте тогда».
Алексей Сараев: «Там земли нет муниципальной».
Владимир Сипягин: «Всю землю раздали на коттеджи, я понимаю. Вы ищите тогда».
Алексей Сараев: «Мы ищем, ведём переговоры».
Владимир Сипягин: «Оперативнее надо делать. Вы видите, о чём вам говорят? Что сроки все проходят».
Алексей Сараев: «Сроки не прошли».
Владимир Сипягин: «Сроки проходят с точки зрения плановой работы».
Алексей Сараев: «Зато когда мы предоставляем участок... Ещё пять участков мы предоставили на территории, мы говорили, что в Черниже — там не нужно строить ФАП, там 120 жителей; давайте построим в Красногвардейском...».
Владимир Сипягин: «Вы про Богослово?».
Алексей Сараев: «Нет. Я рассказываю [в общих чертах]».
Владимир Сипягин: «Вы про Богослово расскажите».
Алексей Сараев: «Про Богослово? Хороший населённый пункт, но земли муниципальной там нет. ФАП, который действует, стоит на 6 сотках. Он стоит в овраге, плюс — он находится в охранной зоне храма, насколько я понимаю. Так? Мы ищем землю, разговариваем с частными собственниками. Будем разбираться».
Владимир Сипягин: «Я же вам говорю, что под коттеджи земля там быстро нашлась, в Богослово. И вы знаете...».
Алексей Сараев: «Это — частная собственность. Мы на частную собственность не можем претендовать по законодательству, которое у нас есть».
Владимир Сипягин: «Я сейчас говорю о той земле, которая предоставлялась в своё время, муниципальная, под строительство этих огромных коттеджей. И что? Мы дальше не можем разобраться с ситуацией? Там земля находилась; здесь — почему-то не находится. Продавалась она не за пять рублей, та же муниципальная земля».
Алексей Сараев: «Муниципальной земли там нет!».
Владимир Сипягин: «Сейчас — нет, но когда продавалась под коттеджи — была? Была. Решайте вопрос, думайте тогда. Понятно, что она вся частной стала, потому что была государственной — стала частной. Но ФАП надо построить, и построить надо в нормальном месте. Я сейчас в целом обращаюсь к вам ещё по одному вопросу, чтобы когда вы землю выделяли, вы с жителями обсуждали вопросы, где им удобно, потому что есть факты во Владимирской области, когда ФАП строят на краю посёлка или деревни, и жители там пешком зимой идут для того, чтобы получить медицинское обслуживание. Это — ненормально. И с точки зрения коммуникаций, вот то, о чём было сказано, если участок выбираете, чтобы коммуникации были рядом. Вот и всё. Хорошо? А по поводу предоставления земельных участков — где и как, вот по тем населённым пунктам мне тогда дайте справочку. Значит, где участки, по вашему мнению, предоставляются в ненадлежащем месте, а мы потом посмотрим историю предоставления муниципальной земли главами под ИЖС в этом же населённом пункте. Многолетнюю историю, возьмём отсечку назад и посмотрим какая муниципальная земля в этом населённом пункте давалась под ИЖСку. И пусть область знает своих героев тогда - что под ФАП земельный участок найти невозможно, а под ИЖС — пожалуйста, находят. И за сколько продавалась, и как. Мы комплексно тогда изучим ситуацию вместе с прокуратурой, может быть, даже дополнительно. Хорошо? Вот по всем участкам, я не только про 21 [объект на селе, который мы должны построить в 2019 году] сейчас говорю, я говорю и о 2020 годе, хорошо? Дайте нам полную справку, а мы посмотрим тогда по каждому земельному участку, там где проблемы — где коммуникации далеко, где овраги. Ладно? Где вот вы считаете, что находится в ненадлежащем месте. Ладно?».
Алексей Мозалёв, директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области: «Информацию представлю. Просто хочу сказать, что с администрациями действительно идёт плодотворная работа, но задачи, которые ставит президент, и вы ставите, они действительно требуют уже на сегодняшнем этапе конкретики и работы с теми площадками, на которых должны быть стройки».
Владимир Сипягин: «Согласен».
Алексей Мозалёв: «Вот об этом идёт речь, необходимо активизироваться...».
Владимир Сипягин: «Все это понимают, даже говорить на эту тему не надо. Президент задачи ставит, а мы не можем землю найти. Давайте поднимем историю, посмотрим, кому что выделялось за эти годы, и кому что продавалось - по муниципальной земле. Не вопрос. Хорошо?».
Алексей Мозалёв: «Есть».
НЕ ВСЯКИЕ ФАПЫ НУЖНЫ?
Во время выступления Алексея Мозалёва выяснилось, что есть ФАПы, которые построены, но не работают. Главный федеральный инспектор по Владимирской области Сергей Мамеев сообщил директору департамента здравоохранения, что в деревне Новосёлово Киржачского района местные активисты увидели, что ФАП не функционирует. Мамеев попросил Мозалёва не провоцировать возмущение жителей и, по крайней мере, не анонсировать график работы этого ФАПа.
Сергей Мамеев, главный федеральный инспектор по Владимирской области: «Вот вы сами отметили поручение президента... У нас есть ФАПы, которые построены, мы их строили тяжело... Приведу пример — это деревня Новосёлово, где выделяли землю, строили и так далее. Замечательный ФАП получился, причём не модульный, а стационарный, капитальный. Но есть такие вещи, когда там нет фельдшеров. Вот меня уже забомбили оттуда обращениями. Там есть такой активист, активный такой человек, он отслеживает — есть фельдшер, нет фельдшера. Вывешивается там объявление, что фельдшер работает с такого-то по такое-то. И мне присылают фотографии: в этот день, когда он должен работать — никого там нет. День нет, второй нет, третий, и так далее. Мы построили ФАП, а толк-то от него какой? Посмотрите на эту тему. Я понимаю, что сложность с кадрами, но уж если вы вешаете на заборе, на входе, объявление, что ФАП работает в такой-то и такой-то день, то пусть он работает. Или уж не вешайте ничего. Вот ничего кроме такого возмущения жителей это не вызывает . Это вам просто для работы — смотрите за этим. А, вообще, конкретно — деревня Новосёлово. ФАП — новый. Что там происходит с режимом работы? Надо вникнуть. Хорошо?».
Алексей Мозалёв, директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области: «Есть».