На февральском заседании Законодательного Собрания Владимирской области, проходившем в онлайн режиме, по инициативе независимого депутата Сергея Казакова в облпарламент был вызван и.о. директора департамента здравоохранения Артем Осипов.
Казаков предложил заслушать начальника облздрава по поводу ситуации с лекарственным обеспечением льготников, сославшись на то, что у него есть знакомый, страдающий онкологическим заболеванием, который уже четыре месяца испытывает проблемы с получением жизненно необходимого препарата. Артем Осипов сообщил, что пациент, упомянутый депутатом, уже на следующей неделе получит нужное ему лекарство. Он добавил, что острота проблемы снимется уже в этом году, когда во Владимирской области заработает электронная платформа в сфере здравоохранения, увязанная с единым общероссийским реестром льготников, и не нужно будет всю информацию о препаратах вносить в базы данных вручную.
Но не это стало главным во время выступления Осипова перед депутатами.
Драйва в заседание добавил человек-фракция РПСС Иван Алтухов, по сути обвинивший руководство департамента здравоохранения в стремлении экономить на лекарствах для детей-инвалидов, так как препараты им выписываются не те (российские аналоги вместо импортных), и низкого качества - на это жалуются их матери.
Артем Осипов опроверг заявления о том, что департамент экономит на детях, и пояснил, что процедура закупок достаточно сложная, поэтому иногда приходится назначать аналоги.
Вице-спикер ЗакСобрания Роман Кавинов осторожно назвал высказывание Алтухова некорректным, но также призвал чиновников от здравоохранения деликатно объяснять пациентам и их родственникам, почему врачами назначен тот, а не иной препарат.
На защиту Осипова встала бывшая главный врач Владимирского родильного дома №2 Ирина Кирюхина. Она заявила, что ни о какой экономии на лекарствах и речи быть не может, так как за четыре года бюджетные расходы на обеспечение льготников медицинскими препаратами выросли с 600 миллионов рублей до 1,7 млрд.
А потом слово взял врио вице-губернатора Константин Баранов (он до начала октября 2021 года недолго проработал директором облздрава). Он сообщил депутатам, что департамент здравоохранения работает чуть ли не в условиях военного времени, что кадровая ситуация в ведомстве тяжёлая, что врачи выгорают, что коронавирус отрицательно сказался на оказании плановой помощи населению, а сейчас ещё и беженцев надо будет лечить. И при этом депутаты делают ошибочные выводы о работе департамента на основании заявлений «не очень компетентных людей».
Константин Баранов также заявил, что российские аналоги жизненно важных препаратов ничуть не хуже оригинальных лекарств индийского или израильского производства.
Чиновник посетовал, что никто не видит позитивных (пусть и не очень быстрых) изменений в работе системы здравоохранения, зато все сразу отрицательно реагируют даже на немногочисленные жалобы. Вице-губернатор попросил у депутатского корпуса помощи, и предложил задавать вопросы ему и Артему Осипову о ситуации в отрасли, когда новая команда отработает на своих должностях хотя бы полгода, а лучше — 9 месяцев. То есть речь может идти о периоде с апреля по июнь текущего года. И если ответы не устроят народных избранников, то руководство регионального здравоохранения можно будет и заменить на более достойных — были бы такие кандидаты.
Зебра ТВ предлагает фрагмент расшифровки заседания Законодательного Собрания, на котором обсуждались вопросы помощи департаменту здравоохранения Владимирской области.
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции РПСС:
-
Как известно, у нас в области коллектив мам детей-инвалидов обращались в правоохранительные органы, в Следственный комитет с тем, что [их детям] несвоевременно предоставляются лекарства, с тем, что эти лекарства на низовом уровне пытаются заменять более дешевыми и низкокачественными. То есть идет постоянное какое-то стремление сэкономить бюджет на здоровье и жизни наших детей. Кстати, по этому вопросу возбуждено уголовное дело по статье «халатность» еще в 2021 году.
-
Хотелось бы узнать, вы продолжаете экономить деньги на жизни и здоровье детей или все же что-то делаете, чтобы детям-инвалидам вовремя выдавались качественные лекарства, которые им нужны для лечения, а не которые вам дешевле им предоставить?
Артем Осипов, и.о. директора департамента здравоохранения Владимирской области:
-
Иван Павлович, мы не начинали экономить на детях.
-
Количество денег, которые доведены были на льготное лекарственное обеспечение, в 2022 году больше, чем предусмотрено было в 2021 году. Количество выписанных рецептов, еще раз подчеркиваю, что в 2022 году на текущую дату уже на несколько тысяч больше, чем было выписано в 2021 году. Что касается закупки дешевых лекарственных препаратов, то это в принципе невозможно, потому что эта процедура регулируется 44 федеральным законом. Есть требования нормативно-правовых документов, которые определяют порядок назначения лекарственных препаратов.
***
Иван Алтухов:
- Настоятельная просьба обеспечить всех детей нужными качественными лекарствами.
Артем Осипов:
- Однозначно, да.
***
Роман Кавинов, исполняющий обязанности председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Иван Павлович, конечно, несколько некорректно, на мой взгляд, сейчас сказал о желании сэкономить. Мы прекрасно понимаем, что никто не хочет экономить на жизнях и здоровье, просто есть законодательство, есть сложности в его реализации.
Ирина Кирюхина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Денег, сколько сейчас выделяется на медикаменты [из областного бюджета], такой суммы никогда не было.
-
Еще 4 года назад это было 600 миллионов [рублей] на региональную льготу, потом 900 [миллионов], в прошлом году 1 миллиард 300 миллионов рублей, в этом году уже 1 миллиард 700 [миллионов]. Суммы большие, поэтому я считаю, что экономии на льготном лекарственном обеспечении у нас нет. Выделяются нормальные суммы.
-
Другое дело, что изменились наши законодательные акты, что сейчас у нас другие функции врачебных комиссий. Раньше было ограничение по жизненно необходимыми важнейшим лекарственным препаратам. Сейчас можно выписать любое лекарство, но должна быть определенная система.
-
Конечно, у нас сейчас есть те детишки, которым надо покупать именно по торговому наименованию. Их единицы, их надо вычислить. Ведь главная фигура здравоохранения — это, согласно 323-ему федеральному закону, лечащий врач. Лечащий врач должен проследить, чтобы это лекарство до ребенка дошло, вовремя подать [документы] во врачебную комиссию, вовремя включить заявку.
-
Сейчас готовится единый федеральный регистр, куда войдут льготники не только федеральные, но и региональные. Это, может быть, как-то упорядочит систему, тогда будет более четкий учет. Сейчас надо [это делать] вручную, я считаю, каждому лечебному учреждению своих льготников взять и проследить, чтобы у них были оформлены правильно заявки, правильная закупка по торговому наименованию. Тогда через ВК [врачебные комиссии] надо обязательно объяснить, почему именно это лекарство [назначено], а не другое - должно быть объяснение.
-
Конечно, это большая работа. Работа эта, конечно, нужна была еще в прошлом году, может, позапрошлом, но вы помните, что [директором департамента здравоохранения Владимирской области] была Елена Дмитриевна Утемова. Они так поспешненько наш аптечный склад сделали центром закупок [для нужд государственной системы здравоохранения]. По сути дела перевели на него всю функцию закупок, поэтому как бы отстранили лечебные учреждения от формирования заявки. Мы с вами забуксовали.
-
Я думаю, что сейчас правильно Артем Алексеевич [Осипов] строит политику выровнять ситуацию, подключиться именно к тем делам, которые происходят на уровне страны, к этой системе. И я думаю, что через какое-то время он нам доложит, что уже таких проблем не будет. У меня такое впечатление. Но надо [департаменту здравоохранения] помогать.
Константин Баранов, временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Владимирской области, отвечающий за блок социального обслуживания:
-
Департамент здравоохранения сейчас проводит огромную работу, несмотря на некоторые, скажем так, высказывания, не очень компетентных людей, к сожалению.
-
Я хочу сказать, что доктор [Артем] Осипов работает [в должности директора департамента здравоохранения Владимирской области] неполных 4 месяца. Хочу вам напомнить, какая ситуация была полтора года назад.
-
Сейчас количество реализованных рецептов намного больше, но тем не менее в некоторых лечебных учреждениях продолжают выписываться [препараты, которых нет на складе]. Я не буду сейчас говорить, почему. Я только намекну, что огромное количество фармакологических фирм рассылает и по Москве, и по Подмосковью, и в нашей области своих эмиссаров, которые работают с врачами, чтобы те выписывали дорогие лекарственные препараты. Имейте [это] в виду.
-
И когда становится вопрос, что мы якобы хотим закупить более дешевые препараты — это в корне неверно.
-
Департамент [здравоохранения] работает фактически до 12 часов вечера каждый день, в субботу и в воскресенье. Приходите, мы вам все покажем прямо на бумаге.
-
Когда мне говорят, что дженерики хуже, чем оригиналы, так я вам докладываю как человек, который работал почти 18 лет главным врачом ведущего федерального учреждения - Детского института педиатрии в Москве, где работало более 160 профессоров. Мы объездили всю страну. Я вам абсолютно честно говорю, что некоторые аналоги импортных препаратов, которые разрешены и рекомендованы на применение на территории нашей страны, проходили более детальные проверки, чем израильские, индийские и другие препараты. Более детальные проверки, клинические испытания длительные, в течение 5-7 лет. И когда люди говорят, что оригинальные препараты, которые выпускают Индия или кто-то другой, лучше, чем те, которые выпускаются на Российской территории, я вам заявляю: неправда.
-
Я, например, применяю российский препарат и буду его применять. Никаких у меня осложнений нет, хотя заболевание достаточно серьезное.
-
То, что касается детей, в десятки раз более тщательно [лекарства] проверяются Министерством здравоохранения и Росздравнадзором - в десятки раз! Это и ВОЗ отметила. Поэтому вопрос экономический не стоит вообще.
-
Вы зайдите, пожалуйста, давайте мы организуем встречу на территории департамента. Мы вам покажем финансовые документы, которые нельзя на экран выводить. Посмотрите. Те препараты, которые очень дорогие мы закупаем, мы не можем обойти 44-ый закон, потому что придут товарищи и обоснованно, как некоторых, увезут. И никто не скажет ни слова в [их] защиту. Поэтому мы должны соответствовать полностью букве закона.
-
Когда я слышу, когда абсолютно необоснованно, не проработано, [некоторые делают громкие заявления,] используя, может быть, матерей детей, знаете, мама ребенка больного — я с ними всю жизнь работал, их тоже нужно понять. Когда ребенок больной, она как струна натянута, она любую ситуацию воспринимает по-своему.
-
Артем Алексеевич [Осипов] в воскресенье с мамами беседовал, в субботу с другими мамами беседовал. Вы же не спрашиваете [об этом]. Вы сразу говорите: «Дешевле!» Слушайте, давайте мы вместе попробуем [исправить ситуацию]. Если вас не устроит, если вы скажете, что что-то не так после посещения департамента, тогда обоснуйте.
-
Вся Москва принимает аналоги - российские препараты. Вся Москва! И даже вопроса не поднимается [вроде]: «Почему не индийский препарат или не южно-американский, или не французский, а почему российский мне даете»?
-
Я прекрасно [об этом] извещен. Есть федеральный Минздрав, есть Росздравнадзор, есть огромный департамент лекарственного обеспечения [в Минздраве]. Мы, кстати, к нему обратились, они к нам тоже приедут, и посмотрим.
-
Коллеги, при всем моем уважении, но нельзя же на основании двух-трех заявлений делать вот такие выводы. Давайте мы организуем встречу с депутатами на территории депздрава, пожалуйста?
Роман Кавинов:
- Хорошее предложение. Принято.
Константин Баранов:
-
Пожалуйста! Я умоляю! Я просто прошу, поддержите! [В департаменте здравоохранения] тяжелая кадровая ситуация. Часть людей увольняется. Люди увольняются не потому, что им что-то там плохо, они просто выгорают, вырабатываются, не могут без выходных. У всех семьи есть. Это используется в пику, понимаете? Человек, если он не может, он должен поменять работу. Почему он должен умирать на работе? Мы к этому идем и подбираем коллектив. Каждое какое-то телодвижение используется в негативе.
-
Поддержите департамент здравоохранения, пожалуйста! [Мы всего лишь] 3-4 месяца работаем. Дайте [нам] полгода! Через 9 месяцев, пожалуйста, [задавайте любые вопросы].
-
Посмотрите, у нас улучшаются показатели, нас хвалят на федеральном уровне. Комиссии пришли, фактически замечаний нет. Мы с трудом вытягиваем то, что было запущено и по строительству [ФАПов], и по другим экономическим вопросам. Об этом никто не говорит. Но стоило пожаловаться кому-то, сразу же: «А, экономить собрались!» Придите к нам, посмотрите.
-
Уважаемые депутаты, я вас очень прошу, вы помогите нам на этом этапе. Этап сложный, этап переломный. Ковид, с которым мы, я скажу, справились.
-
Сейчас беженцы, сейчас переформация идет специализированный медицинской помощи.
-
У нас огромное количество людей, которые из-за ковида в плановую очередь стоят. Мы должны как можно быстрее удовлетворить их потребности.
-
По лекарствам [нам] федеральный центр помогает. Главные врачи все сейчас в принципе тоже помогают. Отличные главные врачи, замечательные врачи! Помогите [нам]. Помогите немножко. Если мы не будем достойны, и через два, три четыре месяца не будет результата, да ради бога! Придут другие тогда, более достойные. Но я не знаю, кто в такой отрасли как медицина за несколько месяцев может сдвинуть эту огромную махину. Наверно, это должен быть гениальный человек какой-то. Дайте, предложите [кандидата].
-
Огромное спасибо [за внимание]. Извините за эмоциональность. Не хотел выступать, но я послушал, и хочу просто сказать, что департамент [здравоохранения] работает, как в военное время, и ему нужна помощь. А мы вас не подведем в этом плане.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.