Реконструкция железнодорожного вокзала города Владимира начнется не раньше весны 2024 года, — сообщил губернатор Александр Авдеев. Он признал, что с началом работ «подзатянули», но не уточнил, кто и по какой причине. Проектную документацию недавно передали на госэкспертизу. Заключение будет получено в крайнем случае предстоящей весной, — рассказал глава региона на своей пресс-конференции 11 октября:
О том, что Горьковская железная дорога (ГЖД) планирует реконструкцию владимирского вокзала, стало известно в 2017 году. В транспортной компании планировали заменить входные двери и стеклопакеты, обновить торговые павильоны, зоны ожидания и туалеты, покрыть пол мрамором, установить светодиодные светильники и электронные табло. Работы начались, но в 2019 году остановились из-за бюрократических проволочек.
Примерно в то же время выяснилось, что во время реконструкции в ГЖД намерены заменить оригинальную облицовку фасадов вокзала на плиты из армированного керамогранита. Местное архитектурное сообщество выступило против такого решения. Весной 2020 года началась пандемия коронавируса, и дискуссию вокруг нового облика вокзала, как и оставшиеся работы, приостановили на неопределенный срок.
Зимой 2021 года губернатор Владимирской области Александр Авдеев (тогда еще в статусе временно исполняющего обязанности) заявил, что на базе железнодорожного вокзала будет создан транспортно-логистический хаб, в который включат автовокзал и привокзальную площадь. Тогда же выяснилось, что ГЖД, несмотря на возражения местных архитекторов, не собирается отказываться от переоблицовки здания вокзала керамогранитом.
Позже, в июне 2022 года, во Владимир приезжал начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский. Он пообещал, что во время реконструкции облик вокзала «будет сохранен в первоначальном виде». Для наглядности рабочие сняли в северо-западном углу здания несколько оригинальных облицовочных плит из белого известняка и вмонтировали вместо них около десятка керамогранитных секций.
В ноябре 2022 года, ещё до того, как Александр Авдеев пообещал не превращать вокзал «в бездушную железную коробку», градозащитницы Ирина Малышева и Евгения Романова обратились в Инспекцию госохраны памятников Владимирской области с просьбой признать здание, построенное в 1975 году, объектом культурного наследия. Заявка вынудила «Ленгипротранс» поставить разработку проекта реконструкции на паузу.
Параллельно общественное движение «Владимир будущего» запустило кампанию по сохранению белокаменной отделки фасадов вокзала. Урбанисты утверждали, что ее замена керамогранитными плитами уничтожит аутентичный облик здания и вычеркнет его из архитектурного ландшафта города. Тогда более сотни горожан отправили в РЖД типовые обращения с требованием пересмотреть планы по реконструкции.
История вышла на федеральный уровень. Издание Архи.ру опубликовало открытое письмо известного архитектора Сергея Чобана и на тот момент директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизаветы Лихачевой. Они заявили о бедственном положении целого пласта сооружений, относящихся к, так называемому, советскому модернизму, и выступили против переоблицовки владимирского вокзала. Письмо подписало свыше 6 тысяч человек.
В марте 2023 года научно-экспертный совет при Инспекции госохраны памятников Владимирской области отказался включить вокзал в список объектов культурного наследия, мотивировав это, в частности, тем, что особый статус помешает планируемой реконструкции. Тогда региональные власти все еще надеялись, что ГЖД модернизирует вокзал к 2024 году, то есть к празднованию 1000-летия города Суздаля.
Вместе с вокзалом власти рассчитывали привести в порядок и привокзальную площадь, однако планы поменялись. Как рассказал на своей пресс-конференции 11 октября губернатор Владимирской области Александр Авдеев, ремонт пространства между двумя городскими вокзалами начнется весной либо летом 2024 года. До старта работ Авдеев пообещал обсудить концепцию модернизации «привокзалья» с общественностью:
«По привокзальной площади и улице Вокзальной. Скорее всего, постараемся начать модернизацию раньше — уже в следующем году. Там, помимо наших интересов, подключились частные инвесторы, которые купили привокзальную часть там, где склады вокзальные были. Улица Вокзальная за счет сноса одного дома будет выходить на улице Урицкого с выходом дальше к Успенскому собору.
Вообще, структура привокзальной площади поменяется. Это, кстати, тоже часть дорожной схемы, транспортной. Сейчас мы дискутируем по поводу разворотного кольца троллейбусов, захода автобусов. Выделили деньги на ремонт крыши в автовокзале, для того чтобы заселить его поплотнее и разместить все внутри, чтобы ничего наружу там не было. Думаю, что в 2024 году начнем модернизацию привокзальной площади,
[Модернизация привокзальной площади подразумевает] в том числе ремонт дома [на улице Вокзальной] — страшненький дом там, пятиэтажка, фасады страшненькие — по [региональной] программе капитального ремонта. Думаю, что мы начнём [реконструкцию] раньше, чем РЖД. И, наверно, зимой представим концепцию, потому что она сейчас дорабатывается, чтобы весной или летом выходить на работу».
В начале сентября 2023 года администрация города Владимира за 15 миллионов рублей заказала проект реконструкции привокзальной площади. Документацию должны разработать и согласовать со всеми заинтересованными ведомствами в рекордно короткие сроки — не позднее 7 декабря. Контракт выигралаавтономная некоммерческая организация поддержки культуры «Доминанта-тон» из Москвы.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.