Первое заседание Законодательного Собрания Владимирской области VII созыва, избранного по итогам единого дня голосования 9 сентября, началось с конфронтации между фракцией «Единой России» и примкнувшими к ней депутатами от «Справедливой России» и «Коммунистической партии социальной справедливости» - с одной стороны, и фракциями КПРФ и ЛДПР - с другой. 28 сентября депутаты проголосовали за принятие двух областных законов, по которым избранный губернатор Владимирской области от ЛДПР Владимир Сипягин обязан согласовывать с ЗакСобранием кандидатов на должности своих заместителей. Единороссовское большинство мотивировало свои действия необходимостью разделить с Сипягиным бремя ответственности за возможные кадровые ошибки.
Официальные названия принятых законов звучат так: «О внесении изменений в статьи 13 и 26 Устава (основного закона) Владимирской области» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области».
Поясним, что Сипягин, 23 сентября победивший во втором туре губернаторских выборов, вступит в должность только 8 октября, и принятые законы, скорее всего, будут подписаны пока ещё действующим губернатором-единороссом Светланой Орловой, которая сокрушительно проиграла Владимиру Сипягину. Коммунисты на заседании заявили, что подпись Орловой под таким документом оскорбляет волю проголосовавших против неё избирателей.
Члены фракции КПРФ и ЛДПР (от последней, правда, выступал только Владимир Сипягин, с которого депутатские полномочия сложили в самом конце заседания ЗС) выступили резко против единороссовского большинства. Сначала коммунистов не устроило, что при подсчёте учитывались голоса двух отсутствовавших депутатов-единороссов.
Потом их возмутило то, что, после того, как изменения в Устав Владимирской области, обязывающие Сипягина согласовывать с депутатами кандидатов на вице-губернаторские должности, не прошли, председатель Законодательного Собрания Владимир Киселёв поставил этот вопрос на переголосование. Поясним, что для принятия изменений в областной Устав необходимо, чтобы решение было принято 26 голосами (по другим вопросам достаточно 20 голосов). С первого раза, с учётом двоих отсутствовавших единороссов, за ограничение Владимира Сипягина в принятии важнейших кадровых решений проголосовали 25 человек. Тогда спикер Киселёв заявил, что кто-то из депутатов либо ошибся при голосовании, либо вовсе не нажал кнопку, и предложил коллегам принять решение о повторном голосовании. После этого необходимые 26 голосов были получены.
Коммунисты, как и Сипягин, предлагавшие перенести обсуждение вопроса на заседание ЗакСобрания после вступления избранного губернатора в должность, назвали произошедшее произволом, обвинили единороссов в том, что они «первыми встали на тропу войны», и пригрозили подачей судебных исков по отмене принятых решений.
Поясним,
что процедура согласования вице-губернаторов
с законодательными органами практикуется
в целом ряде регионов России, и особых
нареканий это ни у кого не вызывает. Во
Владимирской же области претензии
оппозиции к парламентскому большинству
сводятся к тому, что единороссы хотят
«стреножить» губернатора Сипягина,
избранного от ЛДПР, руками Светланы
Орловой, которая ещё неделю будет
исполнять обязанности главы 33-го региона.
Добавим, что заочное голосование депутатов предусмотрено статьёй 68 регламента Законодательного Собрания Владимирской области. Депутаты, которые не могут по уважительной причине явиться на заседание, вправе направить на имя председателя ЗС письменные заявления, содержащие сведения о том, как они голосуют по пунктам повестки дня, в том числе включённым в повестку непосредственно в день заседания. Коммунисты заявили о намерениях отменить это положение регламента. Напомним, что во фракции КПРФ 7 депутатов, а единороссов в ЗакСобрании — 23 человека. Даже если к коммунистам присоединятся все остальные фракции, то «Единая Россия» сможет проводить (или блокировать) любые инициативы оппозиции.
Что
касается повторного голосования, то
оно возможно только в случае «технических
или процедурных ошибок» - это прописано
в статье 71 регламента ЗС. На брифинге
после заседания председатель ЗакСобрания
Владимир Киселёв заявил,
что один неназванный член фракции
«Единая Россия» при первоначальном
голосовании не успел нажать на кнопку,
поэтому и пришлось заново пройти эту
процедуру. Не ясно только одно: к чему
отнести нерасторопность неизвестного
единоросса — к технической или процедурной
ошибке при голосовании?
Вот
расшифровка фрагмента первого заседания
Законодательного Собрания Владимирской
области VII созыва,
на котором ещё не вступившего в должность
губернатора Владимира Сипягина связали
по рукам и ногам при принятии решений
по назначению вице-губернаторов.
Владимир
Киселёв, председатель Законодательного
Собрания Владимирской области (фракция
«Единая Россия»):
- Уважаемые
коллеги, мне сказали, что можно запускать
систему электронной регистрации. То
есть, мы нажимаем любую из кнопок - «да»,
«нет», «воздержался». Я, как правило,
наживаю кнопку «да», и система нас
начинает считать. Идёт регистрация,
пожалуйста, нажимаем кнопку «да». Или
«нет». Или «воздержался».
До
этого «вручную» зарегистрировались 35
депутатов.
Владимир
Киселёв:
35 [депутатов находятся в зале]. Молодцы! Все поняли, отлично. Тогда я предлагаю в первый раз тренировочно проголосовать.
Кто за то, чтобы мы работали консолидировано на благо жителей Владимирской области? Прошу голосовать. Идёт голосование.
34 [голоса «за»]! Ну, вот...
Хохот.
Аплодисменты.
- Признавайтесь,
кто против консолидации? Наверное,
Сергей Валентинович [Казаков]
— он чего-то там делал...
Сергей
Казаков, депутат Законодательного
Собрания (фракция КПРФ):
- Не,
я нажал, нажал.
Владимир
Киселёв:
Нажал? Давайте ещё раз попробуем.
Кто за то, чтобы все органы и уровни власти Владимирской области работали на благо жителей Владимирской области консолидировано? Идёт голосование.
Сергей
Казаков:
- [Кнопку]
«да» надо нажать?
Хохот.
Сергей
Казаков:
- Я
нажал «да». И первый раз тоже.
Владимир
Киселёв:
- 35
[голосов «за» консолидацию]!
Ну, вот! Молодцы, научились. Тогда всё,
переходим к нашей повестке дня. Заседание
Законодательного Собрания объявляется
открытым...
***
Владимир
Киселёв:
Уважаемые депутаты! Нам с вами необходимо утвердить повестку дня заседания. Проект у вас имеется, голосуем за принятие его за основу. Идёт голосование.
32 [голоса] «за», один - «против», воздержавшихся нет. Принимается. Будут ли предложения по изменению повестки дня? Пожалуйста... У нас как бы [депутаты Законодательного Собрания вносят предложения по изменению повестки дня].. Вы — депутат?
Владимир
Сипягин, депутат Законодательного
Собрания Владимирской области (фракция ЛДПР), избранный губернатор Владимирской
области:
- Я
— депутат. Мой вопрос [по
сложению депутатских полномочий]
последний, поэтому, уважаемые коллеги,
у меня предложение: третий и четвёртый
вопросы снять, поскольку они касаются
высших должностных... Ну, высшее должностное
лицо — одно, губернатор. А здесь речь
идёт, в этих законах, о заместителях
губернатора. Здесь речь идёт о том, чтобы
определённым образом ограничить
полномочия губернатора Владимирской
области...
Владимир
Киселёв:
- Я
прошу прощения, у нас по регламенту
сначала идёт предложение, а потом, перед
голосованием...
Владимир
Сипягин:
- Предлагаю
исключить третий и четвёртый вопросы
[повестки дня]. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Хорошо.
Есть ещё предложения по повестке дня?
Нет. Уважаемые коллеги! Поступило одно
предложение в повестку дня — исключить
третий и четвёртый вопросы из повестки
дня. Есть ли вопросы по данному предложению?
Владимир Владимирович [Сипягин] хотел
обосновать [свою позицию]. Пожалуйста,
Владимир Владимирович.
Владимир
Сипягин:
- Спасибо!
Уважаемые коллеги! Ещё раз хочу
подчеркнуть, что в этих законах идёт
речь о высшем должностном лице, о
полномочиях губернатора Владимирской
области, и в частности о том, чтобы была
процедура согласования Законодательным
Собранием данных должностей [заместителя
губернатора]. Мне, во-первых, кажется
странным, что это решение обсуждается
во время переходного периода, хотя
федеральный закон позволял нам это
сделать с 1999 года. И когда партия власти,
или Коммунистическая партия [Российской
Федерации], не знаю, в большинстве, но я
сейчас говорю о предыдущем периоде,
контролирует ситуацию и не хочет влиять
на решение губернатора — и это нормально,
а когда переход власти путём народного
волеизъявления переходит [от «Единой
России»] к оппозиционной
партии, то почему-то начинают приниматься
такие законы. Более того, я считаю, что
здесь существует нарушение законодательства,
хотя, конечно, эти законы не касаются
финансов, и заключения губернатора не
требуется, возможно, но всё-таки хочу
отметить, что, по моему мнению, необходимо
спокойно, не торопясь ознакомиться с
этим законом. И уже при наличии, когда
я вступлю в свои законные права после
инаугурации, спокойно рассмотреть этот
вопрос, получить заключение прокуратуры
на данные действия, и дальше уже принимать
его в спокойном режиме. Мы никуда не
торопимся. Мы не торопимся ограничивать
переходный период, а это всегда опасно
— это может к революции привести, или
ещё к чему-нибудь. Поэтому у меня
предложение — перенести период принятия
данных законов после того, как я вступлю
в свои законные права и буду нести полную
ответственность перед гражданами
Владимирской области. Спасибо большое.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо.
[Пожалуйста,]
Максим Леонардович.
Максим
Шевченко, руководитель фракции КПРФ в
Законодательном Собрании Владимирской
области:
- Уважаемые
коллеги! Хотелось бы поддержать позицию
демократически избранного губернатора
[Владимира Сипягина],
который ещё не вступил в полной мере в
свою должность. Я считаю, и это — позиция
фракции [КПРФ], что до вступления
губернатора в полномочия, до обретения
им полномочий, этот закон обсуждать
некорректно и нецелесообразно. Поэтому
наша фракция в полном составе сейчас
тоже предлагает исключить из повестки
эти пункты, мы поддерживаем предложение
Владимира Владимировича Сипягина.
Владимир
Киселёв:
Пожалуйста, ещё желающие выступить? Уважаемые коллеги! Есть [желающие выступить]? Нет. Тогда переходим к голосованию: кто за то, чтобы исключить третий и четвёртый вопросы из повестки дня? Прошу голосовать. Идёт голосование.
11 [голосов] «за», 21 - «против», двое воздержались. Таким образом данное предложение не проходит.
Кто за то, чтобы утвердить повестку дня заседания в целом? Прошу голосовать. Идёт голосование.
28 [голосов] «за», 7 - «против», никто не воздержался.
Уважаемые коллеги! Переходим к рассмотрению вопросов, внесённых в повестку дня. В соответствии с регламентом ЗС, из-за невозможности присутствовать на заседании лично по уважительной причине, депутаты [фракции «Единая Россия» Алексей] Говырин и [Владимир] Лебедев проголосовали по проектам правовых актов, включённым в повестку дня, в письменном заявлении. Письменные заявления приобщаются к протоколу заседания, и они находятся вот в этой папочке.
Сергей Казаков:
- А
можно вопрос?
Владимир
Киселёв:
- Вопросы
по процедуре?
Сергей
Казаков:
- Да,
по процедуре.
Владимир
Киселёв:
- По
процедуре — пожалуйста.
Сергей
Казаков:
- Уважаемые
коллеги! Вот эти люди, которые написали
заявления [о заочном голосовании], они
даже не знают, какая повестка дня у нас.
Мы её только сейчас утвердили. А они
каким-то образом голосуют за то, чего
они не знают! Я считаю, что вот эти
заявления нельзя принимать. То есть,
люди не знали эту повестку. Если бы
заранее было разослано, они бы получили,
я бы ещё мог допустить, хотя я противник...
Но они-то не знают ничего! Как они
проголосовали за то, чего они не видели?
Коллеги, мне кажется, нельзя принимать
эти заявления, чтобы они голосовали.
Владимир
Киселёв:
- Я
могу вас уверить, и уверил меня аппарат...
Пожалуйста, руководитель аппарата,
созвонились с каждым [ - c
Алексеем Говыриным и Владимиром
Лебедевым]? Или не
созвонились?
Вячеслав
Леонов, руководитель аппарата
Законодательного Собрания Владимирской
области, начальник управления по
правовому обеспечению:
- Безусловно,
с каждым созвонились, проинформировали
их, какие законопроекты были внесены...
Сергей
Казаков:
- Дайте
запись разговора с каждым депутатом!
Владимир
Киселёв:
- У
нас не предусматривается...
Сергей
Казаков:
- А
что такое «созвонились»? Давайте, я
созвонюсь с ними, и спрошу, знают ли они,
[что мы тут сегодня обсуждаем]!
Владимир
Киселёв:
- У
нас не предусматривается запись
[телефонных] разговоров.
Сергей
Казаков:
- Ну,
это вообще непонятно! Что это такое?
Владимир
Киселёв:
- По
регламенту запись не предусмотрена.
Сергей
Казаков:
- [Если
всё] заранее разослано —
я согласен, но когда секунду назад
принято, и они даже не знают... Если бы
они изучили какие-то вопросы...
Владимир
Киселёв:
- Сергей
Валентинович, давайте таким образом:
если вы хотите, предположим, подать в
суд, или ещё что-то...
Сергей
Казаков:
- Да,
я буду оспаривать это решение в суде.
Владимир
Киселёв:
- Нет
проблем.
Неразборчиво.
Владимир
Киселёв:
- Эти
депутаты [Алексей Говырин
и Владимир Лебедев] будут
вызваны в суд в качестве свидетелей,
или ещё кого-то, и нет проблем. Если суд
признает нашу неправоту, тогда значит
вы будете правы. Но нам не хотелось бы
начинать нашу работу с судебных заседаний.
Сергей
Казаков:
- Ну,
сами виноваты, не надо было эти заявления
[о заочном голосовании]
принимать.
Владимир
Киселёв:
- Мы
друг другу верим на слово, пока ещё мы
никого не обманывали. Если вдруг кто-то
будет уличён во лжи, тогда можно будет
судиться. Сергей Валентинович, давайте
пререкаться не будем, я вас не перебивал.
Сергей
Казаков:
- Не
надо, чтобы не присутствующие принимали
[изменения в] Устав [Владимирской
области], пусть
сюда приходят и голосуют!
Владимир
Киселёв:
- У
нас с вами есть регламент [Законодательного
Собрания Владимирской области]...
Сергей
Казаков:
- Этот
регламент надо отменять!
Владимир
Киселёв:
- … и
люди проявили своё волеизъявление.
Сергей
Казаков:
- А
мы не принимали этот регламент нового
созыва.
Владимир
Киселёв:
- Люди
проявили своё волеизъявление именно
таким образом.
Сергей
Казаков:
- Этот
регламент — старый, устаревший...
Владимир
Киселёв:
- Они
[Алексей Говырин и Владимир Лебедев]
не могут работать сегодня [на
заседании Законодательного Собрания],
они просят учесть их голоса вот в этих
заявлениях.
Максим
Шевченко:
- Уважаемый
председатель!
Владимир
Киселёв:
- Да?
Максим
Шевченко:
- Я
очень извиняюсь, но хотелось бы поддержать
Сергея Валентиновича [Казакова].
Мне непонятно, как отсутствующие депутаты
могут голосовать по повестке. Это, мне
кажется, нарушение демократических и
конституционных принципов. Мне кажется,
что каждый депутат, избранный народом,
должен лично отвечать за свой голос, а
не делегировать его никому. Эта практика
должна быть прекращена.
Владимир
Киселёв:
- Хорошо,
спасибо! Есть ещё желающие выступить
по данному вопросу? Больше желающих
нет?
Сергей
Казаков:
- Я
хочу!
Владимир
Киселёв:
- У
нас выступления три раза не предусмотрены,
два раза вы уже выступали по этому
вопросу.
Сергей
Казаков:
- Регламент
у нас вообще какой?
Владимир
Киселёв:
- Читайте
регламент, у нас там с вами всё записано.
Сергей
Казаков:
- Но
это регламент прошлого Законодательного
Собрания, а наш регламент мы не приняли
ещё. [Этот] регламент —
старый!
Владимир
Киселёв:
- Пока
не принят новый регламент, а это
нормативный правовой акт Владимирской
области, и он действует до того момента,
пока не будет принят новый нормативный
правовой акт.
Сергей
Казаков:
- Давайте
внесём в повестку дня тогда регламент,
[чтобы] принять [изменения
в] регламент [Законодательного
Собрания Владимирской области].
Вячеслав
Картухин, заместитель председателя
Законодательного Собрания Владимирской
области:
- Уважаемые
коллеги! Давайте исходить из того, что
всё-таки Устав в принципе должны знать
все жители Владимирской области, и
депутаты — тем более. Это — моя позиция
как юриста, поэтому здесь мы исходим из
процедуры голосования, которое проведено.
Когда будет обсуждаться вопрос, надо
будет высказывать разные точки зрения.
Я думаю, что надо исходить из того, что
вопросы уже включены в повестку. А
сейчас мы начинаем всё с ног на голову
переворачивать. Мы только что с вами
проголосовали за консолидацию сил
единогласно, за то, чтобы мы слышали
друг друга, и начинаем сейчас под разным
углом. Я, например, считаю, что этот
вопрос — важный. С огромным уважением
отношусь к Владимиру Владимировичу
[Сипягину], и считаю, что это решение
будет способствовать объединению наших
усилий, понимаете? Мы берём ответственность
на себя, в случае принятия этого
нормативного акта, за работу всех нас,
а не только Владимира Владимировича.
Понимаете, нельзя брать те ситуации,
которые были раньше. Я недавно смотрел,
как вступал в должность губернатор
Московской области [Андрей
Воробьёв], и следом
утверждали его заместителей на заседании
Московской областной Думы. Это буквально
было на прошлой неделе. И такие ситуации
сейчас будут во многих регионах, и это
нормальный процесс абсолютно, это ни в
коем случае не ущемление прав губернатора.
Мы должны высказаться по этому вопросу,
для этого он и включён в повестку.
Максим
Шевченко:
- Я
извиняюсь, ещё раз...
Владимир
Киселёв:
- Я
прошу прощения, никто не может выступать,
в соответствии с законом, без предоставления
слова председательствующим. Пожалуйста,
повторное выступление по данному
вопросу.
Максим
Шевченко:
- Ещё
раз извиняюсь. Мы сейчас обсуждаем не
закон, а возможность голосования
отсутствующих [на заседании депутатов].
Я решительно возражаю против того, чтобы
не присутствующие депутаты голосовали,
чтобы их голоса каким-то образом
учитывались по важнейшим политическим
вопросам. Я за то, чтобы каждый человек,
уверен, вся фракция [КПРФ]
меня поддержит и многие депутаты,
чтобы каждый человек, каждый депутат
нёс персональную ответственность перед
своими избирателями, голосуя здесь и
сейчас. Если человек не может сюда
прийти, я лично выступаю против того,
чтобы делегировать право фракции или
ещё кому-то за него голосовать.
Владимир
Киселёв:
- Есть
ли ещё желающие выступить? Пожалуйста,
Роман Валерьевич.
Роман
Кавинов, заместитель председателя
Законодательного Собрания Владимирской
области (фракция «Единая Россия»):
- Уважаемые
коллеги! Большая просьба: давайте не
будем подменять понятия — никто не
делегирует кому бы то ни было свои права.
Люди высказались по повестке, написав
заявления, и проголосовали этими
заявлениями за то или иное решение. И
то, что Сергей Валентинович [Казаков]
и Максим Леонардович [Шевченко]
в будущем считают, что недопустима
такая форма, то это решается через
внесение изменений в соответствующий
регламент Законодательного Собрания.
В настоящий момент, в соответствии с
действующим у нас регламентом, такая
форма [голосования] законна
и допустима.
Владимир
Киселёв:
- Хорошо,
есть ли ещё желающие выступить? Уже по
два раза выступили уважаемые Максим
Леонардович [Шевченко и Сергей Валентинович
Казаков]. У нас регламент не предусматривает
по одному и тому же вопросу выступления
больше двух раз. Я прошу прощения,
Владимир Владимирович [Сипягин], вы
выступили тоже один раз...
Сергей
Казаков:
- По
порядку ведения [заседания]
можно?
Владимир
Киселёв:
- По
порядку ведения? Вы уже выступали по
данному вопросу. Уважаемые коллеги! …
Переходим к первому вопросу повестки
дня...
***
Владимир
Киселёв:
- Следующий
вопрос — о законе Владимирской области
«О внесении изменений в статьи 13 и 26
Устава Владимирской области». Кавинов
Роман Валерьевич, пожалуйста.
Роман
Кавинов:
- Уважаемые
коллеги! Частично в этом зале, при
обсуждении повестки дня, прошло обсуждение
представленного законопроекта, но, если
позволите, тоже хотел бы сказать, что
этот вопрос идёт в комплекте со следующим,
№4. Оба законопроекта, то есть «О внесении
изменений в статьи 13 и 26 в Устав (Основной
закон) Владимирской области» и о законе
Владимирской области «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Владимирской области», направлены
на то, чтобы разделить с высшим должностным
лицом Владимирской области, с губернатором,
бремя ответственности за принятие
кадровых решений по позициям заместителя
губернатора Владимирской области.
Данные законопроекты соответствуют
нашему федеральному законодательству,
в частности федеральному закону №184-ФЗ
«Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
Как уже здесь сегодня звучало,
действительно, подобные нормы согласования
законодательным органом при назначении
высших должностных лиц исполнительной
власти существуют в ряде субъектов
Российской Федерации — более десяти
субъектов такие нормы приняли у себя в
законодательстве. К законопроектам нет
замечаний правового характера ни со
стороны правового управления
Законодательного Собрания, ни со стороны
прокуратуры Владимирской области, куда
он был направлен. Закон разработан
депутатами [фракции
«Единая Россия» Романом]
Кавиновым, [Дмитрием]
Рожковым и [Александром]
Цыганским. Прошу принять этот
законопроект в двух чтениях.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое, Роман Валерьевич! У нас
присутствуют представители прокуратуры,
есть необходимость их заслушать по
данному вопросу о соответствии его
федеральному законодательству? Нет?
Никто не настаивает? Тогда есть ли
вопросы к докладчику? Сначала — вопросы,
потом — выступления...
(Вопрос
есть у Владимира Сипягина)
Владимир
Киселёв:
- Вообще-то
вопросы у нас задают депутаты...
Владимир
Сипягин:
- А
я — депутат!
Владимир
Киселёв:
- А,
депутат?
В
зале хохот.
Владимир
Сипягин:
- Последнее
заседание я вам понадоедаю. У меня вопрос
вот какой: а что послужило причиной для
принятия данного закона в этот переходный
период? Спасибо, Роман Валерьевич.
Роман
Кавинов:
- Коллеги!
Причина, на мой взгляд, совершенно
очевидна. Действительно, мы считаем,
что вот в этот переходный период мы
находимся в такой ситуации политической,
в которой наша Владимирская область
оказалась, необходимо разделить бремя
ответственности между губернатором по
важнейшим кадровым решениям с
законодательным органом. Это правильно
будет, это послужит консолидации усилий
[органов власти по работе на благо
жителей Владимирской области], и это —
определённый контроль со стороны
законодательного органа над деятельностью
органов исполнительной власти.
Владимир
Киселёв:
- Пожалуйста,
ещё вопросы есть? Вопрос, да?
Вячеслав
Картухин:
- Нет,
тоже ответ на вопрос.
Сергей
Казаков:
- При
чём здесь вы-то?! А вы здесь при чём?! Вот
отвечает человек [Роман Кавинов]! Вы
что, будете ему помогать, что ли?
Владимир
Киселёв:
- Уважаемые
коллеги! Не кричите! Есть же председатель
[Законодательного Собрания], вы же меня
избрали только что! Я сам могу разобраться
в нарушениях регламента. Вопрос у вас,
Сергей Валентинович?
Сергей
Казаков:
- Почему
вы не делили бремя [ответственности за
принятие важнейших кадровых решений]
с предыдущим губернатором [Светланой
Орловой], когда она как
раз нам привезла таких, как [заместитель
губернатора Владимирской области по
строительству Дмитрий] Хвостов и
[вице-губернатор по
имущественным и земельным отношениям
Елена] Мазанько? Почему
вы [тогда] не приняли [этот
закон]? Вы могли бы его принять даже в
тот момент, не в самом начале [карьеры
Орловой во Владимирской области],
а даже в тот период, когда появились эти
уголовные дела по вице-губернаторам.
Почему вы сегодня предлагаете принять
этот законопроект, когда мы ещё не знаем,
как будет строиться кадровая политика
[избранного губернатора Владимира
Сипягина]? И чего нам сразу делить это
бремя? Почему вы раньше со Светланой
Юрьевной Орловой...
Владимир
Киселёв:
- Вопрос
понятен, Сергей Валентинович!
Сергей
Казаков:
- Не,
не... Я хочу задать его до конца. Можно я
задам до конца? Не мешайте мне... Значит,
членом Высшего совета партии «Единая
Россия» Светланой Юрьевной Орловой,
губернатором, ещё даже остающейся
исполняющей обязанности губернатора
Владимирской области... Кстати, кто будет
подписывать [данный закон]? Это — второй
вопрос. Кто будет подписывать этот закон
после того, как мы его примем, если не
дай Бог?
Владимир
Киселёв:
- Губернатор
имеет право подписать этот закон в
течение 14 дней, после этого мы можем его
пересмотреть.
Сергей
Казаков:
- Отвечайте,
почему [данный закон раньше] не приняли?
Роман
Кавинов:
- Коллеги!
Во-первых, из истории вопроса. Сергей
Валентинович, вы в третьем созыве
прекратили свои полномочия депутатские?
Вы ведь в четвёртом и пятом созывах не
были депутатом Законодательного
Собрания?
Сергей
Казаков:
- В
2005 году [я перестал быть депутатом ЗС].
Роман
Кавинов:
- Я
просто хочу сказать, что на самом деле
у нас реформирование, скажем, системы
органов исполнительной власти в области
достаточно пикантно происходило в
прошлом созыве. У нас, если вы помните,
когда-то во Владимирской области
администрация была единственным органом
исполнительной власти, и губернатор
[был] во
главе администрации. А сейчас, когда в
состав администрации входят заместители
губернатора и их аппараты, и аппарат,
разумеется, губернатора, иные органы
исполнительной власти — департаменты,
инспекции и представительства, это,
скажем так, категория «иные органы
исполнительной власти». И мы вот эту
реформу проводили поэтапно, поэтому
подошли к этому этапу первыми, а второе...
Именно отвечая на вторую часть вашего
вопроса, почему ранее этого не сделали,
когда по Хвостову и Мазанько [были
возбуждены уголовные дела]: чтобы
Хвостовых и Мазанько во Владимирской
области больше не появлялось, мы и
предлагаем принять данный проект закона.
Владимир
Киселёв:
- Хорошо,
ещё вопросы? Да, пожалуйста.
Антон
Сидорко, заместитель председателя
Законодательного Собрания Владимирской
области (фракция КПРФ):
- Роман
Валерьевич, а почему данный законопроект
нельзя рассмотреть через две недели?
Роман
Кавинов:
- Можно,
но мы предлагаем сейчас проголосовать.
Владимир
Киселёв:
- Ещё
вопросы? Нет вопросов. Есть ли депутаты,
желающие выступить по данному вопросу?
Да, депутат Хабибуллин.
Шамиль
Хабибуллин, депутат Законодательного
Собрания Владимирской области (фракция
КПРФ):
- Уважаемые
коллеги! Поймите правильно, что сегодня
наша фракция выступает, разумеется, за
то, чтобы у нас, как у депутатов, было
больше полномочий, и чтобы вообще, как
один из органов власти, Законодательное
Собрание имело большие полномочия.
Но именно здесь стоит огромный вопрос,
то, что этот закон будет подписывать
действующий губернатор Владимирской
области Светлана Юрьевна Орлова. Мне
кажется, это — нелогично и неэтично,
поскольку здесь приведена структура —
действующие замы, их должности. Возможно,
она изменится, что, скорее всего, и будет.
Поэтому, мне кажется, что, со всех сторон
понятий морали и этичности, этот вопрос
нужно отложить. Мы помним, что этот закон
был принят Законодательным Собранием,
когда у [бывшего губернатора
Владимирской области] Николая
Владимировича Виноградова заканчивались
полномочия, если я не ошибаюсь — если
ошибаюсь, поправьте, пожалуйста, но
когда пришёл новый губернатор [Светлана
Орлова], этот закон отменили. Поэтому я
считаю, что этот закон должен быть
рассмотрен после вступления в должность
нового губернатора [Владимира Сипягина].
Спасибо.
Владимир
Киселёв:
Хочу вас поправить, данный закон действовал на территории Владимирской области во времена Николая Владимировича Виноградова, но он прекратил своё существование в середине двухтысячных годов — во время работы Николая Владимировича Виноградова, когда фракция КПРФ в Законодательном Собрании проголосовала за то, чтобы отменить данный закон.
Пожалуйста, ещё выступающие? Да, пожалуйста, депутат Максюков.
Михаил
Максюков, депутат Законодательного
Собрания Владимирской области, фракция
«Единая Россия»:
- Как
одномандатник хочу сказать, что девяносто
и больше процентов всех проблем граждан
на территориях — это сфера ответственности
и работы именно исполнительной власти,
но люди не могут достучаться до чиновников.
На запросы — отписки, на приём попасть
невозможно. Мы все с вами сталкивались
во время предвыборной кампании с такими
претензиями со стороны жителей. Люди
обращаются к нам, депутатам, выплёскивают
на нас своё недовольство существующей
системой, властью и своими проблемами.
Мы часто сделать не можем ничего, поэтому
усиление депутатского контроля за
исполнительной властью — это общественный
запрос, и я считаю, что это — очень
правильное решение и своевременное, в
том числе. Владимир Владимирович
[Сипягин], как наш избранный губернатор,
я уверен, тоже сталкивался во время
своей предвыборной кампании, своей
депутатской работы, именно с таким
положением вещей, и надеюсь, что всё
будет конструктивно дальше. Поддерживаю
такой законопроект. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Да, Максим Леонардович.
Максим
Шевченко:
- Уважаемые
коллеги! Безусловно, невозможно не
согласиться с тем, что Законодательное
Собрание должно нести большую
ответственность, в том числе, за контролем
над деятельностью представителей
исполнительной власти. Но речь идёт о
настоящем политическом моменте, который,
я напомню, [во Владимирской области]
характеризуется следующим:
политическим поражением пока ещё
действующего губернатора [Светланы
Орловой], которая фактически
проиграла около двадцати процентов,
если мне память не изменяет, во втором
туре. Поэтому сейчас человек, политическое
лицо, которое потерпело политическое
поражение в честной и открытой борьбе,
сейчас подписывает такие важные
документы, это, на мой взгляд, - пренебрежение
мнением и волей огромного количества
избирателей, которые ясно выразили свою
позицию на губернаторских выборах. Я
предлагаю вернуться к этому закону в
тот момент, когда новый, демократически
избранный губернатор [Владимирской
области Владимир Сипягин],
одержавший достойную и внушительную
победу при народном волеизъявлении,
вступит в свои полномочия. Я предлагаю,
коллеги, не торопиться, потому что здесь
находятся журналисты, и кто-то из них,
вдруг, да и напишет, что фракция «Единой
России» любой ценой проталкивает свои
интересы, пытаясь помешать ныне
действующему губернатору. Такая
чудовищная мысль, естественно, не
приходит мне в голову, но кому-то она
может прийти. И поэтому я думаю, что если
призывы к консолидации были на самом
деле не лицемерными, а искренними, я в
это искренне верю, то сейчас именно тот
момент, когда мы можем эту искренность
и поддержку демократическому выбору
народа все продемонстрировать. Давайте
вернёмся к этому вопросу через две
недели. Мне кажется, это будет разумно,
это будет логично, это будет уважением
воли избирателей. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Пожалуйста,
депутат Казаков.
Сергей
Казаков:
- Уважаемые
коллеги! Я поддерживаю выступление
Максима Леонардовича Шевченко, нашего
коллеги-депутата. Но хотел бы добавить:
мы хотим сейчас вот здесь сейчас
находящегося нашего коллегу, депутата
ещё пока, Владимира Владимировича
[Сипягина] сразу
как-то поставить, на мой взгляд, на место.
И вот этим законом фракция «Единая
Россия», которая сегодня, в общем-то,
тоже потерпела определённое поражение
— да, одномандатные округа, там 16 человек
выиграли, это понятно; но как партия —
вы много мандатов всё-таки потеряли,
именно как партия. Вы сейчас пытаетесь,
сегодняшним законопроектом о внесении
изменений в Устав [Владимирской области]
взять какой-то, на мой взгляд, реванш -
«вот сейчас не получилось, значит,
губернатора избрать, давайте попробуем
нового губернатора спеленать». Мало
того — ещё руками Светланы Юрьевны
Орловой [вы пытаетесь это сделать],
которая будет подписывать этот
законопроект. Это, вообще, - поразительно,
конечно, удивительно. То есть, она ещё
его с таким удовольствием подпишет,
скажет: «Ну, вот! Мне это не досталось,
а ты вот попробуй здесь поработай, когда
большинство у моей партии. А мы тебе ещё
и замов всех не будем согласовывать
годами, и ты будешь всё время ходить к
нам с поклоном»! Поэтому я тоже за то,
чтобы контролировать исполнительную
власть, и всегда был за это, но, на мой
взгляд, этот законопроект должен быть
отложен и принят, когда наш избранный
губернатор вступит в полную власть,
когда пройдёт инаугурация, примет все
соответствующие решения. И тогда мы
вернёмся к этому законопроекту, и, вполне
возможно, что я его поддержу, но сегодня
я никогда не буду за него голосовать.
Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Пожалуйста, Владимир Владимирович.
Владимир
Сипягин:
- Не
знаю, финальная точка, или не финальная.
Я согласен со всеми выступающими, и
согласен с тем, что демократические
свободы где-то нарушаются со стороны
чиновников, но это абсолютно хорошее
предложение [по согласованию кандидатов
на должности заместителей губернатора
Владимирской области с депутатами
Законодательного Собрания], и я изначально
об этом сказал: не надо торопиться. Это
очень сложная процедура: мы принимаем
[этот закон],
[его] подписывает один
губернатор, а действие закона начнётся
уже в рамках полномочий второго
губернатора. Мы же никуда не бежим,
никуда не торопимся. Проходит определённая
процедура передачи полномочий. И ещё
самое последнее добавлю к тому, что
здесь сказали, хочу конкретизировать
слово «ответственность»: вы что, хотите
сказать, что вы будете нести полностью,
сидящие в этом зале, полную ответственность,
которой буду обладать я?! Тогда, когда
вы мне не назначите заместителей
губернатора, которых я сюда приведу,
значит, каждая не открытая школа, каждый
заброшенный парк, каждая не заасфальтированная
дорога — если это будет касаться
губернатора, то это будет и на вашей
ответственности. Процедуру, конечно
же, давайте обсуждать. Давайте подумаем,
как это делать. Но вы, перекладывая [на
себя] ответственность,
вы её перекладываете в полном объёме?
Конечно же, нет! Потому что никогда
Законодательное Собрание полной
ответственности не переложит на себя.
Ответственность - у губернатора! Вот
это — самое главное, поэтому моё
предложение: не торопясь, спокойно
[обсудить этот закон] когда я вступлю в
должность, сесть, создать согласительную
комиссию, рабочую группу — называйте
это, как хотите. Все вместе будем
обсуждать, сидя в этом зале, и примем
наиболее правильное решение. Ведь есть
много тонких юридических моментов в
формулировке закона. Давайте потом это
обсудим спокойно! Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Пожалуйста,
Вячеслав Юрьевич!
Вячеслав
Картухин:
- Уважаемые
коллеги! Общее рациональное зерно всех
выступлений в том, что такая мера [как
согласование кандидатов на должности
заместителей губернатора Владимирской
области с депутатами Законодательного
Собрания] всё-таки
приемлема, и все понимают, что это очень
важно. И Сергей Валентинович [Казаков]
в своём выступлении, когда претендовал
на должность председателя [Законодательного
Собрания], правильно озвучил, что надо
повышать значение Законодательного
Собрания Владимирской области. Я думаю,
все мы с этим согласны, поэтому я думаю,
что общее рациональное зерно есть. Далее
— вопрос о том, почему раньше не делали?
Вот увидели, оценили ситуацию, и сейчас
решили это сделать, потому что это
происходит и в других регионах, и это —
очень важно. Эта мера, сама по себе —
очень важная и очень нужная, и она будет
влиять, в том числе, и на ситуацию в
регионе, ведь мы действительно разделим
ответственность с Владимиром Владимировичем
[Сипягиным] — мы никуда не денемся,
потому что губернатор тоже сможет
сказать: «Мы вместе с Законодательным
Собранием принимали такое решение».
Это — реальная ответственность, поэтому
мы разделим эту ответственность. Вот
мы сегодня решим это голосованием: если
сейчас ещё не готово Законодательное
Собрание, значит результаты покажут;
если готово, потому что вопрос предельно
ясен — он понятен всем, что мы хотим
принять с вами, нам понятно, что
принимается. И нам сейчас предлагают
сделать следующее: если мы рассмотрим
позже этот вопрос, то, конечно, будет
губернатор [Сипягин] рассматривать,
может не подписать, и тогда мы уже вступим
в конфронтацию с действующим губернатором,
который вступил в должность, понимаете?
На мой взгляд, сейчас не надо действовать
с оглядкой на то, кто подпишет этот
закон, а надо смотреть, на что этот закон
направлен. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. По первому разу есть ещё желающие
выступить?
Антон
Сидорко:
- Уважаемые
коллеги! Принципиальная позиция фракции
КПРФ, мы действительно выступаем за
усиление роли законодательной ветви
власти, но, приняв сегодня вот эти
изменения по такому важному вопросу,
получив их, по большому счёту несколько
часов назад, безусловно, мы вступаем на
путь конфронтации с избранным губернатором.
Получается, что мы стартуем в работе не
с консолидации, о чём сегодня много
говорилось, а с конфронтации. Наверное,
действительно корректнее будет
рассматривать данные изменения уже в
то время, когда вступит в свои права
действующий губернатор. С другой стороны,
необходимо все эти изменения очень
серьёзно обсуждать и ещё раз обдумать,
потому что, забегая немножко вперёд,
если кто ещё не вникал в суть данных
изменений, речь идёт о согласовании
заместителей губернатора постановлением
Законодательного Собрания, иными
словами, простым большинством [голосов],
а, значит, есть риск того, что ответственность
будет делиться не Законодательным
Собранием с губернатором, а по сути —
единственной фракцией «Единая Россия».
Поэтому я просто призвал бы [отложить
рассмотрение этого вопроса], и, опять
же, подчеркну, что мы выступаем за
усиление роли Законодательного Собрания,
серьёзно подумать и сегодня не принимать
эти изменения. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Кто
у нас ещё хотел бы выступить? Пожалуйста,
Сергей Евгеньевич Бирюков.
Сергей
Бирюков, депутат Законодательного
Собрания Владимирской области, фракция
«Справедливая Россия»:
- Уважаемый
Владимир Николаевич! Уважаемые коллеги!
Я созвонился с нашими товарищами по
партии, которые работают в регионах,
где действуют эти законы, наша партия
там находится так же в меньшинстве, к
сожалению, как и во Владимирской области.
Могу сказать, что они хорошо воспринимают
те законопроекты, которые у них работают.
То есть реальное усиление положения
каждого депутата несёт согласование
кандидатур на должности в исполнительной
власти, и им даже не мешает то, что они
находятся в меньшинстве, то есть министры
правительства и заместители губернатора
— все приходят. Я вижу, что в этом зале
все одобряют этот законопроект, но
[некоторые] хотят отложить его, рассмотреть
другими методами. Считаю, что это — не
принципиально, и самое главное, что мы
слышим, в том числе, от наших коллег от
КПРФ, что это где-то как-то разобщает
нас, мешает консолидации. Да, я тоже
недоволен, что это постановление может
приниматься только 50% голосов, но никто
нам не мешает, обладая правом законодательной
инициативы, внести наши предложения по
изменению федерального закона, чтобы
две трети [депутатов] принимали [решение],
или как мы сами посчитаем нужным,
чтобы наши оппозиционные фракции тоже
имели возможность высказываться по
этому вопросу. И не надо говорить о том,
что это — конфронтация, наоборот — это
действительно та консолидация, и,
понятно, что у «Единой России» большинство,
и, я надеюсь, что Владимир Николаевич
[Киселёв] в своей предвыборной речи на
должность председателя Законодательного
Собрания сказал о том, что он будет
прислушиваться к мнению оппозиционных
фракций, и с такой поправкой, доверяя
Владимиру Николаевичу, предлагаю законопроект поддержать.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Если ещё желающие выступить в
первый раз? Нет больше? Сергей Валентинович,
пожалуйста, повторное выступление.
Сергей
Казаков:
- Уважаемые
коллеги! Я, конечно, может быть, немножко
как бы сегодня всё-таки не всё там знаю
— и регламент надо было начинать
принимать, и вы, конечно, нас переигрываете,
единороссы, у вас больше опыта. Надо
было с регламента начать, из которого
мы должны были удалить вот это право
голосовать по заявлению, а потом уже
начинать голосовать за какие-то законы.
Ну, это я так считаю. И самое главное -
мы не провели обсуждение этого
законопроекта. Фактически мы его сейчас
не обсуждаем, некоторые, думаю, что не
прочитали...
Владимир
Киселёв:
- Повторное
выступление до двух минут.
Сергей
Казаков:
- Хорошо.
Комитет не рассмотрел профильный, у нас
их ещё и нет — комитетов. Почему мы так
спешим? Я не понимаю этой спешки, я
совершенно не вижу [причин
для этого]. И наш губернатор
[Владимир Сипягин] тоже
против. Мы конфронтацию начинаем, мы
начинаем с конфликта. Ну хотите конфликта
— давайте, мы тогда и дальше будем
«раскачивать», как вы говорите. Если вы
сейчас нам не пойдёте навстречу, я вот
просто заявляю, что мы тоже вам никогда
не будем идти навстречу. Давайте всё-таки
сегодня отложим этот законопроект и
проголосуем через две недели. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Повторное выступление?
Пожалуйста, я же не возражаю.
Ольга
Хохлова, заместитель председателя
Законодательного Собрания Владимирской
области, руководитель фракции «Единая
Россия»:
- Уважаемые
коллеги! Ну давайте мы придём к единому
мнению. Мы все однозначно говорили, что
нужно усиливать роль Законодательного
Собрания, что [губернатору]
нужно согласовывать [с депутатами]
такие должности, важные для нашей
области. Сегодня много было об этом
сказано, и мы действительно будем все
вместе с вами нести эту ответственность
и обсуждать [кандидатов
на должности вице-губернаторов]
здесь вместе, с приглашением
губернатора Владимира Владимировича
[Сипягина].
То есть мы не будем какой-то там
действительно... [Не будем] продавливать
какие-то вещи, которые не будут большинством
одобрены. Поэтому я считаю, что нужно
сегодня принять этот законопроект,
потому что с нас люди потом будут
спрашивать: «А что же вы сидели там
месяц, а почему сразу не принимали такие
шаги, которые нужно было принять»?
Поэтому предлагаю принять данный
законопроект.
Владимир
Киселёв:
- Пожалуйста!
Повторное выступление?
Вячеслав
Картухин:
- Да,
повторное. Коллеги! Ещё прошу обратить
внимание на один момент: уже сейчас, в
ближайшее время, возможно, надо будет
принимать кадровые решения, и начинать
надо с заместителей губернатора. Вот
почему этот вопрос необходимо решать
именно сегодня. Если мы хотим влиять на
этот процесс, то мы сегодня должны это
решение принять. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое! Повторное выступление?
Максим
Шевченко:
- Да,
повторное выступление. Уважаемые
коллеги! Для оппозиционной партии КПРФ,
и, я так понимаю, по крайней мере, для
ещё одной партии, неприемлемо наличие
подписи проигравшего губернатора
Орловой под этим законопроектом. И для
меня удивительная позиция «Справедливой
России». И я понимаю, что «Единая Россия»
сейчас продавливает любой ценой вот
эту свою позицию. Я считаю, что в этом
проявляется неуважение к воле избирателей,
и попытка сразу же поставить под контроль
избранного губернатора [Владимира
Сипягина]. Орлова проиграла, признайте
это поражение — те, кто с ней работал;
те, кто с ней взаимодействовал; те, кто
помогал ей в её действиях в ходе
избирательной кампании, которые
достаточно сомнительные, с точки зрения
многих. Для нас это принципиально. Мы
за то, чтобы этот закон, возможно,
обсуждался, был подписан губернатором,
но не Светланой Орловой. Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Повторное выступление, Роман
Валерьевич?
Роман
Кавинов:
- Уважаемые
коллеги! Вячеслав Юрьевич [Картухин]
очень важную мысль сказал. Действительно,
мы с вами реалисты, которые понимают,
как устроен механизм государственной
власти. Мы понимаем прекрасно, что те
категории должностей, которые предлагается
данным законопроектом согласовывать
с Законодательным Собранием, это так
называемые лица, «замещающие госдолжности»,
как мы с вами, депутаты. То есть, в отличие
от директоров департаментов и чиновников
другого ранга, где есть обязательные
требования и критерии, в соответствии
с федеральным законодательством о
государственной гражданской службе,
то в отношении лиц, замещающих госдолжности,
действуют несколько другие механизмы.
И не приняв сегодня поправки в Устав
[Владимирской области] и другие
законодательные акты, мы действительно
рискуем очень серьёзно получить уже
сформированное руководство исполнительной
власти области, и даже если потом мы
когда-то вернёмся [к рассмотрению этих
законопроектов], то процедура будет
намного сложнее. Поэтому я всё-таки
призываю проголосовать за предложенные
поправки сегодня.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Есть ли ещё депутаты, желающие
выступить в первый раз? Пожалуйста.
Иван
Алтухов, депутат Законодательного
Собрания Владимирской области (фракция
«Коммунистической партии социальной
справедливости»):
- Уважаемые
коллеги! Я считаю, что вот эти предложения
разумны, потому что это — гарантии
демократии, и гарантии, в первую очередь,
для маленьких партий, чтобы с нами как-то
вели диалог и с нами считались, то есть,
например, мы можем иметь предложения
по кадрам для нового губернатора. Если
будет интересно, мы с удовольствием
встретимся и обсудим эти вопросы. Я
убеждён, что сама структура администрации
области требует серьёзного реформирования
и оптимизации. И почему бы нам не учредить
не администрацию, а правительство
Владимирской области? Это не потребует
дополнительных расходов, но это...
В
зале шум.
Владимир
Киселёв:
- Не
перебивайте!
Иван
Алтухов:
- … и
это хороший опыт в других субъектах
[Российской Федерации],
понимаете? И чтобы нас выслушали,
чтобы нас поняли — вот эта поправка
будет гарантией для нормального диалога.
И мы очень уважаем нового губернатора,
будем поддерживать и сотрудничать.
Спасибо.
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Для справки: структура
администрации Владимирской области
также утверждается Законодательным
Собранием. Пожалуйста, есть ещё желающие
выступить? В первый раз? Во второй раз?
Нет?
- Я
буквально тоже два слова хотел сказать...
Уважаемые коллеги! Я поддерживаю
практически всех сегодня выступавших,
каждый говорил абсолютно правильно и
разумно. У каждого, в общем-то, своя точка
зрения на один и тот же вопрос, все в
целом сходятся во мнении, что, да, закон
будет полезен для Владимирской области,
и что он должен быть принят. У нас разница
практически только в своевременности
или несвоевременности [принятия]
данного закона. Мы в кулуарах
беседовали с многими депутатами из
разных фракций о данном законе. Назывались
предложения мне, что вот если в данном
законе согласование будет двумя третями
голосов, то нет проблем, мы проголосуем
за этот закон; если же будет вот половиной
только, то мы не проголосуем за этот
закон. Мне, к сожалению, здесь видятся
некие узкопартийные интересы некоторых
политических сил Владимирской области.
Я бы не хотел конкретно критиковать,
как сегодня критиковали виноватую в
чём-то партию «Единая Россия», которая
набрала большее количество голосов,
видимо, поэтому и виновата. Не хотел бы
сегодня критиковать другие политические
силы, хотя можно вспомнить высказывание
классика марксизма-ленинизма, уважаемого,
в общем-то, человека — Владимира Ильича
Ленина, который говорил, что всё, что
большевикам полезно, нужно делать. Я
очень далёк от чудовищной мысли, что
КПРФ у нас и другие политические силы
только в своих интересах действуют, и
если выгодно, предположим, какой-то
политической партии, то это — демократия,
а если невыгодно, то это - уже не демократия.
Вот поэтому мне бы хотелось попросить
всех вас, уважаемые коллеги, поддержать
данный закон, потому что он полезен, в
первую очередь, нашему губернатору
вновь избранному. При всём уважении к
Владимиру Владимировичу [Сипягину], мы
с ним вместе работали долгое время, и
являемся хорошими товарищами. И я надеюсь
на то, да, Владимир Владимирович, что
будем и дальше дружить? При всём уважении,
но у него недостаточно опыта пока ещё,
как у руководителя области, для того,
чтобы принимать все решения без ошибок.
И никто не застрахован от этих ошибок.
Даже, в общем-то, опытный губернатор
Светлана Юрьевна Орлова, которая
отработала двадцать лет на федеральном
уровне, у неё были кадровые ошибки,
которые сегодня обозначал Сергей
Валентинович Казаков, те вице-губернаторы,
которые сегодня находятся под следствием.
И мы сегодня просто обязаны помочь
Владимиру Владимировичу [Сипягину]
не совершать этих ошибок. И я уверен,
что избранный губернатор - а скоро он
будет уже не только избранным, он будет
губернатором, вступившим в права —
будет прислушиваться к мнению
Законодательного Собрания. И, безусловно,
мы будем гласно каждую кандидатуру
обсуждать на заседаниях Законодательного
Собрания, и член любой фракции сможет
высказать [своё мнение]
и убедить своих коллег, если мы все
вместе увидим, что этот человек не
достоин по какой-то причине, или он не
может в силу своих профессиональных
возможностей быть заместителем
губернатора, то это будет делаться
гласно, при средствах массовой информации,
в прямом эфире. У нас, кстати, сегодня
идёт трансляция [заседания] в прямом
эфире, и каждое заседание Законодательного
Собрания транслируется в прямом эфире.
И каждый гражданин Владимирской области
будет понимать, что, если — не дай Бог!
- потом этот вице -губернатор, которого
согласовало Законодательное Собрание,
попадёт в такую ситуацию, как вышеназванные
вице-губернаторы [Дмитрий Хвостов и
Елена Мазанько], то понятно, кто виноват.
И не только губернатор виноват будет,
виноваты будем все мы с вами, и в первую
очередь будут те [депутаты]
виноваты, которые проголосовали за
согласование данной кандидатуры, поэтому
ответственность будем нести все вместе.
Я прошу принять этот законопроект. Есть
ещё желающие выступить? Спасибо большое,
тогда переходим к голосованию. Голосуем
за принятие данного закона в первом
чтении. Я ещё раз напоминаю процедуру
голосования: это Уставный закон, для
принятия которого необходимо 26 голосов.
Прошу не ошибаться при голосовании,
прошу очень внимательно посмотреть на
кнопки — где кнопка «да» и где кнопка
«нет» - и проголосовать. Идёт голосование.
(Пауза,
депутаты голосуют).
Владимир
Киселёв:
- 23
голоса «за»...
Робкие
аплодисменты.
Владимир
Киселёв:
- … плюс
два голоса [отсутствующих депутатов
Лебедева и Говырина] «за».
Сергей
Казаков:
- Не
хватает!
Кто-то:
- [Решение]
не прошло!
Владимир
Киселёв:
- Не
прошло...
Бурные
аплодисменты.
Владимир
Киселёв:
- Мы
имеем право переголосовать за повторное
голосование, в соответствии с законом.
Сергей
Казаков:
- Зачем
продавливать-то?
Владимир
Киселёв:
- Я
не продавливаю, я прошу переголосовать
за повторное голосование. Возможно,
кто-то ошибся.
В
зале ропот.
Владимир
Киселёв:
- Объявляется
голосование повторное...
Ропот,
вопросы: «Зачем»?
Владимир
Киселёв:
- Объявляется
повторное голосование... Голосование
за повторное...
Максим
Шевченко:
- Господин
председатель! Это что за инновации
регламента такие — голосование...
Владимир
Киселёв:
- Регламент
пред-усмат-ривает повторное голосование...
Сергей
Казаков:
- Зачитайте
статью регламента...
Максим
Шевченко:
- В
связи с чем?
Владимир
Киселёв:
- Если
депутаты примут решение переголосовать,
то... Возможно, кто-то ошибся. Я допускаю,
что кто-то ошибся [при
голосовании].
Сергей
Казаков:
- Пусть
[тот,
кто ошибся]
заявит об
этом!
Владимир
Киселёв:
- Я
допускаю, что кто-то ошибся!
Сергей
Казаков:
- Никто
не ошибся!
Кто-то:
- Давайте
спросим, действительно!
Максим
Шевченко:
- Пусть
тот, кто ошибся, выйдет на трибуну и
заявит - «я ошибся»!
Владимир
Киселёв:
- Или
кто-то не голосовал.
Сергей
Казаков:
- Да,
пусть заявит об этом!
Кто-то:
- Ну
так нельзя!
Владимир
Киселёв:
- Так,
есть...
Сергей
Казаков:
- Нет
таких!
Владимир
Киселёв:
- Значит,
кто-то не голосовал. У нас просто 23 голоса
«за», 11 - «против», и 35 [депутатов]
никак не
получается...
Сергей
Казаков:
- Имеет
право [не голосовать]!
Владимир
Киселёв:
- … получается
34, [35] не получается, не получается.
Сергей
Казаков:
- Я
не голосовал!
Кто-то:
- Может
быть, кто-то раньше проголосовал, чем
таймер пошёл?
Владимир
Киселёв:
- Может
быть, кто-то раньше проголосовал, чем
таймер пошёл?
Сергей
Казаков:
- Не,
ну зачем продавливать-то?!
Владимир
Киселёв:
- Давайте
так: я предлагаю переголосовать. Кто за
то, чтобы повторно переголосовать за
данный вопрос? Идёт голосование.
Пауза,
депутаты нажимают на кнопки.
Сергей
Казаков:
- Это
— продавливание.
Владимир
Киселёв:
- 25
[голосов]
«за», 9 -
«против», никто не воздержался.
Кто-то:
- Ну
вот, опять [получается]
34!
Владимир
Киселёв:
- Ну,
кто-то не голосует.
Гвалт,
неразборчиво.
Владимир
Киселёв:
- Идёт
повторное голосование. Кто за то, чтобы
принять...
Максим
Шевченко:
- Это
произвол!
Владимир
Киселёв:
- Ещё
раз: кто за то, чтобы принять данный
закон в первом чтении? Идёт голосование.
Раньше, [чем пойдёт таймер,] не голосуем!
Смотрим, что горит красная кнопка.
Сергей
Казаков:
- Хахахаха!
СМИ, вы там это зафиксируйте!
Владимир
Киселёв:
- [Это]
зафиксируется
всеми СМИ. 24 [голоса] «за», плюс два голоса
[отсутствующих депутатов Лебедева и
Говырина] «за». В первом чтении закон
принят. Закон во втором чтении, идёт
голосование.
Пауза,
депутаты нажимают на кнопки.
Владимир
Киселёв:
- 24
[голоса]
«за», 10 - «против», плюс два голоса «за».
Закон принят. Спасибо большое. Следующий
вопрос - «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Владимирской
области». Кавинов Роман Валерьевич,
пожалуйста.
Роман
Кавинов:
- Коллеги!
Необходимо не только в Устав [Владимирской
области] соответствующие
изменения внести, но и в иные законы
Владимирской области, связанные с
деятельностью органов исполнительной
власти, поэтому предлагаем в двух чтениях
принять указанный законопроект.
Сергей
Казаков:
- Вот
так и будем принимать...
Владимир
Киселёв:
- Спасибо
большое. Есть вопросы к докладчику?
Сергей
Казаков:
- Есть
вопрос!
Владимир
Киселёв:
- Пожалуйста!
Сергей
Казаков:
- Скажите,
вы так и будете продавливать заместителей
губернатора?
Владимир
Киселёв:
- К
докладчику есть вопросы?
Сергей
Казаков:
- А
что он сказал?
В
зале хохот.
Владимир
Киселёв:
- Вы
должны слушать, что он сказал. По данному
вопросу есть вопросы? Нет вопросов...
Есть ли депутаты, желающие выступить?
Максим
Шевченко:
- И
сколько раз можно переголосовывать?
Каждый раз, когда фракции «Единая Россия»
не будут выгодны результаты голосования,
вы будете ставить на повторное голосование
по тем или иным причинам? То, что сейчас
здесь происходит, - это настоящий
произвол и дискредитация избирательного
процесса! Первичное голосование отменено
по непонятным причинам. Никаких заявлений
от депутатов о том, что они неправильно
проголосовали или ошиблись, не было. И
я не понимаю, почему было принято решение
по переголосованию по этому закону. И
вот тут прокуратура могла бы высказаться.
Владимир
Киселёв:
- Кто-то
из депутатов не голосовал, поэтому и
было принято такое решение... Принято
решение было депутатами, не мною!
Максим
Шевченко:
- Вы
обладает большинством голосов в «Единой
России»! Может быть, таким образом, нам
выйти из зала? Две фракции — мы можем
просто покинуть этот зал для голосования!
То, что здесь происходит — просто срыв
демократической процедуры! Если так
будет продолжаться, фракция КПРФ покинет
заседание!
Владимир
Киселёв:
- Я
вас к этому не призываю, но, в принципе,
Законодательное Собрание может работать
и без других политических сил.
Максим
Шевченко:
- Как
вы и работали все эти годы.
Ропот,
возмущение.
Владимир
Киселёв:
- Я
говорю: я вас к этому не призываю, и прошу
остаться в зале.
Сергей
Казаков:
- Вы
первые встали на тропу войны, имейте
это в виду. Вы — первые. Я не при чём
здесь. Всё, ребята, вы начали первые, да!
Владимир
Киселёв:
- Ну,
давайте так: значит, никакой тропы войны
у нас пока ещё нет...
Сергей
Казаков:
- Встали,
встали, встали, встали!
Владимир
Киселёв:
- Никакой
тропы войны пока ещё нет. Мы ничего не
отменяли, мы проголосовали демократическим
путём, самым демократическим образом
— мы проголосовали за отмену... вернее,
за переголосование в присутствии и
представителей органов прокуратуры, и
органов внутренних дел, и других органов,
которые здесь присутствуют. Пожалуйста,
по данному закону — есть ли вопросы к
докладчику? Нет. Есть ли депутаты,
желающие выступить? Нет. Закон в первом
чтении, идёт голосование.
Пауза,
депутаты нажимают на кнопки.
Владимир
Киселёв:
- 24
[голоса]
«за», 10 - «против», воздержавшихся нет.
Плюс два голоса «за». Закон во втором
чтении, идёт голосование... 24 [голоса]
«за», 10 - «против», воздержавшихся нет.
Плюс два голоса «за». Закон принимается.
- Следующий
вопрос — нам предлагается внести
изменения в Налоговый кодекс...
Максим
Шевченко:
- Я
извиняюсь, фракция КПРФ просит перерыв
для экстренного совещания!
Владимир
Киселёв:
- Давайте
мы сейчас проголосуем...
Максим
Шевченко:
- Нет!
Мы просим перерыв для экстренного
совещания!
Владимир
Киселёв:
- Для
этого мы должны принять решение
Законодательного Собрания. Аргументируйте,
пожалуйста, свои...
Максим
Шевченко:
- Мы
считаем, что председатель [Законодательного
Собрания Владимирской области]
нарушает процедуру демократического
голосования, потому что мы считаем, что
фракция «Единая Россия» продавливает
решение любой ценой. Сейчас мы стали
свидетелями, как, во-первых, голосуют
два отсутствующих депутата [фракции
«Единая Россия» Алексей Говырин и
Владимир Лебедев], которые
не понимают, что здесь происходит, но
их голоса автоматически засчитываются,
это — первое. И при том было переголосование
в то время, когда результат не устраивал
фракцию «Единая Россия». Я считаю, что
это — нарушение демократической
процедуры, поэтому фракция КПРФ просит
перерыва для обсуждения сложившейся
ситуации.
Владимир
Киселёв:
- Уважаемые
коллеги! Поступило предложение об
объявлении перерыва... На сколько минут?
Максим
Шевченко:
- На
пять минут.
Владимир
Киселёв:
- Кто
за данное предложение? Прошу голосовать.
Простым большинством голосов принимается
решение...
Пауза,
депутаты нажимают на кнопки.
Владимир
Киселёв:
- 13
голосов «за», 22 - «против». Перерыв не
объявляется.