23 августа митрополит Владимирский и Суздальский Тихон провел пресс-конференцию, посвященную прошедшему недавно в Москве совещанию глав митрополий, на территории которых находится большое количество аварийных и руинированных храмов. В их число входит и Владимирская митрополия. На ее территории находится около 50 практически полностью разрушенных культовых зданий.
Только в одной Владимиро-Суздальской епархии, включающей в себя приходы Владимира, Радужного, Гусь-Хрустального, Ковровского, Камешковского, Собинского, Судогодского и Суздальского районов расположено 122 аварийных храма. Еще более 130 церквей приведены в более-менее приличный вид, но требуют реставрации. На их восстановление требуются огромные средства.
В ходе пресс-конференции митрополит Тихон озвучил, какие предложения прозвучали по этой проблеме на совещании в Москве. Было сказано о возможности привлекать молодежные движения к участию в работах по восстановлению храмов, о необходимости создания общецерковного фонда для аккумуляции добровольных пожертвований на ремонт и реставрацию храмовых руин, о желательном сотрудничестве со строительными организациями, имеющими специальную лицензию и с выпускниками вузов — специалистами в области архитектуры.
Далее митрополит Тихон и руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ протоиерей Евгений Липатов подвергли жесткой критике нормы 73-го федерального закона «Об объектах культурного наследия», а также Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, которая следит за соблюдением требований этого закона. Охранная политика в отношении памятников, по словам представителей РПЦ, во Владимирской области привела к тому, что фактически невозможно законсервировать руинированную или аварийную церковь. Без составления полного проекта реставрации за 2-3 миллиона рублей нельзя элементарно вынести мусор, забить окна, закрыть крышу разваливающейся постройки. Митрополит Тихон заявил, что при этом существуют охранные обязательства, наложенные на владельцев этих памятников-руин и очень жесткие сроки для их выполнения, а также «репрессивные меры» за их несоблюдение:
«Есть сложности в консервации храмов. В других Епархиях нет такой проблемы. Консервация храмов идет безболезненно, договариваются на местном уровне, потому что большинство памятников регионального значения. У нас тоже региональные памятники, но у нас, конечно, это непробиваемо. Чтобы сделать консервацию или чтобы сделать благоустройство требуют полный проект восстановительных работ. Сам проект стоит до нескольких миллионов рублей, и поэтому епархия не в силах.
Есть еще одна проблема — охранные обязательства. Раньше до 2003 года был охранный договор, где было двухстороннее соглашение о восстановлении. Сейчас с выходом 73-го федерального закона все очень ужесточилось и называются нереальные сроки. Посмотрели сейчас: самый руинированный храм - в 2009 его нам передали, а в 2010 году мы должны были его уже восстановить. Написано, что он в удовлетворительном состоянии, а там только скелет стоит: ни крыши, ни окон. А мы его за год должны восстановить, хотя в течении года только проект делается. То есть это нереально абсолютно. При этом штрафы, вплоть до тюрьмы — два года священнику, если он за год не восстановит храм.
Ну и конечно, было предложено, чтобы охранные обязательства корректировать и переносить на 40-50 лет, чтобы действительно была возможность восстановить этот храм. Потому что во многих охранных обязательствах нереальные стоят сроки.
Министерство культуры согласилось, чтобы этот 73-ий закон скорректировать. К осени или весне это будет сделано, так чтобы косметические работы можно было проводить, консервацию, чтобы хотя бы можно было мусор вынести, забить окна, закрыть крышу. Вы видите, что даже в нашем Богородице-Рождественском монастыре XII века отлетела штукатурка. Ничего мы не можем сделать, даже косметический ремонт, потому что закон требует генерального проекта. Даже если побелить наше епархиальное управление — я должен заказать проект на несколько миллионов рублей, и потом побелить. Есть несуразности».
Митрополит Тихон и протоиерей Евгений Липатов рассказали, что за последние полгода получили более трех десятков предписаний от Госинспекции по охране объектов культурного наследия за попытки привести в порядок те или иные церковные объекты. В частности оказались в суде и были оштрафованы представители Боголюбовского монастыря - за то, что пытались побелить облупившуюся стену Архимандритского корпуса. С куполов Новоалексиевского монастыря в Добром требуют убрать позолоту и вернуть им черный цвет. Не разрешили новому митрополиту поменять сгнившие доски в полу колокольни Успенского кафедрального собора.
Таких прецедентов становится все больше. Митрополит Тихон дал понять, что государство 80 лет разрушало храмы, а теперь требует от РПЦ восстановить их за год-два, грозя судами, при этом никак не помогая: ни строчки в региональном бюджете на восстановление памятников регионального значения не заложено.
По мнению руководителя Владимирской митрополии, из этой ситуации есть два выхода — либо разрешить Церкви и народу восстанавливать храмы по упрощенной схеме, либо государство должно принять их обратно в собственность.
По словам Владыки на имя губернатора Владимира Сипягина будет направлено письмо, в котором пойдет речь о необходимости разработки внутреннего регионального регламента, который позволял бы проводить консервацию аварийных храмов по упрощенной схеме.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате