Главный владимирский налоговик о серых зарплатах: «Мы пока решения не видим»

У значительной части владимирских предприятий, в том числе крупных, зарплаты ниже, чем в среднем по отрасли. Начальник УФНС по Владимирской области признал, что у налоговой службы нет действенных механизмов по ликвидации серых зарплат
Новости Автор: 1 февраля 2022, 08:30 10285
Фото пресс-службы ЗакСобрания Владимирской области

ЗакСобрание Владимирской области заслушало часовой отчёт руководителя регионального управления Федеральной налоговой службы Марата Фахретдинова о работе ведомства в 2021 году.

В частности, Фахретдинов отметил успехи своих подчинённых, которые совместно с властями и правоохранительными органами добились увеличения поступлений в бюджеты всех уровней по большинству взимаемых налогов (за исключением акцизов). Это стало возможным благодаря разъяснительной работе с плательщиками, а также вовлечению в налоговый оборот тех, кто ранее не состоял на учёте.

Вместе с тем, Марат Фахретдинов отметил, что во Владимирской области большое количество предприятий, которые платят работникам зарплату меньшую, чем в среднем по отраслям. С ними проводится адресная работа. Начальник УФНС констатировал, что у ведомства нет действенных механизмов по ликвидации практики выплаты серых зарплат, за исключением приёма обращений работников, недовольных таким положением вещей. Кроме этого, он отметил, что органы местного самоуправления не в полной мере используют резервы для увеличения доходной части своих бюджетов.

Марат Фахретдинов был на трибуне около 50 минут. Зебра ТВ публикует краткий пересказ его выступления, сократив незначительные, с точки зрения редакции, фрагменты. Дословные цитаты взяты в кавычки и выделены курсивом.

ZS5D5753.jpg Фото пресс-службы ЗакСобрания Владимирской области

Моё выступление будет посвящено предварительным итогам работы налоговых органов Владимирской области за 2021 год и ближайшим перспективам изменения системы налогового администрирования.

В налоговых органах области на учете состоят 1 миллион 754 тысячи 31 плательщик. Из них 24 тысячи 433 - юридические лица; 34 тысячи 869 - индивидуальные предприниматели; 14 - иностранные организации; 1 миллион 432 тысяч 534 - физические лица по месту жительства; 262 тысячи 181 — физические лица по месту нахождения объектов налогообложения.

С 2015 года на базе инспекции по Октябрьскому району города Владимира функционирует Единый регистрационный центр, который осуществляет весь цикл процедур по регистрации предпринимателей и юридических лиц. Его создание стало первым этапом по переходу к экстерриториальному принципу организации работы по функциональному принципу. В результате время на осуществление процедуры регистрации юридических лиц и предпринимателей сократилось с 5 до 3 рабочих дней. Упростились регистрационные процедуры, снизилось количество решений государственной регистрации, обжалованных в судебном и досудебном порядке.

За истекший год зарегистрировано более тысячи организаций, почти 6,7 тысячи предпринимателей. По решению участников обществ внесены записи о прекращении деятельности 399 юридических лиц. Прекратили деятельность по собственному решению почти 5,1 тысячи индивидуальных предпринимателей.

Во Владимирской области к категории субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 января текущего года относится почти 16 тысяч юридических лиц и 33,7 тысячи индивидуальных предпринимателей.

«В 2021 году мы отмечаем прирост вновь созданных юридических лиц, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства».

В консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Владимирской области поступило 115,9 миллиарда рублей доходов, что на 25,5 миллиарда больше, чем годом ранее.

«Положительная динамика достигнута по всем доходным источникам, кроме акцизов. Снижение по данному виду доходов обусловлено объемов реализации основного производителя пива на территории области».

Основной объем поступлений дали Владимир, Петушинский район, Ковров — более 30% от общего объёма; меньше всего доходов поступило из Селивановского и Муромского районов.

«Точками роста стали фармацевтическая отрасль, оптовая и розничная торговля, пищевая отрасль. На их долю в совокупности пришлось более трети от общего объема поступлений. В 2021 году на территории области осуществлялось производство вакцины от коронавируса, что обусловило существенный рост налоговой отдачи фармацевтических компаний. Объем оптовой торговли обеспечен ростом производства в группе компаний «Аскона». Также на территории области находятся крупнейшие в России производители кондитерских и мясных изделий, которые постоянно инвестируют в развитие производства, расширяют ассортимент [выпускаемой продукции]».

В 2021 году в государственные внебюджетные фонды поступили 49 миллиардов рублей (+ 9% к предшествовавшему году) при росте среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 9,9%.

В федеральный бюджет из Владимирской области поступили 46 миллиардов рублей (плюс 10,5 млрд к уровню 2020 года).

В консолидированный бюджет области поступления составили 69,9 миллиарда рублей и выросли на 15,1 миллиарда. Поступления в областной бюджет выросли на 14,1 миллиарда, составили 56,1 миллиарда. Доходы местных бюджетов выросли на 0,9 миллиарда — до 13,8 миллиарда рублей.

От налога на прибыль организаций поступили 35,4 миллиардов рублей (плюс 15,6 млрд). Больше половины прироста — 80% во все бюджеты — обеспечено за счет фармацевтической отрасли.

Также положительно на динамике поступлений сказалось завершение инвестиционных проектов на ряде крупных предприятий области, сокращение импорта отдельных видов товаров, а также результаты контрольной работы налоговых органов.

Поступления от НДФЛ [налога на доходы физических лиц] в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 27 миллиардов рублей (+ 6,4%), из которых 1,2 миллиарда — это налог по ставке 15% на граждан с доходами свыше 5 миллионов рублей. Эти средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми хроническими и редкими заболеваниями. Во Владимирской области НДФЛ по повышенной ставке перечислили более 400 налоговых агентов.

«В целях увеличения доходной части бюджета области, в 2021 году проведена индивидуальная работа с 748 работодателями, имеющими задолженность по НДФЛ. [В результате] дополнительно поступили 90,8 миллиона рублей. Проведена индивидуальная работа почти с 5 тысячами работодателями, выплачивающими заработную плату ниже среднего показателя по виду экономической деятельности. Результат: дополнительно поступило налога на 82,8 миллиона рублей. Результатом работы в отношении 655 организаций, состоящих на учете за пределами Владимирской области, но имеющих рабочие места на территории Владимирской области, стало дополнительное поступление 21 миллиона рублей».

Правом на получение имущественных и социальных вычетов воспользовались более 70 тысяч граждан. Сумма возвращенного налога составила 2,4 миллиарда рублей. Ежегодный прирост по этому направлению составляет 10-15% возвращаемых сумм.

«С 2021 года в программном комплексе налоговых органов реализован аналитический инструмент, который позволяет проводить анализ представленной отчетности по страховым взносам, по налоговым доходам физических лиц на предмет несоответствия среднемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Также этот ресурс позволяет определить налогоплательщиков с минимальным размером оплаты труда и существенными отклонениями среднемесячной заработной платы в регионе по соответствующей отрасли экономики. Плательщикам с выявленными несоответствиями автоматически выставляется требование о необходимости предоставления пояснений на предмет низкого уровня заработной платы сотрудникам. Кроме того, ресурс позволяет установить дополнительные объекты контроля по физическим лицам трудоспособного возраста, приобретающим имущественные объекты, при этом не имея официального соизмеримого дохода».

От налога на добавленную стоимость (НДС) поступило 37,3 миллиарда рублей с ростом на 21,2%, то есть плюсом 6,5 миллиарда.

«Налоговые органы Владимирской области добились высоких показателей по чистоте [администрируемой] среды региона. Схемные вычеты у нас составляют менее 1% от суммы поступлений НДС в бюджет. По уровню отработки расхождений Владимирская область находится на пятом месте в рейтинге по Российской Федерации, на первом месте в ЦФО. В отношении налогоплательщиков, использующих схемные вычеты, проводится оперативная работа, в том числе совместно с правоохранительными органами. Также налогоплательщикам, имеющим на это право, за 2021 год на расчетные счета был возмещен НДС в размере 3,2 миллиарда рублей».

Поступления от применения специальных налоговых режимов на территории региона составили 5,7 миллиарда рублей, что почти на 22% превысило уровень 2020 года.

«В прошлый год мы работали в условиях отмены единого налога на вмененный доход [ЕНВД]. Основная часть его плательщиков выбрали в качестве альтернативы патентную систему налогообложения — это порядка 52%, кто ранее администрировался на ЕНВД. Более 3,6 тысяч плательщиков перешли на упрощенную систему налогообложения. 603 плательщика — на общепринятую. 286 налогоплательщиков стали самозанятыми. За 2021 год плательщиками, ранее применявшими ЕНВД уплачено 972 миллиона. Сами же плательщики, которые ранее исчисляли единый налог на вмененный доход, если анализировать 2020 год, заплатили 739 миллионов, то есть прирост в поступлениях от изменения налогового режима налицо».

С 1 июля 2020 года введен в действие специальный налоговый режим для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — налог на профессиональный доход [на самозанятых]. По состоянию на текущую дату в качестве плательщиков налога зарегистрировано 21 528 лиц. Ежемесячный прирост в среднем составляет 1 400 человек. На текущую дату суммарный доход, полученный плательщиками налога на профессиональный доход, превысил 3 миллиарда рублей. Количество сформированных чеков в приложении «Мой налог» составляет почти 2,9 миллиона единиц. Сумма налога, исчисленная плательщиками, составила 105,2 миллиона рублей.

«Наиболее распространенными видами деятельности по размеру [профессионального] дохода являются ремонтные работы (сумма полученного дохода 141 миллион рублей), IT-сфера (сумма полученного дохода 582 миллиона рублей), перевозка пассажиров и грузов (208,3 миллиона рублей). Постепенно происходит легализация деятельности репетиторов и [сферы] торговли продукции собственного производства. Их доходы составили 158 миллионов рублей. По виду деятельности “аренда квартир, услуги по временному проживанию” встало на учет в качестве самозанятых граждан 455 физических лиц. Сформировано 18 тысяч чеков. Общая сумма задекларированного ими дохода составила 122 миллиона рублей.

Утвержденным губернатором области перспективным комплексным планом по мобилизации налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет, предусмотрена работа по увеличению в налогооблагаемый оборот физических лиц в качестве плательщиков налога на профессиональный доход.

[Необходима] популяризация данного режима налогообложения. В этой связи хотелось бы обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость активизации работы в данном направлении в текущем году. В 2021 году в результате совместной работы [к регистрации в качестве самозанятых] вовлечено всего лишь 50 человек. Тут явно есть еще резервы».

Обеспечить поставленные задачи по мобилизации платежей в бюджеты всех уровней удалось в условиях продолжающейся пандемии при оказании бизнесу мер налоговой поддержки.

«К разряду наиболее пострадавших от распространения коронавируса в регионе относятся около 17 тысяч объектов малого и среднего предпринимательства… В прошлом году субъекты малого предпринимательства продолжили пользоваться мерами государственной поддержки в виде пониженной в два раза ставки страховых взносов в отношении доходов свыше минимального размера оплаты труда.

В целях предоставления поддержки отдельным отраслям экономики, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, [в качестве региональных льгот] были установлены пониженные ставки налогов, взимаемых в связи с применением упрощённой системы налогообложения, а также снижение потенциально возможного годового дохода в отдельных отраслях...

В 2021 году освобождены от уплаты имущественных налогов за II квартал 2020 года индивидуальные предприниматели, использующие [личное] имущество в предпринимательской деятельности.

Кроме того, по поручению правительства, Управление [ФНС по Владимирской области] рассматривало обращения на выплату субсидий в связи с установленными нерабочими днями. В целях получения субсидий на нерабочие дни, в рамках постановления правительства №1513, по состоянию на 20 января 2022 года, в налоговые органы подали заявления 6194 налогоплательщика. Выплата субсидий на нерабочие дни 5753 субъектам малого и среднего предпринимательства [составила] в общей сумме 247 миллионов рублей в отношении 19 тысяч 343 физических лиц - наёмных работников и непосредственно самих индивидуальных предпринимателей. За весь период проведения кампании по выплатам субсидий на нерабочие дни, по тем или иным причинам было отказано в выплате 441 налогоплательщику. 63% отказов связано с несоответствием [заявленного] ОКВЭДа [фактическому виду деятельности]».

Контрольно-аналитическая работа налоговых органов ориентирована на добровольное побуждение плательщиков к уточнению налоговых обязательств. За 2021 год налоговыми органами области реализовано всего 22 материала выездных налоговых проверок, сумма доначислений налоговых платежей по которым составила 1 миллиард 50 миллионов рублей. Эффективность одной проверки составляет 47,6 миллиона рублей. Дополнительные поступления в бюджет в целом по области по результатам контрольной и контрольно-аналитической работы по итогам 2021 года составили 1 миллиард 757 миллионов рублей. Обращу внимание, что треть из них поступила по результатам контрольно-аналитической работы. То есть это добровольное исполнение налоговых обязательств после проведенной разъяснительной работы с налогоплательщиками. В абсолютном выражении — это 572 миллиона рублей.

Важным направлением службы в рамках очищения налоговой среды от недобросовестных плательщиков является реализация отраслевых проектов. В рамках реализации Указа президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» налоговыми органами области проводится контрольно-аналитическая работа в отношении субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в реализации нацпроектов. Налоговыми органами области устанавливается информация о поставщиках и субподрядчиках, привлеченных к реализации национальных проектов на территории региона, по всей цепочке кооперации. Также проводится работа по выявлению и пресечению рисков, которые могут свидетельствовать о применении налогоплательщиками и привлеченными контрагентами схем незаконной минимизации налоговых обязательств. По состоянию на 01.12.2021 исполнителями по государственным контрактам, заключенным в рамках реализации национальных проектов на территории области, является 637 налогоплательщиков на общую сумму контрактной стоимости 14,6 миллиарда рублей.

По результатам индивидуальной работы, проведенной налоговыми органами, в 2021 году в отношении участников национальных проектов, имеющих налоговые разрывы, сумма дополнительно начисленных платежей составила 88 миллионов рублей. В отношении 10 участников нацпроектов с рисками применения схемы неуплаты налогов в настоящее время проводятся выездные налоговые проверки. В отношении 16 участников проводятся мероприятия налогового контроля в целях добровольного побуждения к уточнению налоговых обязательств. В случае бездействия со стороны налогоплательщиков будут инициированы выездные налоговые проверки.

В целях стабилизации экономической ситуации, выработки механизмов и предложений, направленных на устранение негативных последствий пандемии, в соответствии с поручениями президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Федеральной налоговой службой с 2021 года реализуется два проекта. Это проект по исключению недобросовестного поведения на рынках, он так и называется проект «Рынки», и отраслевой проект «Общепит». Цели этих проектов - информирование предпринимательского сообщества о положениях налогового законодательства, законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в целях налогообложения, о недопустимость поддержки участников сферы торговли и оказания услуг, нарушающих законодательство. Совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей по Владимирской области разработаны буклеты с информационным материалом о целях реализации проекта.

Во Владимирской области проект «Рынки» охватывает 32 торговых пространства — 4 розничных рынка, имеющих официальный статус, и 28 хозяйствующих субъектов, фактически являющихся организаторами рыночной торговли, но не имеющих официального статуса рынков. По состоянию на 31.12.2021 на 32 объектах функционирует 2 321 торговое место с обязанностью по применению контрольно-кассовой техники на 1 915 торговых местах.

«К административной ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники привлечены 599 лиц. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 1,2 миллиона рублей. При этом в 482 случаях за первое совершенное административное правонарушение применено административное наказание в виде предупреждения. С учетом проведенной информационной кампании и контрольных мероприятий обеспечен прирост выручки по сравнению с периодом начала реализации проекта на 57%, его размер составил 453 миллиона рублей. В то же время детальный мониторинг показателей выручки выявил, что по состоянию на 31.12.2021 по 12 рынкам из 12, это практически 37,5%, целевая налоговая модель не достигнута. То есть фактические расходы, понесенные участниками проектов, не покрываются выручкой, отраженной ими с применением контрольно-кассовой техники».

К участию в проекте «Общепит» на территории Владимирской области привлечено 634 участника. Акцент при проведении контрольных мероприятий в отношении участников проекта сделан на устранении аномалий в расчетах.

«К административной ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники [на предприятиях общепита] привлечены 213 лиц. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 500 тысяч рублей. В 169 случаях за первое совершенное административное правонарушение применено административное наказание в виде предупреждения. По результатам проведенной информационной кампании контрольных мероприятий участниками проекта обеспечен прирост выручки по состоянию на 31.12.2021 по сравнению с допандемийным периодом, аж на 46%. Объем этой выручки чуть более 5,6 миллиарда рублей».

По итогам 2021 года удалось более, чем на 2 миллиарда рублей сократить размер совокупной задолженности по налоговым платежам и страховым взносам. Динамика сокращения задолженности обеспечена по всем без исключения группам платежей. По федеральным налогам — на 8%; по региональным налогам — на 19%; по местным налогам — на 40%. Полученный результат обеспечен на основе полноты и своевременности принятия мер принудительного взыскания, эффективность которых составила более 80%. Продолжает иметь место высокая результативность совместной работы со службой судебных приставов по проблемным должникам. В 2021 году в рамках исполнительного производства взыскано более 75% налоговой задолженностей.

Проблемной зоной работы с долгом остается задолженность по физическим лицам. В целом по области ее размер составляет 1,3 миллиарда рублей. Учитывая, что платежи физических лиц формируют доходную часть муниципальных бюджетов, мы рассчитываем на эффективное сотрудничество с органами местного самоуправления по взысканию задолженности.

По состоянию на 1 января 2022 года в процедурах банкротства находятся 1 689 налогоплательщиков, в том числе 326 организаций, 172 индивидуальных предпринимателя и 1 191 физическое лицо. Общий размер задолженности банкротов по налоговым платежам и страховым взносам составляет 4,9 миллиарда рублей. От предприятий банкротов бюджеты всех уровней в 2021 году поступило 831 миллион рублей.

На территории Владимирской области функционирует 24 многофункциональных центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг [МФЦ], которые по соглашению с ФНС оказывают гражданам 20 востребованных услуг. Это позволило нам оптимизировать свою структуру и упразднить территориально обособленные рабочие места.

Развитие режима «Одно окно» через МФЦ остается актуальным, в том числе в связи с проводимой предстоящей оптимизацией структуры налоговых органов. Стратегической картой Федеральной налоговой службы на 2019-2023 года предусмотрено усовершенствование организационно-функциональной модели ФНС для равномерного распределения нагрузки на сотрудников налоговых органов, повышения эффективности налогового администрирования, для сохранения кадрового потенциала и обеспечения удовлетворенности граждан. Указанные изменения прошли в налоговых органах Владимирской области в 2021 году путем оптимизации численности, то есть было сокращено 139 штатных единиц, и создан Центр компетенций по контрольной работе на базе межрайонной инспекции №13 по Владимирской области — это бывшая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам.

В 2023 году планируется провести переход на двухуровневую систему управления, создание единого центра принятия решений путем преобразования инспекций - самостоятельных юридических лиц - в отделы управления. Для плавного поэтапного перехода в 2022 году на базе трех налоговых инспекций, находящихся в городе Владимире, будет создана новая объединенная инспекция, что на 75% создаст основу для перехода на двухуровневую систему и позволит минимизировать возможные риски.

Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области по итогам 9 месяцев 2021 года в рейтинге субъектов Российской Федерации находится на 15 месте, а в рейтинге субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, на первом месте.

«У нас есть все основания полагать, что по итогам 2021 года мы сохраним достойные позиции. Спасибо за внимание».
XXVII-4337.jpg Александр Цыганский, фото из архива Зебра ТВ

Вопрос депутата ЗакСобрания Александра Цыганского (фракция «Единая Россия»): Какой на сегодняшний день рынок серых зарплат на территории Владимирской области? Какой нужно принять закон, чтобы довести объём серых зарплат до нуля?

Марат Фахретдинов: Процесс повышения уровня зарплат достаточно сложный.

«Чтобы что-то внятное вменять плательщикам, мы можем оперировать только статданными, причем не из органов статистики, а у нас уже, как я озвучил, есть самостоятельный аналитический инструмент, позволяющий определять уровень зарплат, как в других субъектах, так и у себя во Владимирской области, сравнимых предприятий одной отрасли. ФНС очень долго и давно думает по поводу принятия каких-то таких превентивных мер, которые достаточно эффективно позволяли бы нам увеличивать поступления по НДФЛ. Пока таких разработок нет - только через анализ, только через индивидуальную работу непосредственно с работниками, которые, возможно, будут давать какие-то показания, возмущенные таким положением вещей… Официальная зарплата формирует различные фонды и дает социальные гарантии гражданам. Обычная зарплата в конвертах, безусловно, не позволяет рассчитывать на такие меры поддержки… Я буквально на днях проводил анализ по отклонению среднеотраслевого уровня зарплат. Я скажу, что очень много плательщиков, причем даже среди ведущих предприятий региона, имеют отклонения от уровня среднеотраслевых зарплат. Перечень большой, очень большой. Мы проводим эту системную работу, но каким-то нажатием кнопки или принятием какого-то нормативно-правового документа [ситуацию радикально не исправить]. Мы пока решения [проблемы серых зарплат] не видим».
ZS5D5725.jpgВячеслав Картухин, фото пресс-службы ЗакСобрания Владимирской области

Вопрос вице-спикера ЗакСобрания, руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслава Картухина: Есть ли какие-то моменты на уровне регионального законодательства, которые мешают вам эффективно работать? Может быть, есть какие-то проблемы, которые надо отрегулировать дополнительно или всё совершенно?

Марат Фахретдинов: У нас нет проблем никаких во взаимодействии с органами власти.

XIII-8711_Maksukov.jpgМихаил Максюков, фото из архива Зебра ТВ

Реплика председателя комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Михаила Максюкова: Спасибо за хорошее, гибкое взаимодействие в течение 2021 года - непросто было. Из-за пандемии нам приходилось принимать совместные меры для того, чтобы поддержать бизнес, а вы работаете вообще в непростых условиях.

«С одной стороны, и критика [в адрес налоговых органов] на закручивание гаек иногда бывает, и необходимо пополнять бюджет, инвестклимат нужно сохранить. В общем, непросто, но, на мой взгляд, баланс между этими моментами довольно неплохо соблюдался в 2021 году. Пожелание, конечно, чтобы мы и дальше совместно работали также продуктивно. Большое спасибо за быстрое, оперативное, профессиональное взаимодействие с бюджетным комитетом Законодательного Собрания».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.