ЗакСобрание Владимирской области заслушало часовой отчёт руководителя регионального управления Федеральной налоговой службы Марата Фахретдинова о работе ведомства в 2021 году.
В частности, Фахретдинов отметил успехи своих подчинённых, которые совместно с властями и правоохранительными органами добились увеличения поступлений в бюджеты всех уровней по большинству взимаемых налогов (за исключением акцизов). Это стало возможным благодаря разъяснительной работе с плательщиками, а также вовлечению в налоговый оборот тех, кто ранее не состоял на учёте.
Вместе с тем, Марат Фахретдинов отметил, что во Владимирской области большое количество предприятий, которые платят работникам зарплату меньшую, чем в среднем по отраслям. С ними проводится адресная работа. Начальник УФНС констатировал, что у ведомства нет действенных механизмов по ликвидации практики выплаты серых зарплат, за исключением приёма обращений работников, недовольных таким положением вещей. Кроме этого, он отметил, что органы местного самоуправления не в полной мере используют резервы для увеличения доходной части своих бюджетов.
Марат Фахретдинов был на трибуне около 50 минут. Зебра ТВ публикует краткий пересказ его выступления, сократив незначительные, с точки зрения редакции, фрагменты. Дословные цитаты взяты в кавычки и выделены курсивом.
Моё выступление будет посвящено предварительным итогам работы налоговых органов Владимирской области за 2021 год и ближайшим перспективам изменения системы налогового администрирования.
В налоговых органах области на учете состоят 1 миллион 754 тысячи 31 плательщик. Из них 24 тысячи 433 - юридические лица; 34 тысячи 869 - индивидуальные предприниматели; 14 - иностранные организации; 1 миллион 432 тысяч 534 - физические лица по месту жительства; 262 тысячи 181 — физические лица по месту нахождения объектов налогообложения.
С 2015 года на базе инспекции по Октябрьскому району города Владимира функционирует Единый регистрационный центр, который осуществляет весь цикл процедур по регистрации предпринимателей и юридических лиц. Его создание стало первым этапом по переходу к экстерриториальному принципу организации работы по функциональному принципу. В результате время на осуществление процедуры регистрации юридических лиц и предпринимателей сократилось с 5 до 3 рабочих дней. Упростились регистрационные процедуры, снизилось количество решений государственной регистрации, обжалованных в судебном и досудебном порядке.
За истекший год зарегистрировано более тысячи организаций, почти 6,7 тысячи предпринимателей. По решению участников обществ внесены записи о прекращении деятельности 399 юридических лиц. Прекратили деятельность по собственному решению почти 5,1 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Во Владимирской области к категории субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 января текущего года относится почти 16 тысяч юридических лиц и 33,7 тысячи индивидуальных предпринимателей.
В консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Владимирской области поступило 115,9 миллиарда рублей доходов, что на 25,5 миллиарда больше, чем годом ранее.
Основной объем поступлений дали Владимир, Петушинский район, Ковров — более 30% от общего объёма; меньше всего доходов поступило из Селивановского и Муромского районов.
В 2021 году в государственные внебюджетные фонды поступили 49 миллиардов рублей (+ 9% к предшествовавшему году) при росте среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 9,9%.
В федеральный бюджет из Владимирской области поступили 46 миллиардов рублей (плюс 10,5 млрд к уровню 2020 года).
В консолидированный бюджет области поступления составили 69,9 миллиарда рублей и выросли на 15,1 миллиарда. Поступления в областной бюджет выросли на 14,1 миллиарда, составили 56,1 миллиарда. Доходы местных бюджетов выросли на 0,9 миллиарда — до 13,8 миллиарда рублей.
От налога на прибыль организаций поступили 35,4 миллиардов рублей (плюс 15,6 млрд). Больше половины прироста — 80% во все бюджеты — обеспечено за счет фармацевтической отрасли.
Также положительно на динамике поступлений сказалось завершение инвестиционных проектов на ряде крупных предприятий области, сокращение импорта отдельных видов товаров, а также результаты контрольной работы налоговых органов.
Поступления от НДФЛ [налога на доходы физических лиц] в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 27 миллиардов рублей (+ 6,4%), из которых 1,2 миллиарда — это налог по ставке 15% на граждан с доходами свыше 5 миллионов рублей. Эти средства государство направляет на лечение детей с тяжелыми хроническими и редкими заболеваниями. Во Владимирской области НДФЛ по повышенной ставке перечислили более 400 налоговых агентов.
Правом на получение имущественных и социальных вычетов воспользовались более 70 тысяч граждан. Сумма возвращенного налога составила 2,4 миллиарда рублей. Ежегодный прирост по этому направлению составляет 10-15% возвращаемых сумм.
От налога на добавленную стоимость (НДС) поступило 37,3 миллиарда рублей с ростом на 21,2%, то есть плюсом 6,5 миллиарда.
Поступления от применения специальных налоговых режимов на территории региона составили 5,7 миллиарда рублей, что почти на 22% превысило уровень 2020 года.
С 1 июля 2020 года введен в действие специальный налоговый режим для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — налог на профессиональный доход [на самозанятых]. По состоянию на текущую дату в качестве плательщиков налога зарегистрировано 21 528 лиц. Ежемесячный прирост в среднем составляет 1 400 человек. На текущую дату суммарный доход, полученный плательщиками налога на профессиональный доход, превысил 3 миллиарда рублей. Количество сформированных чеков в приложении «Мой налог» составляет почти 2,9 миллиона единиц. Сумма налога, исчисленная плательщиками, составила 105,2 миллиона рублей.
«Наиболее распространенными видами деятельности по размеру [профессионального] дохода являются ремонтные работы (сумма полученного дохода 141 миллион рублей), IT-сфера (сумма полученного дохода 582 миллиона рублей), перевозка пассажиров и грузов (208,3 миллиона рублей). Постепенно происходит легализация деятельности репетиторов и [сферы] торговли продукции собственного производства. Их доходы составили 158 миллионов рублей. По виду деятельности “аренда квартир, услуги по временному проживанию” встало на учет в качестве самозанятых граждан 455 физических лиц. Сформировано 18 тысяч чеков. Общая сумма задекларированного ими дохода составила 122 миллиона рублей.
Утвержденным губернатором области перспективным комплексным планом по мобилизации налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет, предусмотрена работа по увеличению в налогооблагаемый оборот физических лиц в качестве плательщиков налога на профессиональный доход.
[Необходима] популяризация данного режима налогообложения. В этой связи хотелось бы обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость активизации работы в данном направлении в текущем году. В 2021 году в результате совместной работы [к регистрации в качестве самозанятых] вовлечено всего лишь 50 человек. Тут явно есть еще резервы».
Обеспечить поставленные задачи по мобилизации платежей в бюджеты всех уровней удалось в условиях продолжающейся пандемии при оказании бизнесу мер налоговой поддержки.
«К разряду наиболее пострадавших от распространения коронавируса в регионе относятся около 17 тысяч объектов малого и среднего предпринимательства… В прошлом году субъекты малого предпринимательства продолжили пользоваться мерами государственной поддержки в виде пониженной в два раза ставки страховых взносов в отношении доходов свыше минимального размера оплаты труда.
В целях предоставления поддержки отдельным отраслям экономики, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, [в качестве региональных льгот] были установлены пониженные ставки налогов, взимаемых в связи с применением упрощённой системы налогообложения, а также снижение потенциально возможного годового дохода в отдельных отраслях...
В 2021 году освобождены от уплаты имущественных налогов за II квартал 2020 года индивидуальные предприниматели, использующие [личное] имущество в предпринимательской деятельности.
Кроме того, по поручению правительства, Управление [ФНС по Владимирской области] рассматривало обращения на выплату субсидий в связи с установленными нерабочими днями. В целях получения субсидий на нерабочие дни, в рамках постановления правительства №1513, по состоянию на 20 января 2022 года, в налоговые органы подали заявления 6194 налогоплательщика. Выплата субсидий на нерабочие дни 5753 субъектам малого и среднего предпринимательства [составила] в общей сумме 247 миллионов рублей в отношении 19 тысяч 343 физических лиц - наёмных работников и непосредственно самих индивидуальных предпринимателей. За весь период проведения кампании по выплатам субсидий на нерабочие дни, по тем или иным причинам было отказано в выплате 441 налогоплательщику. 63% отказов связано с несоответствием [заявленного] ОКВЭДа [фактическому виду деятельности]».
Контрольно-аналитическая работа налоговых органов ориентирована на добровольное побуждение плательщиков к уточнению налоговых обязательств. За 2021 год налоговыми органами области реализовано всего 22 материала выездных налоговых проверок, сумма доначислений налоговых платежей по которым составила 1 миллиард 50 миллионов рублей. Эффективность одной проверки составляет 47,6 миллиона рублей. Дополнительные поступления в бюджет в целом по области по результатам контрольной и контрольно-аналитической работы по итогам 2021 года составили 1 миллиард 757 миллионов рублей. Обращу внимание, что треть из них поступила по результатам контрольно-аналитической работы. То есть это добровольное исполнение налоговых обязательств после проведенной разъяснительной работы с налогоплательщиками. В абсолютном выражении — это 572 миллиона рублей.
Важным направлением службы в рамках очищения налоговой среды от недобросовестных плательщиков является реализация отраслевых проектов. В рамках реализации Указа президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» налоговыми органами области проводится контрольно-аналитическая работа в отношении субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в реализации нацпроектов. Налоговыми органами области устанавливается информация о поставщиках и субподрядчиках, привлеченных к реализации национальных проектов на территории региона, по всей цепочке кооперации. Также проводится работа по выявлению и пресечению рисков, которые могут свидетельствовать о применении налогоплательщиками и привлеченными контрагентами схем незаконной минимизации налоговых обязательств. По состоянию на 01.12.2021 исполнителями по государственным контрактам, заключенным в рамках реализации национальных проектов на территории области, является 637 налогоплательщиков на общую сумму контрактной стоимости 14,6 миллиарда рублей.
По результатам индивидуальной работы, проведенной налоговыми органами, в 2021 году в отношении участников национальных проектов, имеющих налоговые разрывы, сумма дополнительно начисленных платежей составила 88 миллионов рублей. В отношении 10 участников нацпроектов с рисками применения схемы неуплаты налогов в настоящее время проводятся выездные налоговые проверки. В отношении 16 участников проводятся мероприятия налогового контроля в целях добровольного побуждения к уточнению налоговых обязательств. В случае бездействия со стороны налогоплательщиков будут инициированы выездные налоговые проверки.
В целях стабилизации экономической ситуации, выработки механизмов и предложений, направленных на устранение негативных последствий пандемии, в соответствии с поручениями президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Федеральной налоговой службой с 2021 года реализуется два проекта. Это проект по исключению недобросовестного поведения на рынках, он так и называется проект «Рынки», и отраслевой проект «Общепит». Цели этих проектов - информирование предпринимательского сообщества о положениях налогового законодательства, законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в целях налогообложения, о недопустимость поддержки участников сферы торговли и оказания услуг, нарушающих законодательство. Совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей по Владимирской области разработаны буклеты с информационным материалом о целях реализации проекта.
Во Владимирской области проект «Рынки» охватывает 32 торговых пространства — 4 розничных рынка, имеющих официальный статус, и 28 хозяйствующих субъектов, фактически являющихся организаторами рыночной торговли, но не имеющих официального статуса рынков. По состоянию на 31.12.2021 на 32 объектах функционирует 2 321 торговое место с обязанностью по применению контрольно-кассовой техники на 1 915 торговых местах.
К участию в проекте «Общепит» на территории Владимирской области привлечено 634 участника. Акцент при проведении контрольных мероприятий в отношении участников проекта сделан на устранении аномалий в расчетах.
По итогам 2021 года удалось более, чем на 2 миллиарда рублей сократить размер совокупной задолженности по налоговым платежам и страховым взносам. Динамика сокращения задолженности обеспечена по всем без исключения группам платежей. По федеральным налогам — на 8%; по региональным налогам — на 19%; по местным налогам — на 40%. Полученный результат обеспечен на основе полноты и своевременности принятия мер принудительного взыскания, эффективность которых составила более 80%. Продолжает иметь место высокая результативность совместной работы со службой судебных приставов по проблемным должникам. В 2021 году в рамках исполнительного производства взыскано более 75% налоговой задолженностей.
Проблемной зоной работы с долгом остается задолженность по физическим лицам. В целом по области ее размер составляет 1,3 миллиарда рублей. Учитывая, что платежи физических лиц формируют доходную часть муниципальных бюджетов, мы рассчитываем на эффективное сотрудничество с органами местного самоуправления по взысканию задолженности.
По состоянию на 1 января 2022 года в процедурах банкротства находятся 1 689 налогоплательщиков, в том числе 326 организаций, 172 индивидуальных предпринимателя и 1 191 физическое лицо. Общий размер задолженности банкротов по налоговым платежам и страховым взносам составляет 4,9 миллиарда рублей. От предприятий банкротов бюджеты всех уровней в 2021 году поступило 831 миллион рублей.
На территории Владимирской области функционирует 24 многофункциональных центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг [МФЦ], которые по соглашению с ФНС оказывают гражданам 20 востребованных услуг. Это позволило нам оптимизировать свою структуру и упразднить территориально обособленные рабочие места.
Развитие режима «Одно окно» через МФЦ остается актуальным, в том числе в связи с проводимой предстоящей оптимизацией структуры налоговых органов. Стратегической картой Федеральной налоговой службы на 2019-2023 года предусмотрено усовершенствование организационно-функциональной модели ФНС для равномерного распределения нагрузки на сотрудников налоговых органов, повышения эффективности налогового администрирования, для сохранения кадрового потенциала и обеспечения удовлетворенности граждан. Указанные изменения прошли в налоговых органах Владимирской области в 2021 году путем оптимизации численности, то есть было сокращено 139 штатных единиц, и создан Центр компетенций по контрольной работе на базе межрайонной инспекции №13 по Владимирской области — это бывшая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам.
В 2023 году планируется провести переход на двухуровневую систему управления, создание единого центра принятия решений путем преобразования инспекций - самостоятельных юридических лиц - в отделы управления. Для плавного поэтапного перехода в 2022 году на базе трех налоговых инспекций, находящихся в городе Владимире, будет создана новая объединенная инспекция, что на 75% создаст основу для перехода на двухуровневую систему и позволит минимизировать возможные риски.
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области по итогам 9 месяцев 2021 года в рейтинге субъектов Российской Федерации находится на 15 месте, а в рейтинге субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, на первом месте.
Вопрос депутата ЗакСобрания Александра Цыганского (фракция «Единая Россия»): Какой на сегодняшний день рынок серых зарплат на территории Владимирской области? Какой нужно принять закон, чтобы довести объём серых зарплат до нуля?
Марат Фахретдинов: Процесс повышения уровня зарплат достаточно сложный.
Вопрос вице-спикера ЗакСобрания, руководителя фракции «Единая Россия» Вячеслава Картухина: Есть ли какие-то моменты на уровне регионального законодательства, которые мешают вам эффективно работать? Может быть, есть какие-то проблемы, которые надо отрегулировать дополнительно или всё совершенно?
Марат Фахретдинов: У нас нет проблем никаких во взаимодействии с органами власти.
Реплика председателя комитета ЗакСобрания по бюджетной и налоговой политике Михаила Максюкова: Спасибо за хорошее, гибкое взаимодействие в течение 2021 года - непросто было. Из-за пандемии нам приходилось принимать совместные меры для того, чтобы поддержать бизнес, а вы работаете вообще в непростых условиях.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.