Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области допустила использование армированного керамогранита для отделки фасадов железнодорожного вокзала города Владимира. Это следует из ответа ведомства на запрос сетевого издания «Чеснок».
Вокзал, в силу близости к историческому ядру областного центра, попадает в так называемую зону регулируемой застройки Р-6. Согласно региональному регламенту, утвержденному в 2010 году, объекты, находящиеся в такой зоне, можно ремонтировать только с использованием «традиционных материалов и цветовых решений».
В инспекции отметили, что «в нормативных документах, регулирующих вопросы сохранения объектов культурного наследия, не содержится определения термина „традиционные строительные материалы“», а «для каждого этапа развития архитектуры характерны свои традиционные материалы и приемы»:
«Период строительства здания железнодорожного вокзала г. Владимира относится к 1970-м годам, его архитектурное решение сочетает в себе современные для того периода формы и материалы. Здание может быть отнесено к архитектурному стилю „советский модернизм“, которому характерны новаторский подход в проектировании, преодоление устоявшихся традиций, стремление к новизне. Указанный стиль сочетает элементы исторической архитектуры с прогрессивными приемами с учетом региональных особенностей.
Данное направление в архитектуре могло использовать самые современные конструкции, материалы и их сочетания. В качестве основных строительных материалов применялись железо, сталь, большемерное стекло, железобетон. Для наружной отделки характерна разная по фактуре обработка фасадов, использовались такие облицовочные материалы, как мрамор, ракушечник, песчаник, керамика и другие. На сегодняшний день керамогранит, керамогранитные плиты и кассеты широко применяются в строительстве, в том числе в отделке фасадов».
В инспекции госохраны памятников подчеркивают, что у них нет полномочий согласовывать проекты реконструкции зданий — так же, как и нет правовых оснований, чтобы вынести РЖД предупреждение о нарушении требований законодательства в сфере работы с объектами культурного наследия.
Отметим, что прямого ответа на вопрос, относится ли армированный керамогранит к традиционным строительным материалам и, соответственно, можно ли его использовать для отделки фасадов вокзала, в инспекции госохраны памятников Владимирской области не дали.
Руководство РЖД, напомним, планирует к 2024 году реконструировать владимирский железнодорожный вокзал, превратив его в транспортный хаб. Проект реконструкции, представленный компанией, предполагает, помимо прочего, замену оригинальной белокаменной облицовки фасада плитами из армированного керамогранита.
Владимирские общественники, а также свыше 5 тысяч человек со всей России, включая известного архитектора Сергея Чобана и директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавету Лихачеву, призвали РЖД отказаться от планов по осовремениванию экстерьера вокзала.
В своих обращениях они писали о том, что керамогранит уничтожит оригинальный замысел архитекторов, которые с помощью известняка удачно вписали модернистское здание вокзала в окружающий исторический ландшафт. В РЖД настаивают, что реконструкция кардинально не изменит первоначальный облик здания.
В феврале, по данным Зебра ТВ, состоится заседание научно-экспертного совета (НЭС) при инспекции государственной охраны памятников Владимирской области, который рассмотрит заявку градозащитницы Ирины Малышевой на включение вокзал в региональный реестр объектов культурного наследия.
Если НЭС согласится с доводами активистки, реконструкцию вокзала, как заявляют в РЖД, придется отложить на несколько лет. При этом аргументы архитекторов и других специалистов в пользу белокаменной облицовки фасадов в железнодорожной компании де-факто во внимание не принимают.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.