Градозащитники Евгения Романова и Ирина Малышева подали в Инспекцию государственной охраны памятников Владимирской области заявление на включение железнодорожного вокзала города Владимира в реестр объектов культурного наследия. Копия документа есть в распоряжении редакции. Активистки полагают, что особый охранный статус защитит вокзал от реконструкции, которая до неузнаваемости изменит аутентичный облик здания.
КАКИМ ВЛАДИМИРСКИЙ ВОКЗАЛ СОЗДАЛИ АРХИТЕКТОРЫ
Железнодорожный вокзал областного центра построен в 1975 году по проекту сотрудников института «Мосгипротранс»: архитекторов Ю. Мелюшкина, В. Евстигнеева, М. Готлиба и Е. Кмитовича, а также инженеров Л. Глиэр, М. Горбунова и Н. Козлова. Облик вокзала «отразил индивидуальный подход к его решению и сделал его главным транспортным сооружением Владимира, по архитектуре которого складывается первое впечатление о городе», — пишут градозащитники:
![b05l8wyg2ff9c07bux.jpg](/upload/medialibrary/205/w0kz118x0chvrxzalpleupch0m1af2ra/b05l8wyg2ff9c07bux.jpg)
Архитектором удалось органично вписать вокзал в сложный рельеф низины в пойме реки Клязьмы и гармонично связать здание со средневековыми белокаменными памятниками Владимира, в первую очередь, Успенским и Дмитриевским соборами, вид на которые открывается при выходе на привокзальную площадь. Связь вокзала с главными достопримечательностями также подчеркивает особая отделка фасадов. Снаружи стены сооружения облицованы белым известняком, отмечают авторы заявки:
![IMG_7480.jpg](/upload/medialibrary/610/i1ay5thauhgbw5oon0qitnby5eu3yzqs/IMG_7480.jpg)
![IMG_7495.jpg](/upload/medialibrary/d0f/phu21uoziv5ujd0dgg2wllt00yvgrpiq/IMG_7495.jpg)
![IMG_7506.jpg](/upload/medialibrary/d38/8auvi6jlkczhl2j0anmvpblhxyn5o8sp/IMG_7506.jpg)
Евгения Романова и Ирина Малышева отмечают, что визуально железнодорожный вокзал перекликается с другими объектами во Владимире, построенными в стиле советского модернизма — Владимирским областным театром драмы, Областным дворцом культуры, Центральным универмагом (сейчас — ЦУМ «Валентина»), Дворцом детского и юношеского творчества, Дворцом культуры завода «Точмаш» (сейчас — Арт-холл), зданием администрации Владимирской области.
![station07.jpg](/upload/medialibrary/803/vjrmm290e003m9x07d87xigvomh7qouy/station07.jpg)
![station06.jpg](/upload/medialibrary/946/ytaqwm1zavdsn41o61iwnavgf7ebms7k/station06.jpg)
КАКИМ ВЛАДИМИРСКИЙ ВОКЗАЛ ВИДЯТ В РЖД
Постепенная реконструкция владимирского железнодорожного вокзала продолжается не первый год, что, как отмечают градозащитники, уже привело к утрате многих первоначальных элементов: входных групп, часов на северном фасаде над западным крыльцом, оригинальной расстекловки конкорса. Интерьер здания со временем также отчасти пострадал — бóльшая часть монументальной внутренней отделки скрыта многочисленными ларьками и мини-кафе.
![Подпись видео Подпись видео](/upload/medialibrary/65f/IMG_20191018_105731.jpg)
![IMG_20191018_105757.jpg](/upload/medialibrary/e6e/6fs5n276mv9ejxdxv14s7xojoc30q7ww/IMG_20191018_105757.jpg)
О предстоящем капитальном ремонте вокзала, который входит в структуру Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», было объявлено в конце 2017 года. Тогда директор учреждения Павел Никонов через отраслевое издание «Гудок» анонсировал масштабные изменения: замену входных дверей и стеклопакетов, обновление торговых павильонов, зон ожидания и туалетов, покрытие пола мрамором, установку светодиодных светильников и электронных табло — и так далее.
![Подпись видео Подпись видео](/upload/medialibrary/85c/station_project.jpeg)
Значительная часть работ завершилась к 2019 году, но окончание ремонта остановилось из-за бюрократических процедур. В феврале 2020 года руководство Горьковской железной дороги пожаловалось губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину на то, что администрация города Владимира тянет с согласованием нового архитектурного облика вокзала. Сразу после этого мэрия организовала круглый стол, где выяснилось, что РЖД собирается облицевать вокзал керамогранитными плитами.
![Подпись видео Подпись видео](/upload/medialibrary/5f0/IMG_5707.jpg)
По словам железнодорожников, армированный керамогранит «снизит эксплуатационные затраты на содержание здания, сделает его ярче и привлекательнее». А оригинальный известняк, использовавшийся в отделке, за много лет потерял свои, в первую очередь эстетические свойства, говорили представители «Российских железных дорог». При этом неизвестно, учитывали ли в РЖД то, что на российском рынке уже давно существуют эффективные технологии по очистке белого камня.
В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса, так что завершение реконструкции вокзала было отложено на неопределенный срок. В следующий раз к этому вопросу в РЖД вернулись только зимой 2021 года, когда губернатор Александр Авдеев заявил о необходимости объединить железнодорожный и автовокзалы Владимира в транспортный хаб. Глава региона провел ряд совещаний с представителями «Российских железных дорог» и согласовал с ними региональные планы.
Наконец, в начале июня 2022 года во Владимир приехал начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский. Он заявил, что облик фасадов вокзала «будет сохранен в первоначальном виде», так как керамогранит «по внешнему виду идентичен существующей облицовке». Для наглядности рабочие сняли в северо-западном углу здания часть оригинальной известняковых плит и вмонтировали вместо них несколько керамогранитных секций.
![IMG_7466.jpg](/upload/medialibrary/482/lvi2danzvc1wh63knztuqgn4rzv8s0fi/IMG_7466.jpg)
![IMG_7468.jpg](/upload/medialibrary/163/inzkj3tqte9pwu8g2p5ans7af3pwiniz/IMG_7468.jpg)
ПОЧЕМУ ВОКЗАЛ НУЖНО СОХРАНИТЬ В ИЗНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ
В разговоре с Зебра ТВ Ирина Малышева признается, что с детства любит светлое и просторное здание владимирского железнодорожного вокзала. С возрастом она все больше увлекалась советским модернизмом. «Бездумные реконструкции и капитальные ремонты исторических зданий с применением современных вентфасадных систем», как, например, случилось с гостиницей «Заря» или бывшим Домом культуры завода «Точмаш», возмущают градозащитника.
![IMG_7481.jpg](/upload/medialibrary/caa/ndowdzjo42ykjcz95wnxhcp3orityne3/IMG_7481.jpg)
Когда Ирина узнала, что реконструкция вокзала подразумевает облицовку керамогранитом, она решила, что «бездействие — это преступление». Девушка как раз посещала курс лекций от петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. После одного из занятий Ирина подумала, что спасти здание может только особый статус. Идею поддержала Евгения Романова, сооснователь проекта «Владимир. Город для людей», активного в середине 2010-х годов.
![IMG_7500.jpg](/upload/medialibrary/35e/ybgs8mw11l11ctty9bp4b0q48t14j4yx/IMG_7500.jpg)
С тем, что железнодорожный вокзал нуждается в сохранении и включении в реестр объектов культурного наследия Владимирской области, согласны и владимирские краеведы. Они напоминают, что нынешнее здание весьма удачно заменило первый городской вокзал, построенный во второй половине XIX века и снесенный в 1970-х годах. Сейчас единственной преградой к тотальной реконструкции здания 1975 года остается то, что оно находится в охранной зоне исторического центра города.
![IMG_7510.jpg](/upload/medialibrary/4ca/18jqdtzrphegpjoug1yym24djnvpnxr7/IMG_7510.jpg)
Привлечь внимание к гипотетической утрате уникального архитектурного облика владимирского вокзала общественники пробовали и раньше. Летом 2020 года движение «Владимир будущего» запустило на сайте Российских общественных инициатив кампанию в поддержку публичного обсуждения проекта реконструкции здания. Попытка не увенчалась успехом — урбанисты не сумели собрать 18 тысяч подписей, необходимых для того, чтобы обращение поступило на рассмотрение органов власти.
![IMG_7511.jpg](/upload/medialibrary/df5/iv6milvz042npcdr16v3bayte07ag2lv/IMG_7511.jpg)
Против облицовки фасадов железнодорожного вокзала керамогранитными плитами выступало и профессиональное сообщество. Архитекторы и строители, которых опросили активисты «Владимир будущего», однозначно давали понять, что отказ от оригинального материала отделки — белого известняка — фактически приведет к утрате здания как важного элемента сложившегося архитектурного ансамбля. Кроме того, эксперты ставили под сомнение довод об энергоэффективности вентфасадов.
![IMG_7504.jpg](/upload/medialibrary/5bc/svuabeoq3upqb13u6sc5yotwf46j4yhx/IMG_7504.jpg)
Несмотря на то что губернатор Александр Авдеев постоянно обещает общественную дискуссию о реконструкции владимирского железнодорожного вокзала, судьба проекта остается неясной. Утвержден ли документ и в каком виде — неизвестно. Власти называют лишь общие даты окончания работ. По плану, вокзал и площадь перед ним должны быть обновлены к 1000-летию города Суздаля в 2024 году. Зебра ТВ направит официальный запрос руководству «Горьковской железной дороги».
ЕСТЬ У ВЛАДИМИРСКОГО ВОКЗАЛА ШАНС?
В среде российских урбанистов «Российские железные дороги» давно заслужили репутацию компании, которая неуважительно относится к архитектуре и истории. Время от времени в СМИ и социальных сетях появляются фотографий вокзалов из разных городов и деревень из серии «было–стало», где фасады красивых средовых построек заменяются однотипными сайдинговыми или вентфасадными системами в фирменных серо-красных цветах РЖД.
Однако существуют исключения. В 2020 году завершилась реконструкция железнодорожного вокзала города Иваново, которая заняла два года и стоила более 1 миллиарда рублей. Московские архитекторы Борис Матвеев и Елена Франчян из бюро Faber Group сумели в своем проекте бережно сохранить оригинальный облик здания, построенного в духе конструктивизма в 1930-е годы, а также совместить его с элементами советского модернизма, появившимися в результате более поздних переделок.
Местным властям удалось договориться с «Российскими железными дорогами» о реализации именного этого проекта, притом что изначально основным был другой вариант. Судя по публикациям в СМИ, нынешний облик ивановского вокзала — заслуга губернатора Станислава Воскресенского и его команды. Вероятнее всего, определяющую роль сыграло то, что за несколько месяцев до начала реконструкции здание было официально признано объектом культурного наследия.
![scale_2400.jpg](/upload/medialibrary/133/77r7n4cdzo5zm9qu6j84hz6xvu045iqy/scale_2400.jpg)
![scale_2400 (2).jpg](/upload/medialibrary/818/xvr163xzuy6ur0kwie72ruuiy661p8bt/scale_2400%20(2).jpg)
![scale_2400 (3).jpg](/upload/medialibrary/b77/ktoyc4vjkxpgj10mxstmyq9of077ckgs/scale_2400%20(3).jpg)
![scale_2400 (8).jpg](/upload/medialibrary/5ba/da4j7u1dvqkz64jg52znsj5jxgishjj0/scale_2400%20(8).jpg)
Редакция направила вопросы о подготовке к реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира советнику губернатора Ивановской области, выпускнику программы «Архитекторы.рф» Софии Познанской, но на момент публикации она на них не ответила.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.