Градозащитники Евгения Романова и Ирина Малышева подали в Инспекцию государственной охраны памятников Владимирской области заявление на включение железнодорожного вокзала города Владимира в реестр объектов культурного наследия. Копия документа есть в распоряжении редакции. Активистки полагают, что особый охранный статус защитит вокзал от реконструкции, которая до неузнаваемости изменит аутентичный облик здания.
КАКИМ ВЛАДИМИРСКИЙ ВОКЗАЛ СОЗДАЛИ АРХИТЕКТОРЫ
Железнодорожный вокзал областного центра построен в 1975 году по проекту сотрудников института «Мосгипротранс»: архитекторов Ю. Мелюшкина, В. Евстигнеева, М. Готлиба и Е. Кмитовича, а также инженеров Л. Глиэр, М. Горбунова и Н. Козлова. Облик вокзала «отразил индивидуальный подход к его решению и сделал его главным транспортным сооружением Владимира, по архитектуре которого складывается первое впечатление о городе», — пишут градозащитники:
Архитектором удалось органично вписать вокзал в сложный рельеф низины в пойме реки Клязьмы и гармонично связать здание со средневековыми белокаменными памятниками Владимира, в первую очередь, Успенским и Дмитриевским соборами, вид на которые открывается при выходе на привокзальную площадь. Связь вокзала с главными достопримечательностями также подчеркивает особая отделка фасадов. Снаружи стены сооружения облицованы белым известняком, отмечают авторы заявки:
Евгения Романова и Ирина Малышева отмечают, что визуально железнодорожный вокзал перекликается с другими объектами во Владимире, построенными в стиле советского модернизма — Владимирским областным театром драмы, Областным дворцом культуры, Центральным универмагом (сейчас — ЦУМ «Валентина»), Дворцом детского и юношеского творчества, Дворцом культуры завода «Точмаш» (сейчас — Арт-холл), зданием администрации Владимирской области.
КАКИМ ВЛАДИМИРСКИЙ ВОКЗАЛ ВИДЯТ В РЖД
Постепенная реконструкция владимирского железнодорожного вокзала продолжается не первый год, что, как отмечают градозащитники, уже привело к утрате многих первоначальных элементов: входных групп, часов на северном фасаде над западным крыльцом, оригинальной расстекловки конкорса. Интерьер здания со временем также отчасти пострадал — бóльшая часть монументальной внутренней отделки скрыта многочисленными ларьками и мини-кафе.
О предстоящем капитальном ремонте вокзала, который входит в структуру Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», было объявлено в конце 2017 года. Тогда директор учреждения Павел Никонов через отраслевое издание «Гудок» анонсировал масштабные изменения: замену входных дверей и стеклопакетов, обновление торговых павильонов, зон ожидания и туалетов, покрытие пола мрамором, установку светодиодных светильников и электронных табло — и так далее.
Значительная часть работ завершилась к 2019 году, но окончание ремонта остановилось из-за бюрократических процедур. В феврале 2020 года руководство Горьковской железной дороги пожаловалось губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину на то, что администрация города Владимира тянет с согласованием нового архитектурного облика вокзала. Сразу после этого мэрия организовала круглый стол, где выяснилось, что РЖД собирается облицевать вокзал керамогранитными плитами.
По словам железнодорожников, армированный керамогранит «снизит эксплуатационные затраты на содержание здания, сделает его ярче и привлекательнее». А оригинальный известняк, использовавшийся в отделке, за много лет потерял свои, в первую очередь эстетические свойства, говорили представители «Российских железных дорог». При этом неизвестно, учитывали ли в РЖД то, что на российском рынке уже давно существуют эффективные технологии по очистке белого камня.
В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса, так что завершение реконструкции вокзала было отложено на неопределенный срок. В следующий раз к этому вопросу в РЖД вернулись только зимой 2021 года, когда губернатор Александр Авдеев заявил о необходимости объединить железнодорожный и автовокзалы Владимира в транспортный хаб. Глава региона провел ряд совещаний с представителями «Российских железных дорог» и согласовал с ними региональные планы.
Наконец, в начале июня 2022 года во Владимир приехал начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский. Он заявил, что облик фасадов вокзала «будет сохранен в первоначальном виде», так как керамогранит «по внешнему виду идентичен существующей облицовке». Для наглядности рабочие сняли в северо-западном углу здания часть оригинальной известняковых плит и вмонтировали вместо них несколько керамогранитных секций.
ПОЧЕМУ ВОКЗАЛ НУЖНО СОХРАНИТЬ В ИЗНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ
В разговоре с Зебра ТВ Ирина Малышева признается, что с детства любит светлое и просторное здание владимирского железнодорожного вокзала. С возрастом она все больше увлекалась советским модернизмом. «Бездумные реконструкции и капитальные ремонты исторических зданий с применением современных вентфасадных систем», как, например, случилось с гостиницей «Заря» или бывшим Домом культуры завода «Точмаш», возмущают градозащитника.
Когда Ирина узнала, что реконструкция вокзала подразумевает облицовку керамогранитом, она решила, что «бездействие — это преступление». Девушка как раз посещала курс лекций от петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. После одного из занятий Ирина подумала, что спасти здание может только особый статус. Идею поддержала Евгения Романова, сооснователь проекта «Владимир. Город для людей», активного в середине 2010-х годов.
С тем, что железнодорожный вокзал нуждается в сохранении и включении в реестр объектов культурного наследия Владимирской области, согласны и владимирские краеведы. Они напоминают, что нынешнее здание весьма удачно заменило первый городской вокзал, построенный во второй половине XIX века и снесенный в 1970-х годах. Сейчас единственной преградой к тотальной реконструкции здания 1975 года остается то, что оно находится в охранной зоне исторического центра города.
Привлечь внимание к гипотетической утрате уникального архитектурного облика владимирского вокзала общественники пробовали и раньше. Летом 2020 года движение «Владимир будущего» запустило на сайте Российских общественных инициатив кампанию в поддержку публичного обсуждения проекта реконструкции здания. Попытка не увенчалась успехом — урбанисты не сумели собрать 18 тысяч подписей, необходимых для того, чтобы обращение поступило на рассмотрение органов власти.
Против облицовки фасадов железнодорожного вокзала керамогранитными плитами выступало и профессиональное сообщество. Архитекторы и строители, которых опросили активисты «Владимир будущего», однозначно давали понять, что отказ от оригинального материала отделки — белого известняка — фактически приведет к утрате здания как важного элемента сложившегося архитектурного ансамбля. Кроме того, эксперты ставили под сомнение довод об энергоэффективности вентфасадов.
Несмотря на то что губернатор Александр Авдеев постоянно обещает общественную дискуссию о реконструкции владимирского железнодорожного вокзала, судьба проекта остается неясной. Утвержден ли документ и в каком виде — неизвестно. Власти называют лишь общие даты окончания работ. По плану, вокзал и площадь перед ним должны быть обновлены к 1000-летию города Суздаля в 2024 году. Зебра ТВ направит официальный запрос руководству «Горьковской железной дороги».
ЕСТЬ У ВЛАДИМИРСКОГО ВОКЗАЛА ШАНС?
В среде российских урбанистов «Российские железные дороги» давно заслужили репутацию компании, которая неуважительно относится к архитектуре и истории. Время от времени в СМИ и социальных сетях появляются фотографий вокзалов из разных городов и деревень из серии «было–стало», где фасады красивых средовых построек заменяются однотипными сайдинговыми или вентфасадными системами в фирменных серо-красных цветах РЖД.
Однако существуют исключения. В 2020 году завершилась реконструкция железнодорожного вокзала города Иваново, которая заняла два года и стоила более 1 миллиарда рублей. Московские архитекторы Борис Матвеев и Елена Франчян из бюро Faber Group сумели в своем проекте бережно сохранить оригинальный облик здания, построенного в духе конструктивизма в 1930-е годы, а также совместить его с элементами советского модернизма, появившимися в результате более поздних переделок.
Местным властям удалось договориться с «Российскими железными дорогами» о реализации именного этого проекта, притом что изначально основным был другой вариант. Судя по публикациям в СМИ, нынешний облик ивановского вокзала — заслуга губернатора Станислава Воскресенского и его команды. Вероятнее всего, определяющую роль сыграло то, что за несколько месяцев до начала реконструкции здание было официально признано объектом культурного наследия.
Редакция направила вопросы о подготовке к реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира советнику губернатора Ивановской области, выпускнику программы «Архитекторы.рф» Софии Познанской, но на момент публикации она на них не ответила.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.