Научно-экспертный совет при Инспекции госохраны памятников Владимирской области отказался включать здание железнодорожного вокзала города Владимира в реестр объектов культурного наследия. Об этом Зебра ТВ узнала от градозащитницы Евгении Романовой, присутствовавшей на заседании совета.
Железнодорожный вокзал Владимира, выполненный в духе советского модернизма с элементами брутализма, построен в 1975 году по индивидуальному проекту сотрудников института «Мосгипротранс»: архитекторов Ю. Мелюшкина, В. Евстигнеева, М. Готлиба и Е. Кмитовича, а также инженеров Л. Глиэр, М. Горбунова и Н. Козлова.
Авторы проекта органично вписали здание в сложный рельеф и визуально связали постройки со средневековыми памятниками белокаменного зодчества, в первую очередь с Успенским и Дмитриевским соборами. Для этого в отделке фасадов использовали традиционный для Владимирской области отделочный материал — известняк.
Точно таким же образом в областном центре подошли к оформлению и ряда других зданий, например, администрации Владимирской области на Октябрьском проспекте, ДДюТ на улице Мира, театра драмы и центрального универмага (сейчас — ЦУМ «Валентина») на улице Дворянской, бывшего дома культуры завода «Точмаш» (сейчас — Арт-hall).
К 1000-летию города Суздаля, которое будет отмечаться в 2024 году, руководство РЖД запланировало реконструкцию владимирского вокзала. Проект предполагает, в частности, замену оригинальной облицовки фасадов на плиты из армированного керамогранита. В транспортной компании обещают, что внешний облик вокзала не пострадает.
С планами РЖД переоблицевать фасады вокзала не согласились общественники и урбанисты. Движение «Владимир будущего» запустило кампанию в защиту оригинальных фасадов, а градозащитницы Ирина Малышева и Евгения Романова подали заявку на включение здания в реестр объектов культурного наследия Владимирской области.
Новость о предстоящей реконструкции привлекла внимание на федеральном уровне. Известный архитектор Сергей Чобан и директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева написали открытое письмо в защиту владимирского вокзала и всей архитектуры советского модернизма. Обращение подписали 5,5 тысячи человек.
В РЖД настаивают, что керамогранит — оптимальное решение для вокзала. Свою позицию железнодорожники аргументируют требованиями федерального закона об энергоэффективности, а также дороговизной и сложностью обслуживания белокаменных фасадных плит. Альтернативные варианты облицовки не рассматривались.
Более того, для проектировщиков стало неожиданностью, что вокзал попадает в охранную зону исторического центра города Владимира, что подразумевает использование при ремонте только традиционных материалов. Впрочем, из разъяснений областных чиновников следует, что керамогранит можно считать характерным для региона.
Представили РЖД также заявили, что если Инспекция госохраны памятников Владимирской области включит вокзал в реестр объектов культурного наследия, реконструкцию придется отложить на несколько лет. Теперь, впрочем, ничто не мешает приступить к работам уже в 2023 году и оставить город без самобытного образца советской архитектуры.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.