Прошедший год мог бы стать без преувеличения революционным для системы пассажирских перевозок города Владимира. Власти областного центра признали, что существующий порядок вещей устарел и нуждается в трансформации. При поддержке правительства Владимирской области и общественников даже начались первые изменения, но в конечном счете все снова свелось к тому, что участники рынка обычно называют «переделом».
Общественный транспорт Владимира в 2023 году: главное
-
Глава города Владимира Дмитрий Наумов анонсировал масштабные изменения в работе городского общественного транспорта. В частности, мэр пообещал разработать новую маршрутную сеть.
-
Стоимость проезда на автобусе выросла в среднем на 7%, на троллейбусе — на 9,5%. В тариф впервые заложили инвестиционную составляющую на обновление подвижного состава.
-
Власти приобрели для муниципального транспортного предприятия «Владимирпассажиртранс» четыре троллейбуса и сто автобусов большого и среднего класса вместимости.
-
«Владимирпассажиртранс» получил 50 миллионов рублей на ремонт второго троллейбусного депо на улице Гастелло. Сейчас предприятие использует его в основном как стоянку для старых автобусов.
-
Воронежская компания «ДорМостПроект» по заказу мэрии разработала комплексную схему транспортного обслуживания населения (КСОТ), но чиновники ее пока не утвердили.
-
«Владимирпассажиртранс» столкнулся с дефицитом кадров. По оценкам городских властей, транспортному предприятию требуются 70 водителей автобусов и 47 водителей троллейбусов.
-
Губернатор Александр Авдеев пообещал разорвать контракт с теми частными перевозчиками, которые нарушают условия договоров на обслуживание городских маршрутов общественного транспорта.
-
Рынок пассажирских перевозок покинул «СитиЛайн», который обслуживал автобусные маршруты №20с, 22 и 22с. У компании, как объясняют источники Зебра ТВ, фактически закончились деньги на работу.
Как во Владимирской области осознали необходимость транспортной реформы и не пошли навстречу частным перевозчикам
2023 год во Владимире начался с перебоев в работе общественного транспорта. Вот как об этом писала Зебра ТВ:
Жалоб было так много, а их эмоциональный окрас становился настолько злым, что власти вынуждены были реагировать. Глава города Дмитрий Наумов собрал экстренное заседание комиссии по организации пассажирских перевозок, а губернатор Александр Авдеев вынес тему общественного транспорта на оперативное совещание с правительством Владимирской области. Чиновники договорились действовать решительно и быстро.
30 января на выездном заседании комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию и местному самоуправлению, Дмитрий Наумов анонсировал полноценную транспортную реформу. Мэр говорил об обновлении автопарка владимирских перевозчиков, обустройстве выделенных полос, реконструкции контактной сети троллейбусов, расширении дорог, о решении кадровой проблемы и пересмотре схемы маршрутов.
Спустя 10 дней во Владимире подняли цены на общественный транспорт. Одна поездка на автобусе при оплате наличными подорожала с 28 до 30 рублей, по безналичному расчету — с 26 до 28 рублей. Цена разового билета в троллейбусе также повысилась с 28 до 30 рублей при оплате наличными, и с 24 до 27 рублей — при оплате картой. Сами перевозчики просили поднять стоимость проезда до 41 рубля на автобусах и до 43 рублей — на троллейбусах.
В тариф для троллейбусов, к слову, заложили инвестиционную составляющую, которая принесет муниципальному «Владимирпассажиртрансу» дополнительно 24 миллиона рублей. Этих денег хватит, чтобы каждый год покупать по одному новому троллейбусу. Другие перевозчики тоже просили учесть в их тарифах расходы на обновление автопарка, но правительство отказало. Чиновники заявили, что расходы частников невозможно проконтролировать.
28 февраля Совет народных депутатов города Владимира разрешил мэрии потратить 11 миллионов рублей на разработку комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТ). Она должна был стать основой будущей реформы рынка пассажирских перевозок. От разработчиков, помимо анализа текущей ситуации, как раз ждали предложений по обновлению сети муниципальных маршрутов и пассажирской инфраструктуры в целом.
Торги на разработку КСОТ, состоявшиеся в мае, выиграла воронежская компания «ДорМостПроект», которая уже работала во Владимире. В 2020-2021 годах фирма разработала для областного центра другую комплексную схему — организации дорожного движения (КСОДД). В документ включили много новаторских для города решений, таких как сеть платных парковок, выделенные полосы, велоинфраструктура, но широкого применения они пока не нашли.
Как ГИБДД встало на пути транспортной реформы, но этого почти никто не заметил
Реформа владимирского общественного транспорта стартовала с места в карьер: уже в июле «Владимирпассажиртранс» получил четыре новых троллейбуса МАЗ белорусского производства, в августе — 100 автобусов ЛиАЗ и Volgabus большого и среднего классов вместимости. Покупки обошлись бюджету в 2,1 миллиарда рублей. В современной истории региональной столицы еще никогда разом не обновляли подвижной состав в таком объеме.
Автопарк муниципального перевозчика практически одномоментно увеличился в полтора раза. К 1 января 2023 года в распоряжении «Владимирпассажиртранса» было 93 автобуса и 65 троллейбусов, к 1 ноября — 151 автобус и 66 троллейбусов. Предприятие списало 25 единиц устаревшей техники, но одного депо на улице Ново-Ямской все равно было мало. Вовремя подоспел ремонт депо на Гастелло, за который город еще в феврале заплатил 50 миллионов рублей.
Общественное движение «Владимир будущего» запустило проект «Трансформа»: любой горожанин мог высказать свои идеи по тому, как улучшить систему пассажирских перевозок в региональной столице. Все предложения направляли разработчикам КСОТ. Инициативу поддержали в мэрии, которая раньше в лучшем случае игнорировала урбанистов: ссылки на «Трансформу» даже появились в официальных сообществах горадминистрации в социальных сетях.
Ложку дегтя в бочку меда добавил начальник УГИБДД по Владимирской области Артур Амосов. Во время своей пресс-конференции он заявил, что обустройство выделенных полос для общественного транспорта в городе невозможно:
Без выделенных полос обновление подвижного состава не имеет никакого смысла: какая разница, насколько комфортен автобус и сколько ему лет, если он все равно стоит в пробках и не приезжает вовремя. Ни одна транспортная реформа в российских городах — Москве, Перми, Челябинске — не обходилась без создания выделенок. Надежный общественный транспорт возможен только тогда, когда у него есть приоритет на дороге.
В целом, если не брать в расчет спорную позицию ГИБДД, модернизация системы пассажирских перевозок шла своим чередом и внушала определенный оптимизм и пассажирам, и урбанистам, и чиновникам. Во время майской «прямой линии» с жителями Владимирской области губернатор Александр Авдеев даже выразил надежду, что «уже к осени мы почувствуем улучшение общественного транспорта города Владимира». Но что-то пошло не так.
Как частные перевозчики остались один на один со своими проблемами, а транспортная реформа плавно перетекла в передел рынка
Нет, формально качество сервиса выросло: автобусы стали реже ломаться посреди поездки, выход транспорта на линию увеличился до 95%. Однако поток жалоб в соцсетях не иссяк. Жители, как и прежде, проводили по 30-40 минут на остановках и не могли добраться до дома после 8 часов вечера. Проблемы были везде: не только в отдаленных районах вроде Коммунара или Энергетика, но и в центральных — у ДДюТ или на проспекте Строителей.
За первое полугодие 2023 года мэрия оштрафовала перевозчиков на общую сумму 4,5 миллиона рублей, но наказания не особо помогали. И тогда в правительстве Владимирской области сменили риторику. Губернатор Александр Авдеев публично пообещал расторгать контракты с частными компаниями, которые не обновляют подвижной состав и нарушают графики движения. К «Владимирпассажиртрансу» ни у главы региона, ни у городской администрации претензий не было.
Рост цен на расходники и запчасти, предельно низкий тариф, дефицит кадров, многочисленные штрафы — частные перевозчики остались один на один со своими проблемами. Каждый решал их по-своему. Компания «ОКТО» выставила на «Авито» китайские автобусы Zhong Tong, купленные весной. А «СитиЛайн», обслуживающий автобусные маршруты №20с, №22 и №22с, под конец года и вовсе объявил, что уходит с рынка:
Представитель «СитиЛайна» Андрей Алферов уверен, что власти задумали передел транспортного рынка — вроде того, что уже был в 2015 году, когда новая компания АДМ с помощью административного ресурса вытеснила любимый горожанами «БигАвтоТранс» Автандила Биганова. Только теперь к роли монополиста готовят муниципальный «Владимирпассажиртранс», считает представитель «СитиЛайна». Алферов заявляет, что «процесс уже запущен, и он необратимый».
Исправить ситуацию мог бы перевод транспортников на брутто-контракты. Сейчас прибыль перевозчиков зависит исключительно от пассажиропотока — сколько людей перевезли, столько денег и заработали. Брутто-контракты же предполагают оплату за фактически пройденный километраж. Неважно, пустой ли автобус у тебя или полный — заказчик в лице городской администрации гарантирует, что если ты вовремя выпустил транспорт на линию, ты получишь свои деньги.
Такая система удобна для пассажиров (они могут быть уверены, что проедут из точки А в точку Б вне зависимости от погоды и времени суток) и перевозчиков, но не привлекательная для властей. Им придется взять на себя дополнительную роль бухгалтера (все деньги от продажи билетов поступают не транспортным компаниям, а напрямую в казну) и искать новые источники доходов для бюджета: брутто-контракты в первые 5–7 лет — заведомо убыточная история.
По идее, подобные решения должны быть прописаны в КСОТ. Ее разработка завершена: по словам мэра Владимира Дмитрия Наумова, документ изучают депутаты горсовета и какие-то неназванные общественники. Публичного обсуждения схемы транспортного обслуживания не будет — ее тихо согласуют и опубликуют на сайте мэрии. Все последующие изменения в работе общественного транспорта будут для горожан сюрпризом — вполне возможно, не самым приятным.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.