Жизнь вопреки: как город Владимир изменился в 2020 году

Столицу Владимирской области в течение года, как и прежде, благоустраивали, застраивали новыми домами, заставляли заборами, но практически ничего принципиально нового в градостроительной политике не появилось
СПЕЦПРОЕКТЫ Автор: 4 Января, 13:20 10 4547
итоги 2020

Пандемия 2020 года совершила революцию в урбанистике. Еще пару лет назад жизнь в городах шла своим чередом, но коронавирус, с которым всем, очевидно, предстоит жить еще долго, заставил градостроителей пересмотреть подходы к работе. Мир охватила всеобщая рефлексия об экологичном, безопасном и удобном инфраструктурном будущем. Забота о городских пространствах перестала быть проблемой первого мира, теперь это такая же важная для каждого государства функция, как, например, образование или медицина.

Лондон выделяет миллионы фунтов стерлингов на развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры. Париж избавляется от половины открытых паркингов. Челябинск взял на вооружение концепцию 15-минутной доступности, когда все самое необходимое для жизни человека находится под рукой. Япония и другие страны планируют через 10-15 лет отказаться от двигателей внутреннего сгорания и перевести весь транспорт на электричество.

XXV-7377.jpg
XXV-7778.jpg
XXV-7374.jpg Бульвар на улице Соколова-Соколенка — главное разочарование городской программы благоустройства

Владимир пока остается в стороне от мировых тенденций. Глобально в городе ничего не поменялось: вдоль улиц все также появляются пешеходные ограждения, общественные пространства обновляют по лекалам начала XX века, борьбу с пробками ведут с помощью расширения дорог вместо развития общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности — велосипедов и самокатов.

IMG_20200703_083747.JPG Забор на улице Большой Московской
IMG_20200703_083551.JPG

За последние 10 лет административный центр Владимирской области прошел удивительный путь от типичной провинциальной столицы до привлекательного небольшого города и обратно. В какой-то момент, лет пять-шесть назад, Владимир заслуженно ставили в пример: улицы стали чище, памятники белокаменного зодчества стали белее и даже солнце будто бы стало светить ярче. Но пока город восхищался собой, другие упорно работали. К концу 2020 года Владимир остался далеко позади Белгорода, где устроили настоящую транспортную революцию; Альметьевска, ставшего велосипедной столицей России; Тулы с ее фантастической набережной у стен местного Кремля; и так далее.

photo_2020-12-28_14-38-01.jpg Пешеходная зона на улице Георгиевской, открытая шесть лет назад, за все время не претерпела никаких изменений

Не сказать, что города вдруг стали богаче: муниципалитеты в современной России — по-прежнему самые бесправные административные единицы с кучей социальных обязательств и отсутствием минимальных бюджетов развития. Изменилось, в первую очередь, мышление: местные администрации стали учиться, приглашать специалистов из-за рубежа, брать на вооружение чужой опыт, поняли, что локальная идентичность и непохожесть привлекают.

iJlLdL7o1U4.jpg Детская площадка в парке «Добросельский». Подобные игровые зоны, только в меньших масштабах, есть практически в каждом городском дворе
XXV-4194.jpg
XXV-6304.jpg

На этом фоне еще ярче проявляется парадоксальность владимирской урбанистики. Козыри, которых нет у других городов — от толковых профессионалов до выгодного географического положения — Владимир совершенно не использует, постепенно теряя свое лицо и эстетику провинциального города с 1000-летней историей.

Mario1.jpg
Mario2.jpg
Одна из главных неожиданностей 2020 года — граффити художника Мишкина

Все хорошее в прошлом году произошло, скорее, вопреки, чем благодаря. Владимир совершенно не приспособлен для велосипедов, но в городе появляется велошеринг. Советская застройка обрастает вентфасадами, а рядом уличные художники превращают безликие канализационные выходы в элементы компьютерных игр из 90-х. Публичные обсуждения проектов благоустройства проходят в неудобное для большинства время, но горожане все равно узнают на практике, что такое соучаствующее проектирование.

foto_bikeshare_free.jpg Велошеринг Lucky Bike

Негативных примеров, увы, больше. На развитие рынка пассажирских перевозок объективно не хватает денег, но мэрия Владимира упорно игнорирует федеральные программы софинансирования. Чиновники заявляют, что Владимир — это город, в первую очередь, для людей, а затем на одном и том же пешеходном переходе с разницей в несколько дней сбивают двоих человек. Жители просят современный экологичный парк для тихого отдыха — и его тут же наполняют спортивными площадками.

IMG_20200708_172850_2.jpg
IMG_3188.JPG Общественный транспорт во Владимире нуждается в реформе, хотя в мэрии считают его работу оптимальной

Парадоксы не берутся из ниоткуда. Они закономерно проявляются из-за отсутствия четкой цели и видения того, каким будет город через 10, 20, 30 лет. У Владимира нет полноценной стратегии, которая определила бы место столицы Владимирской области в будущем. В мэрии слишком заняты текущими задачами, чтобы искать ответы, горожане слишком заняты выживанием, чтобы формировать полноценное комьюнити, а город как пространство, где пересекаются интересы обеих сторон, остался сам по себе. Выход из этого замкнутого круга только предстоит найти.

XXV-9851.jpg
XXV-9907.jpg
XXV-9797.jpg Макет будущего парка на улице Мира за ДДЮТ