Горьковская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» — продолжает реконструкцию владимирского вокзала. На площади перед зданием переложили плитку, оформили входные группы, поставили новые окна, оснастили платформы электронными табло. Но процесс замер на стадии обновления фасада.
В начале прошлой недели руководство ГЖД попросило администрацию Владимирской области «попинать» мэрию Владимира, которая тянет с согласованием проекта. В ответ городские власти провели «круглый стол», на который, кроме чиновников, пришли представители дирекции вокзала, депутаты, архитекторы, журналисты. Дискуссия получилась занятной.
В мэрии Владимира не хотят согласовывать проект реконструкции железнодорожного вокзала по юридическим и эстетическим причинам. Здание вокзала находится в охранной зоне исторического центра, для ремонта требуется специальное разрешение и соблюдение множества требований. Про красоту объяснять не нужно, достаточно посмотреть на проектные решения.
Железнодорожники обещают, что не испортят внешний облик здания 1975 года постройки, зато сделают его ярче, привлекательнее, энергоэффективнее и комфортнее для посетителей. В дирекции вокзала говорят, что время старого фасада уже прошло: белый камень местами осыпается, а чистить его становится всё труднее.
Мы спросили специалистов — профессиональных архитекторов и строителей, — что они думают о проекте реконструкции фасада владимирского железнодорожного вокзала.
ОЛЬГА БУТРИМ
Выпускник программы «Архитекторы.рф», архитектор бюро «Цимайло, Ляшенко и партнёры», сооснователь архитектурной мастерской «18»
«Постройки тех годов в какой-то степени уже можно считать неприкосновенным, потому что с теми умениями, что есть сейчас, их лучше не сделают — только навредят.
Вокзал — одно из лучших зданий по своей архитектуре в городе. Изначально у него была чистая планировка, чистый фасад, окна доходили до консоли кровли.
Сейчас планировка испорчена нагромождением ларьков, недавно при замене испортили окна. Теперь это не тонкий красивый профиль: сверху видно отвратительную белую сэндвич-панель. А вентфасад окончательно убьёт сооружение.
Натуральный материал облицовки по умолчанию считается лучшим. А одевать здание вокзала в вентфасад как минимум не профессионально, как максимум — неуважительно ко всему городскому пространству и людям, в нём живущим. Во Владимире и так всё очень плачевно с архитектурой, умудряются испортить всё хорошее, что построили до нас.
Так и передайте: руки прочь от вокзала. Здесь уместно исключительно восстановление в строгом соответствии с изначальным проектом, если только не придёт Рем Колхас и не предложит что-то действительно достойное».
АННА СУЛИЗ
Начальник отдела производственно-технического контроля в строительной компании
«Если главная цель РЖД повысить энергоэффективность вокзала, то для здания, в котором большая часть ограждающей поверхности занята окнами, надо направить основные силы именно на них. Сегодня много методик работ со стёклами. Можно нанести специальные покрытия, которые пропускают свет и тепло солнечных лучей и не выпускают обратно, доработать систему герметичности.
Энергоэффективность достигается, в первую очередь, заменой коммуникаций, использованием новых материалов для труб, установкой систем автоматического регулирования микроклимата. Это дорого, долго, требует точных расчётов и кропотливости, внимательности. Но передовые страны начинают именно с этого. У нас почему-то сельский подход: давайте наденем на ребёнка толстую шубу, все кофты, колготы и трое штанов, пока весь мир ходит в тонком термобелье и лёгкой курточке. Потому что если и потеть, то правильно.
Вентфасад даёт лишь визуальный эффект ухоженности и обновлённости, он проще моется, легко монтируется. Но его энергоэффективность на сегодняшний день не доказана, есть много научных статей на эту тему. Да, здание утепляют снаружи, но его с тем же успехом можно обшить утеплителем и изнутри.
При монтаже вентфасада используют крепления, разрушающие камень. Через них происходят теплопотери, так как они теплопроводны, а утеплитель держит тепло — от этого ещё образуются «мостики холода», что приводит к негативным последствиям. Опасность кроется ещё и в пространстве между стенами и панелями, если вдруг там спрятали проводку. Одна искра — и моментальное распространение пожара с обильным задымлением из-за горения утеплителя. Для общественного места это недопустимо.
Как итог: налицо желание РЖД сэкономить, быстро всё сделать и поставить галочку о соблюдении федерального закона об энергоэффективности. И всё равно, что есть другие способы, что необходимо сохранить исторический облик здания. Главное — освоить бюджет, отчитаться о проделанной работе и получить какие-нибудь бонусы за скорое решение задачи».
ЛЮДМИЛА БАСМАНОВА
Старший преподаватель кафедры «Архитектура» Владимирского государственного университета
«Здание железнодорожного вокзала представляет собой уникальный пример регионального подхода в архитектуре советского модернизма. Период 1960-1980-х годов до сих пор недостаточно изучен в отечественной практике. Здания драматического театра имени Луначарского, Дворца детского и юношеского творчества на улице Мира, Дворца культуры завода «Точмаш» (Арт-Дворец) пока не воспринимаются как объекты, достойные изучения и сохранения. Но это тоже наше наследие.
Здание вокзала — часть продуманного градостроительного ансамбля, учитывающего композиционные визуальные связи Вокзальной площади и исторического ядра города Владимира. Это важный элемент самоидентификации города, одна из его визитных карточек.
Вне всякого сомнения, требуется реконструкция внутреннего пространства вокзала, чтобы привести его в соответствие с современными требованиями и нормами; создание комфортной и безопасной доступной среды вокзальной площади в целом... Но я убеждена, что сохранение внешнего облика здания в его исторической, авторской концепции — не менее важная задача.
Здесь имеет значение не только сохранение общей формы и пропорций, но и материала отделки, который в данном случае является принципиальной особенностью, подчеркивающей взаимосвязь современной и древней архитектуры, её преемственность. Новая фасадная система — с применением металлических панелей, её членения, фактура, цвет — изменит этот образ.
Складывается ощущение, что есть только две крайности: или сохранять как есть, или полностью переделать. Быть может, нужен компромисс? Если, как утверждает администрация вокзала, старая фасадная система требует полной реконструкции, а её сохранение и эксплуатация экономически и энергетически невыгодны, возможно, следует изучить и найти современные материалы, которые по своим внешним характеристикам идентичны известняку и не изменят облик здания».
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ
Руководитель собственного архитектурного бюро
«Я считаю проект реконструкции фасада владимирского вокзала неудачным. Уже сейчас, просто поменяв остекление на вокзале (изменился цвет рам, раскладка, неаккуратно выполнены примыкания к стене), строители нанесли урон целостности облика. А то, что по проекту здание хотят «закатать» в алюминиевые панели, которые не смогут и близко повторить текстуру белого камня — это просто кощунство. Мотивация улучшением теплотехнических свойств здания, на мой взгляд, не даёт права уродовать историческую среду. Во Владимире уже есть примеры подобных неудачных реконструкций.
К слову, совершенно непонятно, что хотят сделать с часами на фасаде (их уже успели заменить). Судя по проекту — просто закрыть панелями».
***
Текст опубликован в блоге общественного движения «Владимир будущего».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции