После публичного заявления вице-губернатора Лидии Смолиной о том, что Владимирская область не ввозит и не планирует ввозить на территорию региона мусор из других регионов России, в редакцию Зебра ТВ обратилось жители сразу несколько районов, обвинивших высокопоставленную чиновницу во лжи.
Активисты, пытающиеся своими силами противостоять превращению Владимирской области в свалку московского мусора, обратили внимание на то, что очередной раз обновленной схеме работы с отходами 33 региона прямо указано: в ближайшем будущем регион планирует принимать по 150 тысяч тонн мусора в год из других регионов России.
Схема (в многостраничном документе — раздел 7, п.7.4) размещена в открытом доступе на сайте департамента природопользования администрации Владимирской области. Из таблицы, в которой расписан план работы региональных мусорных объектов в 2020-2026 годах, следует, что владимирский Белый дом официально планирует ежегодно размещать по 50 тысяч тонн московского мусора на 3 полигонах в Петушинском, Киржачском и Александровском районах.
В документе уточняется, что все это будет возможно либо после подписания межрегионального соглашения, либо строительства мусоросортировочного комплекса «Киржач».
Из таблицы также следует, что МСК «Петушки» (судя по всему, речь идет о полигоне, принадлежащем компании «Хартия») - уже готов к принятию предусмотренного объема отходов из других регионов. А МСК «Киржач» и МСК «Александров» к 2020 году должны будут увеличить свои мусорные мощности, инвестировав в объекты примерно по 1 миллиарду рублей.
Ответственность за подписание всех «мусорных» документов, пока директор департамента природопользования администрации Владимирской области Алексей Мигачев находится под домашним арестом, несет его заместитель Татьяна Клименко.
А реализовывать на практике схему работы с отходами во Владимирской области предстоит недавно выбранной по конкурсу белодомовской компании «Владэкотехпромом». От том, как проходил конкурс по выбору единого регионального мусорного оператора - в материале «За мусор ответит Семихатов».
В последний раз схема работы с отходами во Владимирской области была официально утверждена в воскресенье, 31 декабря, 2017 года. Но при скачивании схемы становится понятно, что в документ до сих пор продолжают вносить изменения.
Активисты, протестующие против строительства «мусорного объекта» в Филипповском сельском поселении Киржачского района, сообщают, что 30 марта 2018 года они получили официальный ответ на свои вопросы из владимирского Белого дома за подписью вице-губернатора Михаила Колкова.
Из ответа «социального» вице-губернатора следует, что профильная комиссия одобрила к реализации инвестиционный проект ООО "ЭкоТехСтройВладимир". А срочный и, как теперь выяснилось, незаконный перевод земли, на которой расположен лесной массив, под «размещение объектов сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов", был инициирован как раз для утверждения региональной схемы работы с отходами - земля была переведена под мусорный полигон администрацией Киржачского района 26 декабря, а территориальная схема утверждена 31 декабря 2017 года.
Напомним, 6 марта 2018 года накануне президентских выборов администрация Владимирской области выступила с заявлением, что журналистам и общественникам необходимо перестать будировать «мусорный вопрос», потому что власти поставили в скандальной истории жирную точку.
Однако 3 апреля после первого заседания экологического совета Владимирской области вице-губернатор Лидия Смолина сообщила, что мусорный комплекс под Киржачом должен быть построен. По мнению вице-губернатора Смолиной, Владимирская область просто не может отказаться от этого, так как у региона нет других инвестиционных предложений. При этом Смолина намекнула, что рост тарифа на вывоз и утилизацию мусора произойдет и у жителей города Владимира, и у московских дачников:
«У нас на сегодняшний день есть всего один комплекс по сортировке отходов, который находится в городе Владимире. Мощность у него небольшая, максимум где-то 100 тысяч тонн. Нас как власть это беспокоит. Потому что неотсортированный мусор с 1 января 2019 года будет не пятым классом опасности, на который мы сегодня рассчитываем, а четвертым. И тогда увеличение тарифа моментально происходит в 1,6 раза. И это все ложится на жителей нашей области.
Конечно, люди сегодня выступают против, а завтра они спросят с власти, почему власть ничего не делала для того, чтобы такие объекты появились. К сожалению, выбирать земельные участки... А сегодня прозвучало, что есть карьеры, которые мы могли бы дальше эксплуатировать... Эта земля кому-то принадлежит. И мы как органы власти не можем предлагать строить на этих землях. Если говорить про Киржачский район, там частники скупили. И мы не можем предлагать строить там заводы. Тот же «Винербергер Кирпич» - это земля находится в аренде для добычи песка и дальше - для производства кирпича. Поэтому обязывать их или любого другого бизнесмена заниматься этим видом деятельности у нас нет оснований».
Лидия Смолина также дала понять, что власти Владимирской области уже не в состоянии контролировать мусорный поток из Подмосковья. Вице-губернатор сняла ответственность с власти, заявив, что официально чиновники ничего не знают о вереницах московских мусоровозов, едущих во Владимирскую область. На постоянный контроль мусорного трафика со стороны Москвы у властей Владимирской области нет ни сил, ни ресурсов.
Отметим, что первое заседание экологического совета, в спешном порядке созданном при губернаторе Владимирской области Светлане Орловой, было посвящено как раз рассмотрению региональной схемы работы с ТБО. На экологический совет не пригласили ни одного жителя или общественного активиста, чьи мнения расходились бы с позицией владимирского Белого дома. Несмотря на остроту мусорной темы, на длящемся больше 2 часов заседании экологического совета никто из 50 приглашенных не поднял ни одного конкретного вопроса.
Мнение общественников в основном выражали представители федеральной Экологической палаты, намекающие на раскачивающих лодку проплаченных «зеленых» активистов. А член Общественной палаты Владимирской области и зампред областного экологического совета Галина Есякова убеждала, что митинги и протесты приведут к тому, что «вместе с водой выплеснут и ребенка».