Борисов оправдан по одному из эпизодов по делу о клевете в анонимных телеграм-каналах

Бывший пресс-секретарь Владимирского регионального отделения «Единой России» Юрий Борисов признан виновным только по одному из двух эпизодов по делу о клевете в адрес региональных чиновников в анонимных телеграм-каналах
Новости Автор: 21 июня, 16:54 2691

Во Владимирской области завершилось судебное разбирательство по уголовному делу в отношении бывшего пресс-секретаря регионального отделения «Единой России» и экс-руководителя пресс-службы Владимирского горсовета Юрия Борисова. Его обвиняли в совершении двух эпизодов клеветы в отношении чиновников в анонимных телеграм-каналах «Владимирский тракт» и «Владимир Владимирович» (часть 2 статьи 128.1 УК РФ). Потерпевшими по делу выступали первый заместитель губернатора Дмитрий Лызлов и директор Агентства по использованию объектов недвижимости Владимирской области Анна Знатнова.

photo_2024-06-21_16-50-43.jpg

Разбирательство проходило под председательством мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района города Владимира Варвары Крисько.

19 июня государственный обвинитель Дмитрий Битюков запросил для Борисова штраф в размере 350 тысяч рублей по каждому эпизоду, и, за счёт частичного сложения, назначить ему итоговое наказание в виде штрафа на сумму 500 тысяч рублей с конфискацией орудия преступления — смартфона iPhone RX.

21 июня судья Крисько огласила резолютивную часть приговора. По эпизоду, связанному с публикаций материала об Анне Знатновой, Борисов оправдан в связи с отсутствием состава преступления. По эпизоду, в котором упоминается Дмитрий Лызлов, Борисов признан виновным с назначением штрафа в размере 300 тысяч рублей. Приговор может быть обжалован в установленном законом порядке.

Выдержка из приговора суда.

«Суд приговорил:

Бориса Юрия Юрьевича по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 128.1 - эпизод от 23 августа 2022 года [речь идёт о публикации текста, в котором упоминается Анна Знатнова, - примечание Зебра ТВ] оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления... С связи с оправданием по предъявленному обвинению признать за Борисовым права на реабилитацию и разъяснить порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием...

Борисова Юрия Юрьевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 128.1 - эпизод от 2 ноября 2022 года [речь идёт о публикации текста, в котором упоминается Дмитрий Лызлов, - примечание Зебра ТВ] и назначить наказание в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей.

Меры процессуального принуждения в виде подписки и надлежащем поведении Борисову до вступления приговора в законную силу оставить прежней...

...Мобильный телефон iPhone XR, хранящийся в камере хранения вещественных доказательств УМВД России по городу Владимиру хранить в указанном месте до принятия окончательного процессуального решения по уголовному делу в отношении [Романа] Александрова.

Приговор может быть обжалован в Октябрьский районный суд через мирового судью в течение 15 суток со дня провозглашения».

Анна Знатнова отрицательно ответила на вопрос представителей СМИ о намерении обжаловать приговор.

Гособвинитель Дмитрий Битюков сообщил, что решение об обжаловании приговора будет принято стороной обвинения после изучения мотивировочной части судебного акта.

Юрий Борисов и его адвокат Андрей Мартынов заявили о том, что намерены добиваться полного оправдания.

В частности, Борисов заявил следующее:

«Также, как по первому эпизоду мы уверены в своей невиновности - по второму эпизоду. Я, собственно, думаю, что весь процесс, который вы видели, он свидетельствует о моей невиновности. И вот это такое немножко половинчатое решение надо довести до того, чтобы оно было полным и окончательным».

ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ВЫНЕСЕНИЮ ПРИГОВОРА

Перед тем, как судья удалилась в совещательную комнату для постановления приговора, Юрий Борисов и его адвокат Андрей Мартынов выступили в судебных прениях.

Подсудимый заявил о своей невиновности, высказал надежду на на объективность и беспристрастность суда, на должную оценку ходатайств защиты, в которых сообщалось о многочисленных процессуальных нарушениях со стороны следствия. Он заявил, что процесс представляет собой ничто иное как привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. На лицо, по его убеждению, нарушение его права на защиту и иных фундаментальных принципов судопроизводства.

Борисов подчеркнул, что в материалах дела ничего не указывает на то, что инкриминированные ему деяния сделал именно он. Все обвинения в сговоре с другим единороссом Романом Александровым (последний объявлен в федеральный розыск по другому делу) он категорически отверг:

«Какие конкретно действия совершил именно я? Фактически из обвинения следует, что действия совершал Александров Р.С., а я что-то непонятное делал совместно с ним. Структура обвинения изложена таким образом, что мне до сих пор это непонятно. Фактически следствие и обвинение незаконно переложили данные обязанности на суд, на который возложена лишь функция разрешения уголовных дел, который не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты…

… В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, в том числе перепиской [в мессенджере Signal] с абонентом “Александров” следующее.

Первое: я не вступал с Александровым, тем более заранее, в сговор для изготовления текстов в отношении потерпевших. В переписке [с Александровым] - ни слова об обратном, ни одного доказательства обратного этому.

Второе: у меня не возникал совместно с ним подобный преступный умысел. Никаких доказательств умысла или сговора с виновным лицом ни в суде, ни в материалах дела обвинением не представлено.

Третье: я не изготавливал тексты в отношении потерпевших.

Четвёртое: я не размещал текстов в отношении потерпевших в публичных телеграм-каналах.

Суду не представлены безусловные доказательства моей виновности

Текст в отношении Знатновой я вообще не получал, я впервые сам его увидел в телеграм-канале в виде публикации. Кто его разместил, я не знаю. Я его не размещал и отношения к этому не имею. Текст в отношении Лызлова я впервые увидел непосредственно перед публикацией, в день его публикации, об этом я понял только при ознакомлении с материалами дела. Никаких действий по его изготовлению я не совершал. На тот момент я также не знал, был ли он опубликован или нет. Я не был осведомлён об источниках, которые были использованы при написании текста. Я не был осведомлен о том, соответствует ли текст реально фактам о жизни и деятельности Лызлова, поскольку в принципе у меня нет привычки отслеживать жизнь людей. Я прочитал присланный [Александровым] мне текст, обратил внимание на две орфографические ошибки, в переписке они указаны в виде сообщений. Сделал я это спонтанно, случайно, из-за нетерпимости к ошибкам. Кто в дальнейшем разместил текст в отношении Лызлова в телеграм-канале, я не знаю. Я его не размещал и отношения к этому не имею... Характер переписки [с Александровым] свидетельствует, что я познакомился с текстами исключительно как читатель и их комментировал как читатель».

SKRVC0014-5084.jpgДмитрий Лызлов
DSC_0061.jpgАнна Знатнова
_MG_6114_Alexandrov.jpgРоман Александров

Борисов несколько раз повторил, что в деле нет ни одного доказательства его вины ни по одному эпизоду. Он заявил, что доказательства сформированы искусственно и попросил суд отнестись к ним критически. Кроме этого, он напомнил, что сторона защита ставит под сомнение заключения всех экспертиз.

Подсудимый назвал уголовное дело в отношении него «явно сырым» и попросил его оправдать.

Адвокат Андрей Мартынов поддержал позицию своего доверителя, заявил, что данное дело является примером того, «как не должно вестись следствие и суд».

БОРИСОВ СООБЩИЛ О ВИЗИТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВОЕНКОМАТА. ГОСОБВИНИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО «СИЛЬНО»

Непосредственно перед вынесением приговора Юрий Борисов выступил с последним словом.

Судья Варвара Крисько предупредила его, что, обращаясь к участникам процесса, он не должен касаться обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.

Подсудимый в последнем слове назвал последние полтора года, в течение которых проходили следствие и суд, «сюрреалистическими событиями». Ссылаясь на известных исторических персонажей и литературных героев, он попросил его оправдать.

Полная расшифровка последнего слова Юрия Борисова в судебном заседании.

Ваша честь, как сказано в одной великой в книге, «правду говорить легко и приятно».

В своем выступлении в прениях я заявил о своей невиновности.

Ваша честь, вы, наверно, смотрели фильм «Место встречи изменить нельзя». Там старший лейтенант, орденоносец Владимир Шарапов произнес важные слова: «Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это будет уже не закон, а кистень». Знаете, по итогам полутора лет сюрреалистических событий, происходящих со мной, я согласен с Шараповым.

Остановлюсь буквально на одном моменте из материалов дела. Речь о якобы месте совершения якобы преступлений. По версии следствия, они произошли в здании на улице Березина, 2Б и на улице Большой Московской, 13. Странно, что следствие не смутили эти адреса. При этом почти каждый владимирец знает, что Березина, 2Б - это телевышка на Всполье. Это - режимный объект, куда доступ фактически запрещен.

Большая Московская, 13 - это кинотеатр «Художественный», который не работает уже больше 10 лет. Естественно, он на замке. Небольшая деталь, но очень красноречиво, на мой взгляд, говорящая о качестве следствия.

Ваша честь, за полтора года мне поступало много намеков и сигналов разной степени завуалированности, они так или иначе сводились к необходимости оговорить себя или третьих лиц. Честно говоря, давление было выдержать непросто, но сил мне добавляла уверенность в собственной невиновности.

Буквально вчера [20 июня] в 6:55 неожиданно для меня пришел ко мне домой, в 6:55 утра, пришел сотрудник военного комиссариата с повесткой о необходимости сверки данных. Надеюсь, что это просто совпадения.

Екатерина Великая вошла в историю в том числе своей фразой: «Лучше оправдать 10 виновных, чем судить одного невиновного».

Ваша честь, в ваших руках создание прецедента, хотя у нас не прецедентная система права. На него наверняка будут ссылаться.

Я хочу поблагодарить журналистов, освещавших наш без преувеличения уникальный процесс. Думаю, читателям было интересно следить за тем, как бодался теленок с дубом.

В завершение хочу поблагодарить всех, кто поддерживал и переживал за меня все эти месяца. В такие минуты это очень важно. Отдельное спасибо всем, кто волею случая пропал из моей жизни. В общем, произошел своего рода момент истины.

Я прошу меня оправдать.

Спасибо за внимание.

После того, как судья удалилась в совещательную комнату, государственный обвинитель Битюков так прокомментировал последнее слово на тот момент подсудимого:

«С военным комиссариатом - это сильно!»

***

Судебное разбирательство по делу Юрия Борисова начались 4 марта 2024 года. Всего прошло 17 заседаний. 4 раза рассмотрение дела откладывалось из-за нахождения подсудимого на больничном.

Отметим, что 23 августа 2024 года истекли бы сроки давности по обвинению Юрия Борисова в клевете в отношении Анны Знатновой (повторимся, по данному эпизоду он был оправдан), а 2 ноября 2024 года истекли бы сроки давности по эпизоду, по которому потерпевшим проходит Дмитрий Лызлов (по нему Борисов признан виновным). Если бы суд не завершился до 2 ноября, то уголовное преследование Юрия Борисова пришлось бы прекратить, но тогда он не имел бы права на реабилитацию. 

Другие материалы о процессе:

«Бывшего пресс-секретаря «Единой России» судят за клевету на владимирских чиновников»;

«По делу о клевете во владимирских телеграм-каналах допрошены крупные чиновники»;

«В деле о клевете во владимирских ТГ-каналах представили доказательства следствия»;

«Владимирская полиция ищет администратора анонимных телеграм-каналов»;

«Адвокат заявил о незаконности преследования Юрия Борисова, обвиняемого в клевете в тг-каналах»;

«Магамед Ахматов признал авторство текста в анонимном телеграм-канале»;

«Обвиняемый в клевете экс-сотрудник «Единой России» потребовал исключить из дела заключения экспертов»;

«Экс-пресс-секретарь «Единой России» назвал доказательства его вины в клевете недопустимыми».

«Обвиняемый в клевете на чиновников Борисов потребовал возвратить дело прокурору»

«По делу о клевете в анонимных телеграм-каналах следователю устроили экзамен по УПК»

«Бывший пресс-секретарь «Единой России» заявил о невиновности и отказался отвечать на вопросы»

«Прокурор запросил для Борисова штраф в 500 тысяч за клевету в анонимных телеграм-каналах»

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.