«Какой интерес у Русской православной церкви в создании заповедника»? Оппозиция в ЗакСобрании выступила против заповедной зоны площадью 100 тысяч гектаров

Представители оппозиционных партий в Законодательном Собрании выступили резко против идеи, лоббируемой Русской православной церковью, по созданию на территории трёх районов Владимирской области заповедника федерального значения  площадью 100 тысяч гектаров
Новости Автор: 27 декабря 2019, 09:48 22 6816

Правительство России неохотно информирует представителя губернатора Владимирской области при кабинете министров о тех решениях, которые федеральные власти планируют принимать в сфере природопользования в 33-ем регионе. В частности, речь идёт о планах по созданию на территории Судогодского, Селивановского и Ковровского районов Владимирской области заповедника федерального значения общей площадью чуть менее 100 тысяч гектаров. На последнем в 2019 году заседании Законодательного Собрания руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Бирюков сообщил, что из-за подобных сбоев в коммуникациях депутаты узнают о наиболее резонансных начинаниях правительства из СМИ. Лидер фракции КПРФ Максим Шевченко добавил, что, так как правительство возглавляет первое лицо в «Единой России» Дмитрий Медведев, потеря обратной связи кабинета министров с Владимирской областью является недоработкой региональных единороссов.

Напомним, 24 декабря Зебра ТВ показала карту предполагаемого заповедника, в границы которого вошло достаточно большое количество населённых пунктов Владимирской области. Собеседники редакции заявили, что этот проект «нереализуем», так как является «бредом».

На финальном заседании ЗакСобрания тему заповедника поднял вице-спикер облпарламента, руководитель фракции ЛДПР Сергей Корнишов. Он сказал, что появление заповедника создаст проблемы для охотпользователей, заключивших договоры аренды угодий на 49 лет, а также для разработчиков недр, так как в заповедниках любая хозяйственная деятельность запрещена.

Корнишов напомнил, что год назад была идея создать национальный парк на территории Селивановского района, но местные жители восстали против этого, и от проекта отказались. Однако теперь жёсткий охранный режим планируется установить на территории, в три раза большей по площади.

Лидер коммунистов в ЗакСобрании Максим Шевченко спросил, кто является лоббистом проекта создания заповедника? Сергей Корнишов сказал, что формально идею продвигает Минприроды, но за ним стоит Русская православная церковь. Шевченко задался вопросом: а какой интерес у РПЦ в охране животных и природы? Он заявил о своём желании поговорить на эту тему с митрополитом Владимирским и Суздальским Тихоном.

Сергей Бирюков сказал, что в условиях нехватки информации из первоисточников у него складывается мнение, что федеральный центр только и хочет, что «нападать» на владимирскую природу. Вице-спикер облпаралмента Роман Кавинов (фракция «Единая Россия») поправил Бирюкова, сказав, что, наверное, в данном случае, федералы хотят «защитить» природу региона. Справедливоросс не согласился с единороссом.

Вице-губернатор Владимирской области по внутренней политике Игорь Моховиков (после заседания ЗакСобрания станет известно, что он написал заявление об увольнении) сказал, что решения по таким проектам, как, например, строительство федеральной трассы М-12 или создание федерального заповедника, принимаются в Москве, а регионы просто ставят перед фактом. Но права граждан должны быть учтены, и по обоим проектам созданы рабочие группы, которые сформулированы позицию владимирцев для федерального правительства.

Депутат Лариса Емельянова (фракция КПРФ) заявила, что у всех, кто попадёт под «колпак» заповедника, возникнут проблемы, так как охранный режим в заповеднике намного жёстче, чем в национальном парке. Она усомнилась в необходимости выделять 100 гектаров в «малюсенькой» Владимирской области под создание заповедника. Депутат заявила, что коммунисты будут против этой идеи, и попросила включить в состав рабочей группы при обладминистрации депутатов ЗакСобрания, представляющих избирателей Судогодского, Селивановского и Ковровского районов.

Итог дискуссии подвёл Роман Кавинов, согласившийся с тем, что нельзя допустить нарушения прав граждан при создании заповедника. При этом он призвал найти «золотую середину» в этом вопросе.

Расшифровка выступлений депутатов по теме создания заповедника федерального значения на территории Владимирской области.

XXI-3823.jpg

Сергей Корнишов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции ЛДПР:

Я напомню, что эта тема на самом деле очень острая, и я надеюсь, что она будет только развиваться в дальнейшем, поскольку на территории этих муниципальных районов есть, во-первых, сельхозпредприятия, Госохотинспекция заключила длительные договора аренды с охотпользователями на 49 лет. Есть другие юридические лица, которые занимаются недропользованием.

Самое главное, что в этих муниципальных районах находятся населенные пункты, где проживают наши с вами жители Владимирской области. Если будет создан данный заповедник, то я больше, чем уверен, что в серьезные рамки поставят жизни наших с вами соотечественников в этих муниципальных районах, поскольку будут большие ограничения на жизнедеятельность введены. Напомню, что этот вопрос уже год назад поднимался. Тогда в Селивановском районе планировали создать национальный парк, насколько вы помните. С жителями этот вопрос также решался, были проведены многочисленные сходы, депутат [Законодательного Собрания Владимирской области от фракции КПРФ Лариса] Емельянова очень активно участвовала в этих мероприятиях, я сам лично выезжал. Ажиотаж был такой, что в Домах культуры не хватало места для всех желающих. Я к тому, что на основании тех мероприятий, которые мы проводили совместно с профильным департаментом администрации Владимирской области, губернатор дал отрицательное заключение на реализацию этого проекта национального парка. Он, как мы знаем, не был осуществлен. Я больше, чем уверен, что позиция губернатора не изменилась по этому вопросу, и хотел бы обратить ваше внимание, что администрация области создала межведомственную комиссию по изучению данного вопроса. Я хотел бы призвать вас, может быть, также поступить по аналогии, как представители от всех фракций по одному человеку или просто желающие войти в состав этой рабочей группы межведомственной комиссии для того, чтобы более объективно решить этот вопрос, нужен нам такой заповедник или не нужен. К слову, я уже [исполняющей обязанности директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области Ольге] Канищевой письмо от себя лично написал и обязательно буду принимать участие в этой комиссии.

XXI-3501.jpg

Дмитрий Рожков, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

Сергей Викторович, знаете, из вашего выступления немножко непонятно: вообще в целом заповедник — это хорошо или плохо? К каким печальным последствиям он приведет? Что он погубит конкретно? На что он повлияет?

Сергей Корнишов:

Дмитрий Анатольевич, для того чтобы разобраться в этом вопросе, хорошо это или плохо, мнение жителей мы уже однозначно услышали в прошлом году - жители все были против национального парка [в Селивановском районе]. Я понимаю, что есть разница между национальным парком и заповедником, а для того, чтобы понять хорошо это или плохо и разобраться в этой ситуации, я вас и попросил принять участие в этой группе, которая сейчас при администрации Владимирской области будет работать.

XIII-8752_Shevchenko.jpg

Максим Шевченко, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Владимирской области:

А кто является лоббистом на федеральном уровне или региональном вот этого проекта, который, на самом деле, вызывает такую озабоченность у жителей нашей области?

Сергей Корнишов:

Из той информации, которая у нас есть, конечно, основным инициатором является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, но непосредственную долю участия принимает РПЦ [Русская православная церковь].

Максим Шевченко:

А какой интерес у Русской православной церкви - по сути, общественной организации - в создании заповедника? Причем не национального культурного парка, что было бы логично, когда речь идет о всеми уважаемой общественной организации, а вот именно заповедник, то есть охрана живой природы, зверей и так далее. Очень интересный вопрос.

Сергей Корнишов:

Максим Леонардович, тема, на самом деле, неясная. Я считаю, было бы правильно в РПЦ по этому вопросу обратиться, чтобы они какой-то ответ дали.

Максим Шевченко:

Я хотел бы послушать митрополита [Владимирского и Суздальского Тихона].

XXI-3630_Birukov.jpg

Сергей Бирюков, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Владимирской области:

Меня, честно говоря, озаботило очередное сообщение важное для Владимирской области, касающееся природоохраны, которое мы узнаем из СМИ. Про заповедник мы узнаем из СМИ, что [его] собираются создать; трассировку федеральной трассы [М-12] - тоже; по поводу завоза мусора или [строительства] каких-то новых полигонов, планирующихся для технопарков, тоже мы узнаем из СМИ. Все это касается природопользования. У меня в связи с этим размышления: то ли у нас средства массовой информации работают очень хорошо, то ли недостаточно хорошо работают те органы, которые у нас отвечают за связь с федеральным центром? Складывается такое ощущение, что у нас есть федеральный центр, который все время планирует на природу Владимирской области напасть, и никто не может ничего противопоставить.

XXI-3505.jpg

Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

В данном случае [речь идёт о том, чтобы] защитить [природу Владимирской области, а не нападать на неё].

Сергей Бирюков:

Нет, федеральный центр хочет в данному случае на природу… Ну, может быть, и защитить, но как бы все равно наше мнение в данном случае не услышано. Хотелось бы просто, может, к представителям администрации обратиться с просьбой как-то лучше нас информировать о планируемых мероприятиях, касающихся природопользования Владимирской области.

XXI-3475.jpg

Игорь Моховиков, заместитель губернатора Владимирской области по внутренней политике:

Должен пояснить, что это вопросы федерального ведения. Как вы привели примеры, это [как] платная трасса М-12. В ее создании администрация Владимирской области никакого участия не принимает. То есть если такое решение [по созданию заповедника на территории Владимирской области] на федеральном уровне будь то правительство Российской Федерации, его Министерство профильное принимает, мы это решение получаем так же, как и вы. Мы в состоянии его изучить, проанализировать и свои предложения сделать. Так же, как это проходит сейчас по платной трассе М-12. Есть рабочая группа, обсуждаются возможные трассировки. Мы не принимаем однозначно тот или иной вариант. Мы способны это обсуждать. Сейчас появилась информация, как вы сказали, о заповеднике. Я согласен с коллегами депутатами, которые предлагают эту информацию обсудить и взвесить все «за» и «против», поскольку, возможно, принимая те или иные протокольные решения на министерском уровне, не были учтены права граждан. Если такие сходы уже были, то, безусловно, надо с жителями проработать этот вопрос, еще раз уточнить, чьи права могут быть затронуты тем или иным вопросом.

XV-2231.jpg

Лариса Емельянова, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):

На самом деле, весной этого года уже вставал вопрос о национальном парке [в Селивановском районе], но прошло полгода и, видимо, власть не успокоилась по поводу [его] создания, но теперь границы его расширились практически в три раза. Теперь это Селивановский, Судогодский и Ковровский районы. Я хотела сказать, что заповедник — это не национальный парк, это - жестче. Заповедники, как правило, закрыты для посещения туристов полностью. Если в национальном парке мы можем гулять с вами, то в заповеднике только по разрешению Минприроды и соответственно администрации. Это раз. Во-вторых, чиновники от Минприроды немножко слукавили, и в новой терсхеме исключили крупные населенные пункты [из пределов заповедника], но тем не менее границы заповедника вплотную подходят к этим населенным пунктам. То есть от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как не могли выйти люди в заповедные места за грибами, за ягодами, так и не смогут. Еще один момент. Согласно земельному кодексу, мы говорим о землепользователях, недропользователях, земельный участок, занятый природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. То есть о чем мы говорим? Все те недропользователи, которые попали под колпак заповедника - всё, их аренда закончится, федералы изымут у них эти земли. Они имеют право на это. Поэтому в основном землепользователи, землевладельцы, а их там очень много, есть населенные пункты, которые попадают под этот колпак. Это Судогодский район в том числе, очень много [населённых пунктов будут затронуты]. Поэтому, какой такой заповедник? В чем [необходимость] его [создания] на такой малюсенькой Владимирской области, [если] мы хотим практически 100 тысяч гектаров [отдать] под заповедник? Наверно, нам жизнь жителей нашей области гораздо важнее, чем все заповедные места, я так считаю. Поэтому, конечно, категорически против будем выступать этого заповедника.

Максим Шевченко:

Вы знаете, хотелось бы поблагодарить фракцию ЛДПР и губернатора за то, что этот вопрос поставлен, потому что на самом деле возникает очень серьезное опасение в связи с этим. У меня вопрос: трасса М-12 случайно не через территорию этого заповедника пойдет? Рядом? Просто уточнить на всякий случай, потому что в Европе есть такая практика, что через территории заповедников идут как раз платные дороги.

То, что вы рассказали, конечно, вынуждает нас внимательнее присмотреться к этому вопросу. Ваше предложение о комиссии, как я понимаю, фракция КПРФ полностью поддерживает. Я даже предлагаю Ларисе Николаевне [Емельяновой] стать членом этой комиссии, делегировать одного или несколько человек, выезжать вместе с вами, встречаться с жителями, потому что с какой-то стати вдруг какие такие уникальные зубры там водятся, которых надо внезапно защитить? И еще одна информация, меня это крайне обеспокоило. Какое отношение общественная организация РПЦ - общественная, подчеркну, религиозная организация - может иметь к такому важному государственному решению, которое касается жизни людей? Удивительные просто вещи происходят. Мало того, что здание архива областного передается непонятно, на каких основаниях, создавая нагрузку на бюджет огромный, благодаря решению фракции «Единая Россия», как я понимаю, Русской православной церкви. Так еще и здесь еще какие-то интересы. [Это] перебор. Так мы до крепостных крестьян, до монастырских дойдем рано или поздно. Не хотелось бы, чтобы наши жители превращались в монастырских или крепостных крестьян.

Лариса Емельянова:

Настаиваем на том, чтобы в межведомственную комиссию вошли депутаты от Законодательного Собрания, которые представляют эти территории.

Сергей Бирюков:

Я [вице-губернатору] Игорю Александровичу [Моховикову] благодарен за то, что он разделяет нашу озабоченность природой Владимирской области. Но хотел бы тоже сказать, что у нас администрация имеет представительство при правительстве Российской Федерации, соответственно, тоже меня удивляет, что правительство Российской Федерации не очень информирует нашего представителя о том, что у нас тут планируется на федеральном уровне делать. Может быть, Игорь Александрович возьмет на заметку посмотреть, как работает наше представительство, чтобы у нас и информация была своевременно о планируемых федеральным центром проектах и, соответственно, чтобы наше мнение учитывалось при этом?

Максим Шевченко:

И, учитывая, что глава правительства — это руководитель партии «Единая Россия», хотелось бы, чтобы партия «Единая Россия» тоже доносила до нас те проекты, которые касаются жителей и жизни жителей Владимирской области, которые обсуждаются в правительстве, которое возглавляется руководством партии «Единая Россия». Мне кажется, это - ваша недоработка, коллеги.

Роман Кавинов:

Я убежден, что наша фракция [«Единая Россия»] войдет, безусловно, в эту рабочую группу, но коллеги, если позволите, два слова. Так повезло в жизни — мне довелось познакомиться с руководителем крупнейшего на Южном Урале заповедника Таганай, наверно, все знают знаменитое такое место. Граница этого государственного заповедника соприкасается с крупнейшим на Южном Урале городом Златоуст. Там численность населения более 250 тысяч - крупный высокоурбанизированный район. Конечно, сложная система взаимоотношения между местными жителями и заповедником. Действительно, там есть достаточно серьезные ограничения. Но то, что жители Златоуста могут посещать [территорию заповедника] по определенным маршрутам, тропам, потому что там большая просветительская, экологическая работа проводится. Я просто хочу сказать, что на самом деле вопрос защиты природы — это тоже государственный вопрос, очень важный. Тут, как всегда, мне кажется, в таких вопросах, мы про это все говорим, важно не допускать перекоса. Нельзя в угоду важнейшей государственной задаче защиты природных ресурсов Российской Федерации в таком высокоурбанизированном регионе как Владимирская область, [принимать решения,] если вдруг действительно окажутся ущемлены права большого количества граждан, это - серьезно. Нужно постараться найти золотую середину, постараться найти баланс в этом вопросе.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате