Администрация города Владимира во главе с сити-менеджером Андреем Шохиным с 1 января 2018 года не сможет принимать практически никаких серьёзных решений в сфере градостроительной деятельности. Это следует из регионального закона, принятого 22 июня на заседании Законодательного Собрания Владимирской области.
Правильно документ называется так: «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области и исполнительными органами государственной власти».
Закон на рассмотрение ЗакСобрания внесла губернатор Светлана Орлова.
В изначальном проекте повестки дня ЗакСобрания этого закона не было. Профильный комитет облпарламента по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства рассмотрел его на внеочередном заседании. Депутаты предложили четыре поправки, с которыми разработчики согласились.
О сути закона доложил директор департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области Сергей Коробкин. Его речь длилась чуть больше минуты.
Коробкин сообщил, что закон разработан для установления единой политики управления в сфере градостроительства; его нужно принять в целях «централизации процесса осуществления административных процедур в градостроительной деятельности, создания единой структурной базы, службы “единого окна”, единых критериев надзора в сфере градостроительной деятельности на территории Владимирской области».
Директор строительного департамента проинформировал депутатов, что аналогичные законы приняты ( и положительно работают) в Калининградской, Московской, Кемеровской и Ульяновской областях.
Суть закона в том, что с 1 января 2018 года полномочия в сфере градостроительной деятельности — начиная от подготовки документов территориального планирования, заканчивая выдачей (или отказом) разрешительной документации и вводом (или отказом) в эксплуатацию объектов строительства — будут приниматься не в администрации города Владимира, а уполномоченным органом владимирского Белого дома. Этот орган губернатор определит своим постановлением, но с высокой степенью вероятности это будет департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Возможно, эта структура будет работать в тесной координации с департаментом имущественных и земельных отношений, так как данный орган уже распоряжается земельными участками на территории города Владимира, государственная собственность на которые не разграничена.
Дмитрий Рожков
Председатель профильного комитета Законодательного Собрания Дмитрий Рожков предложил принять закон в двух чтениях.
В поддержку закона также высказался и председатель комитета ЗС по имущественным и земельным отношениям Алексей Русаковский. Он назвал документ «абсолютно правильным законом».
По мнению депутата, его принятие - первый шаг по «наведению более правильного порядка» в сфере градостроительной деятельности в регионе, особенно в городах, куда приезжает много туристов; начинать надо с Владимира, а в перспективе - принятие аналогичных законов по Суздалю, Мурому, Коврову и Александрову.
Олег Чижов
Депутат Олег Чижов, который по основному месту работы является руководителем строительной компании «Монострой», напомнил, что он является «непосредственным участником» градостроительной деятельности. Он считает, что в этой сфере необходимо упорядочивание. Чижов выразил надежду, что закон действительно приведёт к повышению уровня качества работы застройщиков и сделает «строительный процесс» более цивилизованным.
Игорь Першин
Депутат Игорь Першин заявил, что закон надо принимать, если ЗС хочет быть последовательным после передачи на областной уровень распоряжения земельными участками во Владимире, государственная собственность на которые не разграничена:
Першин высказал пожелание, чтобы губернатор, как можно быстрее, определилась с уполномоченным органом администрации Владимирской области, который возьмёт на себя функции управления архитектуры и строительства администрации города Владимира:
Заместитель председателя Законодательного Собрания Ольга Хохлова предложила создать общественный совет с участием депутатов, чтобы при принятии решений в сфере градостроительства было учтено мнение избирателей. Такая идея несколько удивила спикера ЗакСобрания Владимира Киселёва - он подумал было, что Хохлова предложила создать этот совет прямо на заседании. Хохлова пояснила, что «просто выразила мнение», что депутаты «тоже должны участвовать в этой деятельности».
Закон был принят единогласно. После того, его подпишет губернатор, текст будет опубликован в государственной газете «Владимирские ведомости», и через 10 дней после этого администрация города Владимира начнёт передачу градостроительной документации уполномоченному органу владимирского Белого дома.
Полномочия по градостроительной деятельностью передаются с городского уровня на областной на неограниченное время. Если возникнет необходимость всё отыграть обратно, то надо будет принять отдельный закон.
Председатель профильного комитета ЗС Дмитрий Рожков после заседания прокомментировал принятое решение.
Вопрос:
- Дмитрий Анатольевич, по поводу перераспределения полномочий в градостроительной деятельности. Можно ли вести речь о том, что уполномоченный орган администрации Владимирской области забирает всё, что связано со строительством, у города Владимира?
Дмитрий Рожков, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства:
- Это логичное решение, на самом деле. После передаче полномочий по не распределённым землям [земельным участкам на территории города Владимира, государственная собственность на которые не разграничена], мы рассмотрели этот законопроект по передаче полномочий в сфере градостроительной деятельности
Вопрос:
- Именно на тех территориях, которые не распределённые, или по всему городу?
Дмитрий Рожков:
- По всему городу
Вопрос:
- То есть, грубо говоря, если я захочу что-то построить, например, в Ленинском районе, то я буду обязан обращаться, например, в департамент архитектуры и строительства [администрации Владимирской области]?
Дмитрий Рожков:
- Да
Вопрос:
- А что будет со структурными подразделениями администрации города? Они перейдут на работу в область, или как?
Дмитрий Рожков:
- Сейчас не готовы сказать, этот вопрос обсуждается очень активно, потому что, как уже было сказано, закон вступает в силу с 1 января 2018 года, сейчас эти вопросы дорабатываются.
Вопрос:
- Ходит очень много всяких разговоров, что сфера градостроительной деятельности во Владимире непрозрачна, коррумпирована, и так далее — вот эта подоплёка здесь присутствует?
Дмитрий Рожков:
- Я думаю, что здесь подоплёки такой нет
Вопрос:
- Грубо говоря, можно объяснить обывателю простым языком: [глава администрации города Владимира] Андрей Станиславович Шохин и люди, которые подчиняются ему в этой сфере, с 1 января 2018 года ничего не будут решать в сфере градостроительной деятельности [на территории города Владимира]?
Дмитрий Рожков:
-
Да
-
ГПЗУ [градостроительные планы земельных участков], разрешения на строительство, другая исходящая документация — всё это теперь будет в администрации области. По зонированию остаётся в городе
Вопрос:
- То есть теперь все разрешения необходимо получать в департаменте архитектуры и строительства?
Дмитрий Рожков:
- Правильно
Вопрос:
- Почему с Владимира решили начать, а не с Мурома, например, или Коврова, чтобы наработать опыт, а потом уже во Владимире ввести?
Дмитрий Рожков:
- Мы же эту деятельность начали с города Владимира, когда по землям [государственная собственность на которые не разграничена] приняли закон. Владимир — наш главный туристический центр, это лицо нашей Владимирской области. В перспективе полномочия также будет перераспределены в [других] крупных городах Владимирской области
Вот текст закона.
Необходимо пояснить про ключевые поправки, предложенные депутатами.
По предложению начальника управления по правовому обеспечению ЗС Анатолия Леонова, члены профильного комитета предложили исключить из текста закона часть 2 статьи 2, которая звучит так:
Аргументы для исключения этого абзаца — наличие коррупциогенных факторов. Мнение Леонова стоит привести полностью:
«На основании статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Согласно пункту “д” пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, … принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил».
Другая поправка касается периода, за который администрация города Владимира должна передать градостроительную документацию уполномоченному органу Белого дома. В изначальном тексте закона написано, что речь идёт о «имеющихся документах». Анатолий Леонов указал, что неясно, что понимать под таким определением, и предложил прописать, что передаваться должны документы, «необходимые для исполнения перераспределяемых в соответствии со статьёй 2 настоящего Закона полномочий». В текст также добавили, что перечень документов и порядок передачи будет определён постановлением администрации Владимирской области.
Кстати, в августе 2017 года исполнится 10 лет, как бывший губернатор Владимирской области Николай Виноградов предпринял первую попытку провести через Законодательное Собрание региональный закон о передаче полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Владимира, государственная собственность на которые не разграничена, с муниципального уровня на областной.
Виноградов тогда высказывал аргументы схожие с теми, что выдвигались и при Орловой. Но ЗС четвёртого созыва находилось с Виноградовым в контрах, и отказало ему. Депутаты и городские власти говорили о том, что это предвыборный ход (они обещали принять закон после госдумовских выборов 2007 года) и заявляли, что, стремясь получить контроль над частью городской земли, Николай Виноградов на самом деле преследовал какие-то иные интересы.
Всего экс-губернатор предпринял четыре попытки провести этот закон, но безрезультатно.
Спустя 10 лет Законодательное Собрание приняло не только это решение, но и передало обладминистрации контроль за всем строительством на территории областного центра. При этом публичных протестов со стороны городских властей не было слышно.
Также стоит напомнить о том, что объединяет два департамента администрации Владимирской области — архитектурный и земельный, которые, скорее всего, будут координировать свою деятельность по застройке во Владимире.
Дело в том, что заместители губернатора, курировавшие их работу, находятся под следствием по обвинению в получении взяток: вице-губернатор по строительству Дмитрий Хвостов находится в СИЗО с конца октября 2016 года (23 июня суд рассмотрит вопрос о продлении срока его содержания под стражей и, скорее всего, будет этапирован в Москву), а заместителя по имущественным и земельным отношениям Елену Мазанько Басманный суд Москвы в начале июня 2017 года отправил под домашний арест.
Кроме этого, интересна судьба департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области. До февраля 2014 года его работу курировал первый заместитель губернатор по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики (тогда это был Алексей Конышев). Потом губернатор Светлана Орлова специально под Дмитрия Хвостова создала должность заместителя по строительству, передав департамент ему в подчинение (вместе с департаментом лесного хозяйства и госохотинспекцией, что удивило многих). Осенью 2015 года, после того, как Хвостов уволился с должности (его задержат месяц спустя) на пост вице-губернатора по строительству был переведён директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Ренат Чагаев.