Власти должны «показать конфетку» педагогам, чтобы сократить отток кадров в Москву

Член Совета Федерации Ольга Хохлова заявила, что национальный проект «Образование» невозможно реализовать без улучшения и облегчения условий работы  школьных педагогов. Этого можно добиться за счёт избавления учителей от избыточных отчётов и изменения принципов формирования зарплаты педработников
Новости Автор: 24 Августа, 10:40 9 2223

Власти Владимирской области ни при каких обстоятельствах не смогут удержать на малой Родине всех педагогических работников, намеревающихся уехать на работу в Москву. Это признала член Совета Федерации Ольга Хохлова, представляющая в СФ Законодательное Собрание 33-го региона, выступая на «круглом столе» по теме «Антибюрократическая учительская инициатива», который прошёл на площадке пединститута ВлГУ под эгидой «Единой России».

IMG_1266_Hohlova.jpg Ольга Хохлова. Фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Вместе с тем, Ольга Хохлова считает, что нельзя пассивно наблюдать за оттоком кадров, и поэтому необходимо «показать конфетку» тем, кого ещё можно удержать во Владимирской области:

«Плюс мы ещё все понимаем, что мы - пригородный такой регион, при Москве недалеко, и отток наших кадров идёт именно в столицу — там жизнь другая, кипучая, там зарплата совершенно другая, возможности другие. И, конечно, всех удержать мы не сможем, но мы должны показать им ту конфетку, которая даёт плюсы, [которые они получат,] оставаясь здесь, в нашем регионе. А эти плюсы мы должны вместе с нашей властью для себя прорисовать и использовать их здесь».

Одним из таких «плюсов» является строительство новых и модернизация уже действующих школ, что создаёт более комфортные условия и для учащихся, и для педагогов. Но, по признанию Ольги Хохловой это не всегда срабатывает:

«Нам бы хотелось, чтобы темпы строительства и развития этих школ были быстрее, но самое главное — это, всё-таки педагоги; это люди, которые бы хотели работать, и даже в этих современных условиях не всегда достаточно людей, которые бы там работали. И это очень важно [решить проблему нехватки педагогов]».

Другой «плюс» - избавление педагогов от избыточной отчётности, что должно облегчить труд учителей. Хохлова сказала, что если у учителя будет угнетённое настроение, это может затормозить реализацию нацпроекта «Образование»:

«Здесь говорили о национальных проектах — это, действительно, очень серьёзная программа нашего государства, но реализация её начинается именно вот с таких мелких вопросов, которые волнуют наших педагогов. И национальный проект «Образование» без настроения учителя, без облегчения его труда, без привлечения кадров вот в эту сферу, не получится - просто будет топтаться на месте этот национальный проект. Строительство школ, допустим немного от другого зависит — от бюджетов, другие направления подключаются здесь, а вот сам человек, педагог, это — действительно наша сфера образования».
IMG_1284_1.jpgФото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Сенатор Хохлова также считает, что на федеральном уровне необходимо пересмотреть принципы начисления заработной платы педагогам:

«И вот здесь это — тоже, наверное, вопрос всё-таки к федеральным структурам, чтобы концепция от них шла смены [принципов] формирования заработной платы учителя. Просто сказать, что она должна быть средней по экономике — это ничего не сказать. А внутри педагогического сообщества — там бурлит всё это».

Ольга Хохлова, член Совета Федерации от Законодательного Собрания Владимирской области, член Президиума Политсовета регионального отделения партии «Единая Россия»:

  • Действительно, это очень важно, привлечение молодых кадров в школы. И радует то, что, по крайней мере, стали повышаться конкурсы на педагогические профессии [в высших учебных заведениях]; но огорчает то, что не все, к сожалению, даже хорошо закончив вуз, идут в наши образовательные организации. Вот здесь нам ещё — работать и работать очень много. Эта проблема стоит уже многие годы и решать нам её очень нужно

  • Плюс мы ещё все понимаем, что мы - пригородный такой регион, при Москве недалеко, и отток наших кадров идёт именно в столицу — там жизнь другая, кипучая, там зарплата совершенно другая, возможности другие. И, конечно, всех удержать мы не сможем, но мы должны показать им ту конфетку, которая даёт плюсы, [которые они получат,] оставаясь здесь, в нашем регионе. А эти плюсы мы должны вместе с нашей властью для себя прорисовать и использовать их здесь

  • Понимаете, мы должны обязательно заниматься этим, иначе [отток кадров продолжится], мы это знаем, и врачи, и педагоги — это самое больное место у нас. Более того, каждый родитель, конечно, хочет для своего ребёнка более хороших условий, и никто не говорит [своему ребёнку]: «Ты заканчивай [московский] вуз, но оставайся [работать] тут»

  • И работа с гражданским обществом, это тоже очень важно... [особенно с теми], кто не входит ни в какие организации, живут своим миром каким-то, конечно, им очень сложно где-то доказать, что Родина малая — она очень важна для человека, и что здесь без этих молодых кадров нам будет очень тяжело менять нашу жизнь к лучшему. Никуда не денемся: возраст наш подходит к тому, что мы хотим, чтобы было молодёжи больше, передать вот тот опыт, который у нас есть, молодёжи, а их видение, новое мышление, оно для нас очень важное. Иначе мы и будем вот так топтаться на месте, а не двигаться вперёд, и нам это очень важно

  • Сегодня приятно, когда едешь в регион и видишь новые школы, строительство этих школ. Вот, Собинка. Вчера мы услышали и от главы [местной] администрации, и от директора школы, и от учителей благодарственные слова [бывшему] губернатору [Владимирской области] Светлане Юрьевне Орловой, которая всё-таки настояла, чтобы этот проект там был, и школа была. И она сегодня открывается, вот 2 сентября зайдут детишки в эту школу и будут действительно очень счастливы

  • Это и другие школы; это и реконструкция в Петушках; это и огромная школа, которая из полуразвалившейся стала современной школой, и многие другие примеры. Поэтому нам бы хотелось, чтобы темпы строительства и развития этих школ были быстрее, но самое главное — это, всё-таки педагоги; это люди, которые бы хотели работать, и даже в этих современных условиях не всегда достаточно людей, которые бы там работали. И это очень важно [решить проблему нехватки педагогов]

  • Вчера [22 августа] вот мы были в школах, и нам сказали, какие ещё ряд мероприятий надо провести для [создания] благоприятных условий учителям. Вот [чтобы в школах было, где] отдохнуть, те уголки, островки в школе, где учитель мог бы отдохнуть после урока тяжёлого, после смены своей тяжёлой, пообщаться с коллегами, обменяться впечатлениями. Потому что учителям действительно некогда [нормально отдыхать]. В учительских у нас так тесно-тесно столы стоят, и отдохнуть так, чтобы присесть на мягкий диванчик, расслабиться и поделиться с коллегами своими впечатлениями от трудного дня, не всех образовательных организациях, к сожалению, есть. Это — тоже наша задача

  • Сегодня у нас узкий вопрос — по поводу [излишней] бюрократизации в школе, и я получила вот ряд ваших предложений, и я рада, что у меня есть на самом деле единомышленники в Совете Федерации, люди, с которыми в комитете [по образованию] работаем, и они не в Москве живут, а представляют также регионы и понимают эти проблемы. Я думаю, что, наверное, сразу всё мы не сможем решить, но то, что можно сделать, и сегодня нам наши коллеги прямо сказали: «Но это-то мы можем сделать!». Это нужно просто желание, политическая воля и не такие большие средства всё-таки здесь нужны, чтобы привести вот эту систему в рабочий порядок для того, чтобы облегчить труд учителя

  • Ряд предложений, который здесь звучали, это реально выполнить уже сегодня, поэтому будем надеяться, что создадим вот такую рабочую группу, и попробуем в департаменте [образования администрации Владимирской области] обсудить на их площадке этот вопрос

  • Те [предложения], которые необходимо на федеральном уровне [обсуждать], я сказала, что мы будем [этим заниматься]. В сентябре у нас там заканчиваются каникулы в Совете Федерации, мы приступаем к работе, будет у нас очередной комитет, и я подниму эти вопросы, которые волнуют педагогов нашего региона. Уверена, что коллеги из других регионов меня поддержат, потому что они сегодня также находятся в регионах, и также общаются с педагогическим сообществом накануне начала учебного года

  • Здесь говорили о национальных проектах — это, действительно, очень серьёзная программа нашего государства, но реализация её начинается именно вот с таких мелких вопросов, которые волнуют наших педагогов. И национальный проект «Образование» без [хорошего] настроения учителя, без облегчения его труда, без привлечения кадров вот в эту сферу, не получится - просто будет топтаться на месте этот национальный проект

  • Строительство школ, допустим немного от другого зависит — от бюджетов, другие направления подключаются здесь, а вот сам человек, педагог, это — действительно наша сфера образования, и вместе с уполномоченным по правам человека мы очень часто — и в Москве, с уполномоченным по правам человека России Москальковой Татьяной Николаевной общаемся, вместе с нашим вузом, с [директором Педагогического института ВлГУ] Мариной Владимировной [Артамоновой], я думаю, будем работать. Это очень важно

  • Я не говорю, что мы сразу всё решим, но если мы хотя бы что-то уже начнём решать сегодня, вот в этом году, уже в этом сентябре, и получится, я думаю, что это будет достижение

  • Мы не верили... Вы знаете, сколько лет мы боролись, сколько мы работали вместе с профсоюзами для того, чтобы повысить базовый оклад учителя? Но его чуть-чуть повысили, на немного, но я считаю, что это — тоже достижение. И дальше нам нужно работать

  • И, вообще, я считаю, что уже настало то время, когда нужно пересмотреть формирование заработной платы учителя; сейчас новые категории появились, новые возможности у учителя. И вот здесь это — тоже, наверное, вопрос всё-таки к федеральным структурам, чтобы концепция от них шла смены [принципов] формирования заработной платы учителя. Просто сказать, что она должна быть средней по экономике — это ничего не сказать. А внутри педагогического сообщества — там бурлит всё это

  • И, действительно, очень много предложений мы услышали, и в этом направлении, общаясь с нашими педагогами, может быть, не за такими «круглыми столами», а, как говорят, где-то на кухнях, где человек открывается и говорит о том, что его больше волнует. [Решить их проблемы] это — наша задача, представителей региона в федеральных структурах и такой ведущей партии «Единая Россия», которых этот вопрос также волнует

***

Поясним, что на «круглом столе» не прозвучало, каков размер дефицита педагогических кадров в средних общеобразовательных школах Владимирской области. Но, например, в относительно благополучном городе Владимире, если сравнивать с другими муниципалитетами 33-го региона, нехватка учителей составляет примерно 5% от общего числа — на сайте городского управления образования есть сведения о порядка 200 вакансиях.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате